В ответ на неизбежный вопрос, откуда берутся дети, смущенные родители часто бубнят что-нибудь о пестиках и тычинках. В английском языке такой ликбез обозначается идиомой «the birds and the bees» («птички и пчелки»).
Пьесу под этим названием, сочиненную венгерским гитаристом Аттилой Золлером, его американские коллеги Джим Холл и Пэт Мэтини записали на совместном альбоме 1999 года («Jim Hall & Pat Metheny», Telarc).
Мудрец Холл и вечно молодой Мэтини — музыканты разных поколений, но у них много общего. Деликатное звукоизвлечение и воздушный тембр. Техника, позволяющая играть фразы любой сложности. Владение искусством паузы.
Может быть, Джим Холл — «родной отец» Пэта Мэтини, научивший его всем джазовым птичкам и пчелкам? Нет, генетика Пэта сложнее. Ясно одно: перед нами два равновеликих мастера.
Умение слушать и взаимное уважение позволяют им выстраивать драматургически насыщенный, но не перегруженный контрапункт. Спонтанные импровизации дуэта заставляют поверить в телепатию.
Давным-давно, в начале своего увлечения джазовой гитарой, я буквально по ноте «снимал» трек «The Birds and the Bees» и другие пьесы с этого альбома, открывая их нюансы. Холл и Мэтини растягивают гармонию и ритм, сжимают их обратно, меняются местами, отвечают друг другу и всё время остаются в неразрывной связи.
Альбом «Jim Hall & Pat Metheny» стал для меня настоящим учебником. И даже если пальцы почти забыли его уроки, удовольствие от познания запомнилось навсегда.