Почти незамеченной в общероссийских джазовых кругах прошла информация, что 3 ноября в Санкт-Петербурге скончался контрабасист Владлен Неплох. Ему было 84 года.
Владлен Шмеркович Неплох более чем три десятилетия трудился в петербургском Театре имени В.Ф. Комиссаржевской — первоначально как контрабасист оркестра, а с 1996 г., когда оркестра не стало, как заведующий музыкальной частью. Возможно, из-за этого печальная новость о его уходе из жизни прошла в основном по театральным рубрикам новостных каналов. С 1988 г. он был также педагогом по классу бас-гитары Санкт-Петербургской детской школы искусств им. М.Л. Ростроповича. Но и в театре он работал далеко не всю жизнь…
Как написал в социальной сети пианист Борис Шафранов, привлёкший внимание джазовой общественности к кончине своего друга, «в этом театре Владлен (друзья его звали Вадим) работал с 1985 года. А до этого Вадим был одним из самых востребованных джазовых контрабасистов, участником возрождения ленинградского джаза. Он начал работать в 1954 году, в 19 лет, в оркестре под руководством Александра Блехмана, где играли музыканты старшего, довоенного поколения. Когда Иосиф Вайнштейн решил создать оркестр из молодых, «непрофессиональных», но талантливых джазовых музыкантов, он пригласил Вадима в этом участвовать, и Вадим помог ему в подборе музыкантов для нового коллектива, который вскоре завоевал репутацию лучшего джаз-оркестра в Ленинграде. Вадим также участвовал в квинтете [солистов оркестра] Константина Носова и Геннадия Гольштейна, и в 1959 году они записали несколько композиций Кости и Гены.
Эта запись попала к американскому джазовому критику, автору «Энциклопедии джаза» Леонарду Фэзеру, и он написал о ленинградском квартете в Америке, что не вызвало большой радости у музыкального начальства в СССР. Начались гонения, попытки разогнать оркестр. Но в том же году оркестр Иосифа Вайнштейна выпустил свою первую пластинку на фирме «Мелодия»…
До того как Вадима пригласили в Театр им. Комиссаржевской, он переиграл со многими джазовыми (и не только) коллективами от Красноярска до Тбилиси, в том числе в джаз-ансамбле «Чанги» п/у Анатолия Кальварского, преподавал и обучал своей профессии много талантливой молодёжи.
Владлен Неплох был не только замечательным джазменом, но и незаурядной личностью. Он обожал поэзию, наизусть знал сотни стихов от Пушкина до Бродского, прекрасно знал и любил классическую музыку… Поэтому он смог столько лет создавать музыкальное оформление спектаклей в театре, где нет оркестра и необходимо «видеть» музыку театрального действа, прежде чем найти её и записать фонограмму.
Но прежде всего он был очень хорошим человеком, его все любили и ценили. И он никогда ни о ком не сказал плохого слова. После похорон Вадима мне позвонил Геннадий Гольштейн и рассказал, что в театре гроб стоял на сцене и был весь засыпан цветами. Пришли все актеры театра, пришла проститься вся ещё живая «старая джазовая гвардия», было много молодёжи… Похоронили Вадима в Павловске, где лежит его мама, которую он обожал…»
СЛУШАЕМ: Ленинградский Джаз-Оркестр, руководитель Иосиф Вайнштейн
Мелодия С60 11007-08, выпуск 1978, записи 1959 г.
А1 00:00 Где же тут любовь — обработка: Геннадий Гольштейн
А2 02:40 Полночный блюз — обработка: Фридрих Запольский
А3 06:27 Прогулка — обработка: Геннадий Гольштейн
А4 10:33 Композиция — обработка: Владлен Груз
В1 15:28 Прекрасный мир — обработка: Геннадий Гольштейн
В2 19:28 Атласная кукла — обработка: Геннадий Гольштейн
В3 23:15 Туманное утро — обработка: Фридрих Запольский
В4 26:54 Лирическое настроение — обработка: Георгий «Жорж» Фридман
В5 29:56 Я шагаю по Москве — обработка: Геннадий Гольштейн
Солисты: труба — Константин Носов (A1, A4 — B3, B5), тромбон — Виктор Мусоров (А3, А4), саксофон — Геннадий Гольштейн (A1, A3, B2, B5), Ростислав Чевычелов (A4), фортепиано — Давид Голощёкин (A2, A4, B1, B5), барабаны — Станислав Стрельцов (А4). Все партии контрабаса — Владлен Неплох.
httpv://www.youtube.com/watch?v=bMvjCh783HI