Вслед за россиянами в каталоге норвежского лейбла Losen Records появились, впервые в истории, и украинские музыканты. Напомним, что в 2017 г. благодаря знакомству на международной джазовой выставке-ярмарке Jazzahead! в Бремене (Германия) руководитель созданной в 2010 г. норвежской фирмы грамзаписи — Одд Йельснес (Odd Gjelsnes) — заинтересовался московским LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов) и переиздал на своём лейбле их альбом «If You Have A Dream», который для российского рынка был выпущен московской компанией Butman Music Records. Год спустя последовало издание их нового студийного альбома «Urban Dreamer» (см. интервью участников трио «Джаз.Ру» по поводу выхода этой записи и поездки с презентационным концертом в Норвегию). В феврале 2019 на Losen Records появился ещё один диск с участием музыкантов трио, на сей раз выступивших в качестве партнёров московской саксофонистки Марии Артеменко (она же Маша Арт) — см. наш отклик на выход совместной пластинки Masha Art & LRK Trio «Anesthesia». Наконец, в марте 2019 Одд Йельснес переиздал для европейского рынка альбом трио пианиста Дмитрия Илугдина «Reflection», ранее выпущенный для российских слушателей московским лейблом ArtBeat Music.
В апреле 2019 на очередной выставке-ярмарке Jazzahead!, где почти не ощущаются межгосударственные трения, так как в джазовом мире представители практически всех стран работают рука об руку и вместе трудятся над дальнейшем развитием джазового искусства, экспоненты объединённого российского стенда с интересом пообщались с представителями одесского ансамбля Pokaz Trio. В ходе этого общения была рассказана вышеизложенная история вхождения записей нескольких российских джазовых коллективов в каталог норвежского лейбла. При этом российский стенд на выставке всегда находится рядом с экспозицией страны-партнёра выставки; в 2019 г. партнёром Jazzahead! была Норвегия, и Одд Йельснес почти всё время проводил на норвежском стенде в зоне для переговоров. Достаточно было указать на колоритного норвежского продюсера — и остальное оказалось делом техники: 20 июня на Losen Records состоялся релиз альбома Pokaz Trio «Kintsugi», и к российским названиям в каталоге скандинавской фирмы грамзаписи добавилось и первое украинское.
Впрочем, само слово kintsugi, которым одесские музыканты назвали свою запись — японское: так в Стране Восходящего Солнца называют искусство восстановления разбитых ценных керамических изделий при помощи лака, смешанного с порошком золота или серебра. У искусства «кинцуги» есть своя философия: согласно ей, трещины и сколы нужно не маскировать, а эстетизировать, выделяя золотым или серебряным лаком, потому что они — часть истории восстанавливаемого объекта.
Во главе одесского ансамбля стоит пианист Андрей Показ. Выпускник музыкальной школы им. Столярского (в которой специальность «фортепиано» в своё время преподавала ещё его прабабушка!) и Одесской музыкальной академии им. Неждановой (бывшая Одесская консерватория), Андрей и сам несколько лет работал преподавателем кафедры специального фортепиано своей alma mater. В 2013 г. он участвовал в ярком конкурсно-фестивальном проекте Master Jam Fest — правда, не вышел в финал (а Гран-При тогда завоевал невероятный вундеркинд из Индонезии — Джоуи Александер, теперь уже успешно работающий на американской сцене). В 2016 г. Андрей Показ создал «Показ Трио», в которое в настоящее время входят также бас-гитарист Евгений Мырмыр и барабанщик Яков Тарунцов.
На альбоме, который был записан в 2017 г. (киевская Muzichi Studio, звукорежиссёр Макс Гладецкий), играет, впрочем, другой басист — Виталий Фесенко, тоже выпускник Академии им. Неждановой и участник (причём, в отличие от руководителя трио — финалист) Master Jam Fest 2013 года. Из семи треков альбома шесть — авторские композиции Андрея Показа, одну пьесу написал Виталий Фесенко.
Сами музыканты определяют свою стилистику как «футуристический джаз». Однако при внимательном прослушивании можно выделить вполне современные, даже уже и традиционные элементы, которые роднят их звучание со многими направлениями европейского джаза, в том числе и скандинавского. Напрасно было бы искать здесь блюзовую чувственность и триольную ритмическую упругость свинга, свойственные американскому джазу: одесские музыканты не маскируют свой богатый академический опыт, полученный за годы изучения классической музыки, не пытаются скрыть, что основные влияния в их музыке — европейские, а не афроамериканские. Ровная, текучая ритмика. Заметная опора на ладовые построения в импровизационных линиях. Тщательное исследование мелодических возможностей обыгрывания скупых, сдержанных гармонических фактур. Сдержанная, ровная динамика, создающая медитативный, а временами и прямо меланхолический эмоциональный фон, в котором широкие динамические скачки крайне редки, но господствует гипнотически ровное звукоизвлечение. Такова в общих чертах музыкальная ткань альбома, в котором стилистические отсылки в отдельных пьесах могут напомнить слушателю и о современной инструментальной рок-музыке, и о «неоклассицизме» современного академического искусства — особенно прикладного, связанного с кинематографом или театром, — и о медитативных полотнах скандинавских импровизаторов конца прошлого столетия, основанных на европейских фольклорных интонациях.
АЛЬБОМ НА САЙТЕ ЛЕЙБЛА | АЛЬБОМ В APPLE MUSIC | АЛЬБОМ В GOOGLE PLAY
Наиболее яркий трек — заглавный, и недаром именно на него было снято музыкальное видео. Участники ансамбля специально подчёркивают, что это не «видеоклип» в обычном понимании — это небольшой музыкальный фильм, исходные материалы которого были сняты не на видео, а на киноплёнку. Режиссёр ролика — Анатолий Сачивко, хореограф танцевальной группы Apache Crew, он же — исполнитель главной мужской роли (женская роль — танцовщица Анастасия Харченко). Премьера видео состоялась в день релиза альбома, 20 июня.
httpv://www.youtube.com/watch?v=KFnOH2rq_so