In Memoriam: пианист Хэролд Мэйберн (1936-2019)

0
Harold Mabern
Harold Mabern
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

17 сентября в Нью-Джерси умер в возрасте 83 лет один из ярчайших пианистов джазового мэйнстрима — Хэролд Мэйберн (Harold Mabern). Причиной смерти музыканта назван сердечный приступ.

Хэролд Мэйберн родился 20 марта 1936 г. в Мемфисе — городе со славными музыкальными традициями, одном из ярчайших центров развития афроамериканской музыки в ХХ столетии. Он не получил систематического музыкального образования, но страстно стремился играть на фортепиано. Благодаря тому, что его отец, плотник по профессии, смог скопить денег на инструмент для сына, в подростковом возрасте Хэролд начал заниматься на собственном пианино и быстро освоил основы джаза и ритм-н-блюза. Если не учителем, то живым примером и образцом для подражания у него был мемфисский ритм-н-блюзовый и джазовый пианист более старшего поколения — Финеас Ньюборн-мл. (1931-1989).

После средней школы Мэйберн в 1954 г. переехал в Чикаго; семья не смогла оплатить ему обучение в Американской консерватории, но юноша полгода брал у тамошних преподавателей частные уроки, а по вечерам играл в биг-бэнде тромбониста Морриса Эллиса. Как он позднее признавался, основным средством саморазвития для молодого пианиста была в тот период игра на рояле по 12 часов в день.

Пять лет спустя, в 1959 (важнейший для истории джаза год!), Мэйберн переехал в Нью-Йорк. Как он сам рассказывал, 21 ноября он поселился в отеле и отправился в клуб Birdland, где, как выяснилось уже на месте, трубач Гарри «Суитс» Эдисон прослушивал кандидатов на место пианиста своего ансамбля: знаменитый Томми Флэнеган должен был скоро покинуть это место. Мэйберн сыграл — и был зачислен в ансамбль прославленного трубача в свой первый день в столице американского джаза.

Среди его работ в следующие несколько лет были The Jazztet Арта Фармера и Бенни Голсона, биг-бэнд Лайонела Хэмптона, аккомпанирующие составы певцов Бетти Картер, Джонни Хартмана и Артура Прайсока, ансамбли трубача Дональда Бёрда и барабанщика Роя Хэйнза. Работы с Майлзом Дэйвисом и Сонни Роллинзом продлились недолго, а вот у тромбониста Джей Джей Джонсона пианист играл больше двух лет в 1963-65 гг. Затем последовала работа с трубачом Ли Морганом, с которым Мэйберн время от времени играл до февраля 1972 — до того самого рокового вечера, когда ревнивая подруга Моргана в присутствии Мэйберна застрелила трубача (по некоторым свидетельствам — прямо на сцене).

Первая пластинка Хэролда Мэйберна в качестве лидера собственного ансамбля вышла в 1968. Всего он записал более 25 альбомов как лидер — но гораздо больше, буквально сотни работ, были сделаны им в ансамблях других музыкантов. Он вообще считался одним из лучших партнёров-аккомпаниаторов в джазовом мэйнстриме. Больше сорока лет Мэйберн записывался и гастролировал с саксофонистом Джорджем Коулманом (в том числе выступил в Москве в феврале 2004 — см. репортаж «Джаз.Ру»), ездил в туры с трубачами Кларком Терри и Джо Ньюманом и даже играл поп-джаз на электропиано в ансамбле популярного гитариста Джорджа Бенсона.

Хэролд Мэйберн в Москве, март 2004 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Хэролд Мэйберн в Москве в составе ансамбля Джорджа Коулмана, март 2004 (фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

В новом столетии Мэйберн вошёл в круг артистов нью-йоркского клуба Smalls благодаря тому, что много выступал и записывался с одним из резидентов клуба, своим бывшим студентом, которому в конце 80-х преподавал джазовую импровизацию в Университете Уильяма Паттерсона в Нью-Джерси — саксофонистом Эриком Александером: игра Мэйберна звучит на 17 альбомах Эрика.

Harold Mabern
Harold Mabern

В 2017 г. Мэйберн вновь выступал в Москве, на сей раз в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского — прославленный музыкант приезжал в трио с двумя опытными нью-йоркскими коллегами: барабанщик Джо Фарнсуорт (Joe Farnsworth) постоянно играл с Мэйберном с 2001 г., а контрабасист Ари Роланд (Ari Roland) работает в гастрольном ансамбле Эрика Александера, где Мэйберн с ним часто сотрудничал.

Джо Фарнсуорт играл и на финальном альбоме Мэйбёрна — «The Iron Man: Live at Smoke», который вышел на лейбле Smoke Sessions в 2018 г. В записи участвовали также Эрик Александер и басист Джон Уэббер.
ВИДЕО: Harold Mabern Trio в нью-йоркском клубе Smalls 18 января 2017

httpv://www.youtube.com/watch?v=bGFsBYCiOzk

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя