Каждый год в старинный городок Тихвин на востоке Ленинградской области приезжают на фестиваль духовой и джазовой музыки «Сентябрь в Тихвине» музыканты из разных уголков России и других стран. В этом году состоялся юбилейный, двадцатый фестиваль, который длился три дня — c 13 по 15 сентября.
Первый день посвятили юным музыкантам. В концертном зале детской школы искусств им. Н.А. Римского-Корсакова выступили детские ансамбли из музыкальных школ Тихвина, Бокситогорска и Санкт-Петербурга. Но официальное открытие фестиваля состоялось на следующий день, 14 октября, в концертном зале дворца культуры имени Н.А. Римского-Корсакова, где выступили петербуржцы — Mussorgsky Jazz Orchestra под руководством Сергея Богданова и Sweet Hot Jazz Band, москвичи — квартет Алины Ростоцкой, а также организатор фестиваля — тихвинский пианист Игорь Володин совместно с новгородским художником Стосом Карповым. Синтез музыки и живописи был продемонстрирован не только на сцене, но и в фойе Дворца культуры была организована выставка художника Игоря Петрова «Джазовые зарисовки».
15 сентября фестиваль продолжили Арт-квартет Тима Дорофеева совместно с пианистом Андреем Шабашёвым (Архангельск) и джазовая группа «Тихвин» с гитаристом Вячеславом Большаковым. Этот концерт состоялся в зале районного Дома культуры. Завершали фестиваль эстрадно-духовой оркестр из Великого Новгорода и духовой оркестр детской школы искусств имени Н. А. Римского-Корсакова.
Много лет «Джаз.Ру» публиковал репортаж с фестиваля практически каждый год, и я решила разнообразить контент и взяла интервью у продюсера фестиваля — композитора и пианиста Игоря Володина.
Расскажите про первый фестиваль «Сентябрь в Тихвине». Какова была его концепция?
— Концепция самого первого фестиваля «Сентябрь в Тихвине» было ровно такая, как и всех последующих. Не дать ему опуститься до уровня местечковой тусовки. Участники — только профессиональные джазовые музыканты. Звучать должен джаз высочайшего уровня. Никаких стилевых ограничений. От раннего диксиленда и до радикального авангарда. Музыканты выступают за обязательный гонорар. Пусть не всегда большой, но минимально достойный.
Известно, что Владимир Фейертаг появился только на втором фестивале, а кто был ведущим первого?
— Я с самого начала очень хотел, чтобы все наши фестивали вёл легендарный Владимир Борисович Фейертаг. Я с ним ещё не был знаком и очень мечтал увидеть его в Тихвине. К сожалению, дата первого «Сентября…» совпала с фестивалем в Одессе, куда Владимир Борисович был приглашён ещё раньше. Начиная со второго, он уже не пропустил ни одного нашего фестиваля. Музыкантов на первом «Сентябре..» я представлял сам, и была ведущая из штатного состава ДК.
Какой фестиваль из всех двадцати запомнился вам больше всего?
— Я бы на сегодняшний день не стал выделять из всех 20 фестивалей какой-то один. Они мне все одинаково дороги, и каждый любим по-своему. За все эти годы, даже в самые трудные времена, не было ни одного проходного, «для галочки» фестивального концерта. Мне хочется в это верить.
Возникают ли трудности при организации фестиваля? Какие?
— Трудности стандартные для нашего государства, где культура, по моему представлению, не в большом почёте. Основная проблема — финансирование. Фестиваль проводится почти исключительно на спонсорские деньги, которые всегда достаточно трудно добываются. По абсолютно непонятным мне причинам город не имеет права заложить в свой бюджет достаточную сумму, чтобы ежегодно спокойно проводить это значимое мероприятие. И я на самом деле очень благодарен нашим достаточно мудрым чиновникам, которые не закрывают этот проект и каждый год находят выход, часто из тупиковой ситуации. Сам я по спонсорам ходить совсем не умею и навряд ли буду.
Что отличает ваш фестиваль от остальных?
— Я совершенно искренне считаю, что фестиваль «Сентябрь в Тихвине» — это абсолютно уникальное явление не только для Тихвина, но и для всей России. Эксклюзив. Нонсенс. Нет больше в нашей стране провинциального города с 50 000 жителей, где был бы фестиваль такого уровня, который беспрерывно проходит каждый сентябрь вот уже 20 лет! Всё-таки джаз — музыка несколько элитарная. Только достаточно подготовленный слушатель может её понять и по-настоящему принять в свою душу. И меня очень радует тот факт, что город любит этот фестиваль и гордится им. В Тихвине какая-то особая аура, как мне кажется. И икона, и монастырь, и Николай Андреевич Римский-Корсаков (русский композитор родился и до 12 лет жил в Тихвине, а после поступления в Морской кадетский корпус до своих 22 лет ежегодно приезжал в родной город на отдых. — Ред.), воздух пропитан желанием творить и делиться красотой…
Что нужно артисту для того, чтобы выступить на вашем фестивале?
— Чтобы стать участником нашего фестиваля, надо не только быть профессиональным джазовым музыкантом и виртуозом. Я, как музыкальный руководитель фестиваля, ищу артистов с ярко выраженным собственным творчеством. Самобытных, нетривиальных, глубоких… Современное джазовое образование готовит, как мне кажется, исполнителей очень высокого уровня. Сотни молодых музыкантов играют практически безупречно технически, умело пользуясь шаблонами и канонами. И это, наверное, замечательно. Но чтобы попасть на наш фестиваль, надо быть яркой индивидуальностью! Неважно, где вы живёте, учитесь или учились, в каком стиле вы импровизируете, сколько вам лет и так далее. И, кстати, чтобы я услышал потенциальных участников следующих фестивалей, лучше приглашать меня с авторскими концертами к себе. А я умею быть благодарным! (Тонкий намёк!)
Какие планы на будущий год?
— Обычно картина грядущего фестиваля «Сентябрь…» у меня начинает складываться к концу марта, началу апреля. Поэтому пока про будущий год я ничего не могу сказать. Главное, чтобы фестиваль жил и не заканчивался.
ВИДЕО: Игорь Володин, басист Юрий Грибецкий и гитарист Вячеслав Большаков на юбилейном ХХ фестивале
httpv://www.youtube.com/watch?v=gefLclxCfm8