12 октября в Салониках (Греция) на 82 году жизни скончался самый известный в мире джазовый музыкант родом из Болгарии — пианист, аранжировщик и композитор Милчо Левиев.
Левиев (ударение в его фамилии падает на букву «и») родился в болгарском городе Пловдив 19 декабря 1937 г. Он впервые появился на международной сцене в 1959 г., завоевав вторую премию на конкурсе композиторов в рамках Международного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (Австрия). Окончив Болгарскую государственную музыкальную академию по классу композиции легендарного Панчо Владигерова, он пару лет преподавал в музыкальной школе в Пловдиве, а с 1962 по 1966 работал пианистом и музыкальным руководителем биг-бэнда Болгарского радио и телевидения в Софии, а параллельно неоднократно выступал и в академическом контексте — как солист-пианист и дирижёр с Пловдиским и Софийским симфоническими оркестрами. Уже тогда Милчо разрабатывал в композициях и аранжировках для оркестра новаторские идеи, соединявшие язык и тембры джазового искусства с мелодическим и ритмическим богатством болгарского музыкального фольклора.
В те же годы Левиев писал музыку для мультфильмов, телепостановок и художественного кино, включая эпохальный для болгарского кинематографа фильм «Отклонение» (1967, премия ассоциации кинокритиков ФИПРЕССИ на Московском международном кинофестивале).
СЛУШАЕМ: музыка Милчо Левиева в фильме «Отклонение»
httpv://www.youtube.com/watch?v=pMhn8NK_qPw
В 1970 г. пианист, как это называлось в те годы в странах социалистического лагеря, в который входила и его родина, «сбежал на Запад» — то есть выехал из социалистической Болгарской Народной Республики в капиталистическую Западную Германию. Там Левиев работал аранжировщиком в оркестре Гессенского Радиовещания во Франкфурте-на-Майне, а как джазовый пианист выступал с одним из лидеров западногерманского джаза тех лет — тромбонистом Альбертом Мангельсдорфом. Там же пианист познакомился с американским трубачом и бэндлидером Доном Эллисом, который уговорил болгарского джазмена подавать документы на иммиграцию в США. В 1971 г. Милчо оказался за океаном.
До 1977 г. Левиев работал в оркестре Дона Эллиса. В 1972-м он играл на записи темы из кинофильма «Французский связной», и за этот альбом Дон Эллис получил премию Grammy в категории «Лучшая инструментальная аранжировка» — так что, когда устроители выступлений Милчо в России рекламировали его как «Лауреата Грэмми», они не были совсем уж неправы.
СЛУШАЕМ: главная тема Дона Эллиса в фильме «French Connectionй», на клавишных Милчо Левиев
httpv://www.youtube.com/watch?v=AhWuqhhNHOI
Покинув оркестр Эллиса, Левиев много гастролировал и записывался с известными джазовыми музыкантами: среди тех, с кем он работал — саксофонист Арт Пеппер, Билли Кобэм (Милчо играл на трех альбомах выдающегося барабанщика — «Total Eclipse», «Shabazz» и «A Funky Thide of Sings»), вокальный ансамбль Manhattan Transfer и вокалист Эл Джарро.
Начало 1980-х Милчо провёл, экспериментируя с джаз-роком в собственной группе Free Flight. В 1981-м он был теперь уже сам номинирован на Grammy в категории «Лучшая вокальная аранжировка» за аранжировку вокальных партий в треке «Confirmation» на альбоме Manhattan Transfer «Mecca For Moderns» — правда, собственно «Грэмми» опять не получил.
СЛУШАЕМ: «Confirmation», текст Джона Хендрикса на музыку Чарли Паркера, аранжировка Милчо Левиева
httpv://www.youtube.com/watch?v=_V_nyklIG9E
История повторилась в 1982, когда Grammy был награждён Эл Джарро: на получившем высшую награду американской индустрии звукозаписи альбоме вокалиста «Breakin’ Away» была пьеса Дейва Брубека «Blue Rondo a la Turk», аранжировку которой выполнил Левиев, но премию получил только сам вокалист — причём целых две: за «Лучшее мужское вокальное исполнение джаза» (именно за этот самый трек!) и «Лучшее вокальное исполнение поп-музыки» (за весь альбом).
СЛУШАЕМ: Al Jarreau «[Round, Round, Round] Blue Rondo a La Turk» (1982)
httpv://www.youtube.com/watch?v=ArXmVGR4hhU
В те годы люди, выехавшие из стран соцлагеря на Запад, как правило, не могли посещать свои родные страны, так как социалистические государства рассматривали их как предателей. Но с Левиевым было по-другому: несколько лет в середине 70-х он числился арт-директором Пловдивского джаз-фестиваля и даже устраивал выступления на нём Билли Кобэма, а после 1980 болгарские власти позволяли ему время от времени и выступать на родной земле. Правда, полноценного возвращения на болгарскую сцену пришлось ждать до начала 1990-х, когда Левиев с триумфом выступил на международном джазовом фестивале в Варне и затем продолжал приезжать в Болгарию несколько раз в год — играть на фестивалях, давать мастер-классы и вообще достаточно полноценно участвовать в музыкальной жизни родной страны. В 90-е он был увенчан званиями почётного доктора в пловдивской Академии музыки и танца и софийском Новом Болгарском университете, а в 1997 получил от болгарского государства высшую награду — орден «Стара Планина».
В собственных композициях, записанных на более чем двух десятках авторских альбомов, Левиев неизменно использовал сложные нечетные ритмы болгарской музыки в изысканном джазовом контексте. Левиев много гастролировал и записывался соло, а также в дуэтах — широко известны его дуэтные альбомы с контрабасистами (Чарли Хэйден и Дейв Холланд), саксофонистами (живущий в Болгарии выходец из Ленинграда — арт-директор джаз-фестиваля в Варне Анатолий Вапиров) и даже с мастером игры на балканской продольной флейте «кавал» Теодосием Спасовым.
СЛУШАЕМ: Milcho Leviev & Dave Holland «The Oracle: live al Suntory Hall, Tokyo, 1986»
httpv://www.youtube.com/watch?v=qtBAxMnnOGU
Долгие годы Милчо Левиев преподавал джазовую композицию и импровизацию в Университете Южной Калифорнии. В Лос-Анджелесе он сотрудничал и с ещё одним музыкантом из бывшего СССР — легендарным советским саксофонистом Алексеем Зубовым. С ним он в 2006 г. приезжал и в Москву, где Алексей Зубов отмечал своё 70-летие и полвека своей творческой деятельности. Это было не единственное выступление Милчо в России в новом веке: ещё в 2002 он участвовал в совместном концерте с бразильскими музыкантами в Большом зале Московской консерватории, где он оплетал джазовыми импровизациями нотный текст Клода Дебюсси и Николая Римского-Корсакова, который излагала на втором рояле академическая пианистка Басиния Шульман, а затем исполнил с Московским камерным оркестром под управлением Константина Орбеляна собственную смелую оркестровку «Рапсодии в блюзовых тонах» Джорджа Гершвина (наше издание тогда написало, что он добавил в оригинальный текст Гершвина «процентов пятьдесят сольных фортепианных эпизодов и каденций, в которые мелко настрогал самых разных цитат — от страстного танго и блюзов до гершвиновского же «The Man I Love«»).
Последние несколько лет Милчо Левиев жил и преподавал в Салониках (Греция), где работал вместе с женой, вокалисткой Вики Алмазиду: по происхождению она гречанка, хотя, как и Милчо, родилась в Болгарии. Вместе с Вики он записал два альбома — «Quiet Love (A Mini Jazz Opera in 11 Acts)» (2004) и альбом джазовых стандартов, названный по единственной вошедшей в него авторской композиции Левиева на текст Вики Алмазиду — «Nina» (2015). Последней записью Милчо Левиева стал вышедший на болгарском лейбле Perfect Records альбом 2015 года «Quiet March», на котором он сольно играет темы из своей киномузыки. Единственным треком на альбоме, тема которого пришла не из фильма, стал «Славянский блюз»: его Милчо посвятил своему другу Алексею Зубову.
СЛУШАЕМ: Milcho Leviev «Slav Blues»