27 сентября на санкт-петербургском лейбле Rainy Days Records выходит альбом, который записал альт-саксофонист Макар Кашицын при участии восходящих звёзд нью-йоркской сцены и целой сборной музыкантов из России, США и Европы.
Макар Кашицын появился на джазовой сцене совсем недавно. Это произошло в Москве. Несколько лет подряд юный альт-саксофонист показывался на разных исполнительских конкурсах и, казалось, проходил обычную эволюцию молодого джазмена, медленного набирающего знания, умения и навыки импровизатора — как вдруг в 2017 г. Макар, что называется, «выстрелил»: стал лауреатом конкурса Gnesin Jazz и получил Гран-при фестиваля-конкурса «Детский триумф джаза», а затем поступил в одну из лучших джазовых консерваторий США — Манхэттенскую Школу музыки в Нью-Йорке. Музыкальный руководитель «Детского триумфа джаза» — тромбонист Московского джазового оркестра Павел Овчинников — в беседе с корреспондентом «Джаз.Ру» назвал тогда Макара Кашицына «главным открытием» на молодой российской сцене последних лет.
Сейчас Макару 19 лет, он учится на третьем курсе Manhattan School of Music, и у него выходит дебютный альбом под звучным названием «Звери джаза» — «Jazz Animals». Материал был записан в августе 2018 на московской студии CineLab (запись, сведение и мастеринг — Александр Перфильев, при участии Игоря Бардашева). Продюсером этой записи выступил барабанщик Саша Машин, а среди участников были набирающий известность нью-йоркский трубач Джош Эванс и выдающийся американский тенор-саксофонист нового поколения Чад Лефковиц-Браун. Кроме того, в записи участвовал молодой московский гитарист Алексей Полубабкин, в двух треках звучит голос нидерландской вокалистки Хиске Остервейк (она также написала текст для финального трека альбома), а ритм-секцию составляют продюсер альбома Саша Машин на ударных, Макар Новиков на контрабасе и маститый Алексей Подымкин на фортепиано и электропиано. Список был бы, однако, неполон без Никиты Мочалина: молодой саксофонист из Петербурга, правда, не издаёт на альбоме ни единой ноты, но зато четыре из семи треков альбома звучат в его аранжировках, а одну из этих четырёх пьес («Song for Chad») он и написал. Ещё одну («Time to Forget») сочинил Чад Лефковиц-Браун; остальные пять — авторские композиции Макара Кашицына, включая самые «ударные» номера альбома — заглавную тему и «Going to Ekaterinburg», в которой увековечен один из важных пунктов российских гастрольных маршрутов, в том числе и августовского тура 2018 года, в ходе которого был записан этот альбом.
Как заметила канадская музыкальная журналистка Керили Макдауэлл, поставившая четыре звезды дебютному альбому Кашицына в свежем номере старейшего американского джазового журнала DownBeat,
…ещё тридцать лет назад такое радостное российско-американское сотрудничество было бы трудно себе представить. Но в этом совместном проекте, объединившемся в рамках языка джаза, восхитительный международный коллектив Кашицына создал вдохновенную музыку.
Всё так и есть. Мы слышим на альбоме мощный, яркий ансамбль, в котором альт-саксофон 19-летнего лидера из Москвы звучит наравне с тенором и трубой его нью-йоркских коллег и удивляет не только техническим совершенством исполнения, но и глубоким композиторским мышлением, а искушённая работа российской ритм-секции увязывает весь этот интернационал в захватывающий поток современного джаза, придуманного и сыгранного на самом передовом уровне. Не зря лейбл Rainy Days Records уже второй год подряд, участвуя в европейской джазовой выставке-ярмарке Jazzahead! в Бремене (Германия), декларирует, что его задача — «менять восприятие современной российской музыки в глобальной перспективе» и «пестовать уникальные международные проекты лучших музыкантов, которые Россия может предложить миру». Это вот и есть как раз такой проект. На извечный Главный Вопрос отечественного джаза — «можем ли мы, как американцы» — уже давно получен в целом вполне положительный ответ. Оставалось выяснить, зачем. И дебютный альбом Макара Кашицына предлагает не единственный, но зато весьма убедительный вариант ответа: затем, чтобы перестать что-то кому-то доказывать, заканчивать соревноваться с кем-то (причём, как правило, кем-то воображаемым) и наконец начать работать на единой мировой джазовой сцене в полный собственный голос.
АЛЬБОМ НА САЙТЕ ЛЕЙБЛА | СЛУШАТЬ/КУПИТЬ АЛЬБОМ НА BANDCAMP | АЛЬБОМ В ITUNES/APPLE MUSIC | АЛЬБОМ В GOOGLE PLAY
ВИДЕО: пятиминутный мини-фильм о записи альбома Макара Кашицына
httpv://www.youtube.com/watch?v=Uu2kMhx6d_s