Когорта первопроходцев советского джаза: Александр Варламов (1904-1990)

0
Александр Владимирович Варламов (фото: Александр Забрин, 1982)
Александр Владимирович Варламов (фото: Александр Забрин, 1982)
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

19 июня — день рождения одного из первопроходцев советского джаза. Композитор, аранжировщик, пианист, бэндлидер, вокалист Александр Варламов родился в Симбирске (ныне Ульяновск) 19 июня 1904 года.

Александр Варламов. 1930-е гг.
Александр Варламов. 1930-е гг. Музыкант рано поседел, поэтому в те годы у него было прозвище «Старик Варламов»

В когорте первых советских джазменов его имя обычно упоминается среди первых: Парнах, Варламов, Цфасман, Теплицкий, Утёсов, Скоморовский, Кнушевицкий, Терпиловский… Он был наследником целой музыкальной династии: брат его прадеда, тоже Александр Варламов (1801-1848) — знаменитый преподаватель вокала и автор двух сотен романсов и песен, в том числе «На заре ты её не буди». Мать Варламова — оперная певица… Александр Владимирович начал писать музыку ещё ребёнком в Симбирске, и в родном городе у 8-летнего мальчика даже вышли ноты двух авторских сочинений. В 1918 он переехал в Москву, поступил было в ГИТИС, но музыка победила: Варламов поступил в училище им. Гнесиных, где учился теории у Рейнгольда Глиэра, а композиции — у Михаила Гнесина. 1 октября 1922 18-летний Варламов был на легендарном первом концерте отечественного джаза — выступлении «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра — джаз-банда Валентина Парнаха», Увиденное навсегда изменило его жизнь. А тут ещё преподаватель оркестровки, Дмитрий Рогаль-Левицкий, посоветовал студенту внимательно изучить принципы аранжировки для джазового оркестра. И случай вскоре представился.

Афиша «Негро-оперетты» (художники Владимир и Георгий Стенберги)
Афиша «Негро-оперетты» (художники Владимир и Георгий Стенберги)

В 1926 г. в Москву впервые приехали американские джазовые музыканты — Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона. В составе были звёзды раннего афроамериканского джаза, в том числе кларнетист Сидней Беше и тромбонист Фрэнк Уитерс. Приезжало и лондонское ревю «Шоколадные ребята» с афроамериканским оркестром под управлением Сэма Вудинга, на советских афишах названное «Негро-оперетта». Среди слушателей был 22-летний Александр Варламов, которого новая музыка буквально зажгла. Но к собственному оркестру он шёл довольно долго. После выпуска из Гнесинки он работал заведующим музыкальной частью Театра миниатюр.

Септет Александра Варламова (1938). Самого руководителя в кадре нет.
Септет Александра Варламова (1938). Самого руководителя в кадре нет.

Первым собственным коллективом Варламова стал «Первый вокальный квартет современной эстрады» («Первоксэ», 1930). Затем был оркестр «Танго-джаз» (1933). В том же году Варламов начинает готовить к выходу на концертную эстраду собственный оркестр, который после 14 месяцев репетиций дебютирует в Зелёном театре парка Центрального дома Красной Армии летом 1934 г. В грамзаписи этот оркестр дебютировал в том же году. На первых пластинках «Джаза Александра Варламова», записанных для Грампласттреста и его экспортного лейбла SovSong в том же 1934 г., звучит вполне джазовый биг-бэнд и женский вокал с безупречным американским английским: это была афроамериканская студентка Селестин Коул (Celestine Cole, на советских пластинках её имя писали как «Целестина Коол»), приехавшая в СССР изучать оперное пение по приглашению своего дяди, знаменитого рабочего-афроамериканца, ставшего в Советском Союзе депутатом Моссовета — Роберта Робинсона. Джазовым её вокал назвать было довольно трудно, она была всё же оперная певица с довольно небольшим голосом. Но её природный английский давал «Джазу Александра Варламова» неоспоримое преимущество: аутентичность.
СЛУШАЕМ: Джаз Александра Варламова — «Lullaby» (вокал: Целестина Коол)

Основная масса записей «Джаза Александра Варламова» была сделана с января 1938 по июнь 1941 гг. Это записи двух разных составов. Один, септет солистов большого оркестра, играл в чисто джазовой манере; важную роль играли короткие джазовые соло инструменталистов — трубачей Виктора Быкова и Петра Борискина, саксофониста Александра Васильева, тромбониста Николая Шмелёва (который играл также и на саксофоне), барабанщика Олега Хведкевича. «Семёркой» были записаны несколько «горячих» номеров американского джаза в обработках Варламова, и эти записи демонстрируют, вероятно, самый высокий из попавшего на записи уровень игры в тогдашнем советском джазе.
СЛУШАЕМ: Джаз Александра Варламова — «Дикси-Ли» (в американском оригинале Casa Loma Orchestra — «Dixie Lee»), 1938

Другой — полный состав джазового оркестра — тоже записывал американские стандарты, но на пластинки попали и авторские пьесы Александра Варламова. В некоторых звучал и его голос: спокойный, какой-то нарочито безэмоциональный. Нигде на пластинках не было упомянуто, что поёт сам руководитель оркестра: по свидетельству исследователя ранней истории советского джаза Алексея Баташева, онВарламов стремился запомниться именно как бэндлидер, а не как певец.
СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Александра Варламова «Уходит вечер», 1938

Осенью 1938 Александр Варламов получил предложение возглавить джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета. Эта работа продлилась всего год, и в сентябре 1939 Александра Владимировича по внезапному решению Радиокомитета сменил на посту руководителя биг-бэнда другой известный советский джазовый музыкант — пианист Александр Цфасман.

Оркестр п/у Александра Варламова (стоит слева спиной к камере) на Московском телевидении, 1939. За ударными Лаци Олах.
Оркестр п/у Александра Варламова (стоит слева спиной к камере) на Московском телевидении, 1939. За ударными Лаци Олах.

Однако сохранилось несколько записей оркестра Радиокомитета под руководством Варламова — например, «Игра на пальцах», выполненная им обработка темы Ричарда Роджерса «Dancing Fingers». Кстати, именно выступление оркестра п/у Александра Варламова стало в 1939 г. одной из первых музыкальных телевизионных передач из первой студии московского телевидения на Шаболовке, 37. Считается, что за год работы Варламов заложил в бэнде основы высокой культуры джазовой оркестровой игры и передал Цфасману слаженный, хорошо сыгравшийся оркестр.

СЛУШАЕМ: Джаз-оркестр Всесоюзного Радиокомитета п/у Александра Варламова «Игра на
пальцах», 1939

В 1939-40 гг. Варламов руководил любительским джаз-оркестром в МВТУ им. Баумана (ныне МГТУ), причём подготовил его так, что оркестр наняли играть в ресторан гостиницы «Националь», где жили иностранцы и, как считалось, всегда играл лучший в Москве джаз. А в 1940 последовало новое назначение. Вот как описывал эти события первопроходец советской джазовой историографии Алексей Баташёв в своей статье «Хорош был старик Варламов» (альманах «Джаз-Арт», 2004):

В 1936 году решением Комитета по делам искусств были созданы исполнительские коллективы на полном государственном обеспечении: в их числе Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль песни и пляски, по сию пору руководимый Игорем Моисеевым (умер в 2007. — Ред.), и Государственный джаз-оркестр Союза ССР.

Оркестр п/у Александра Варламова (стоит слева) на Московском телевидении, 1939.
Оркестр п/у Александра Варламова (стоит слева) на Московском телевидении, 1939.

К первому руководству Госджаза (композитору Матвею Блантеру. — Ред.) у начальства накопились профессиональные претензии в части, как ни покажется странным, джазовых качеств исполнения (вялый ритм, неслитность звучания, бедность тембров и т.п.). Дело в том, что начальник, наводивший критику, был в прошлом трубач, «понюхавший пороху» в джаз-оркестрах. Летом 1940 года поправить дела в Госджазе пригласили Варламова. Начальство подошло к своему патефону, поставило пластинку Эллингтона и сказало: «Вот вам образец. Слепо не копируйте, но отнеситесь творчески».

Для музыкантов началась серьёзная учёба: Александр Владимирович предложил проводить уникальные занятия танцами и специальной гимнастикой. Шли ощупью, но эти уроки помогли эстрадным и академическим музыкантам овладеть нужными приёмами джазовой игры, фразировки, грамотным синкопированием. Через несколько месяцев оркестр стало не узнать. Но началась война.

Почти весь состав Госджаза погиб осенью сорок первого.

СЛУШАЕМ: Государственный джаз-оркестр СССР п/у Александра Варламова — «Галоп» Исаака
Дунаевского (запись 1941)

Значительная часть музыкантов бывшего Государственного джаз-оркестра СССР, срочно переименованного в Образцово-показательный джаз-оркестр Народного комиссариата обороны (не путать с Государственным джаз-оркестром РСФСР, который продолжал выступать под руководством Леонида Утёсова), вместе с дирижёром Юрием Лаврентьевым действительно погибла в начале октября 1941 в катастрофическом окружении под Вязьмой, в котором были разгромлены Западный и Резервный фронты Красной Армии и общие потери советских войск составили более миллиона человек. Уцелели несколько музыкантов оркестра; уцелели и музыкальный руководитель оркестра Виктор Кнушевицкий (1906-1974) и художественный руководитель Александр Варламов — когда оркестр отправился на фронтовые гастроли, они оставались в Москве.

Госджаз СССР так и не был воссоздан. Варламов собрал новый оркестр — симфоджаз при Всесоюзной студии эстрадного искусства, с которым готовился выступать на Северном флоте перед советскими и английскими моряками. Но в январе 1943 г. Александр Владимирович был арестован.

Нет, джаз был тут ни при чём: по одной из версий, его оговорили, приписывая ему ожидание прихода немцев в Москву (и по собственному свидетельству Варламова, опубликованному в конце 1980-х, он знал, кто именно его оговорил). По другой версии, он знал, что семья его тогдашней жены прячет родственника, дезертировавшего из Красной Армии. Знал, но не донёс. А вот на него — донесли. «Недонесение» было составом преступления…

Решением Особого совещания Варламов был приговорён к восьми годам, срок отбывал в Ивдельлаге на Северном Урале, руководил лагерным оркестром. В 1951 г. был освобождён, но у него был «минус» — запрет на проживание в больших городах. Варламов поселился в Караганде — шахтёрском областном центре в Казахстане, большую часть населения которого составляли ссыльные.

В Москву он вернулся только в 1956 г. Впрочем, работу ему, бывшему зэку, давать никто не спешил. Спасла студия «Союзмультфильм»: ещё в 1930-е Варламов писал музыку для первых советских звуковых мультфильмов и записывал её со своим оркестром. Именно здесь реабилитированный композитор нашёл пристанище в 1950-е. Всего он написал музыку более чем для 50 мультфильмов, среди которых «Дикие лебеди», «Шайбу! Шайбу», «Три толстяка», «Тараканище» и др.
ВИДЕО: «Шайбу! Шайбу!!» (1964) В титрах указано: «Композитор А. Варламов»

Обретя постоянную работу и статусное членство в Союзе композиторов, Александр Варламов в значительной степени утратил связь с более молодыми поколениями джазового сообщества. Новые музыканты играли новую музыку, а музыка Варламова ушла от переднего края развития импровизационного искусства. Впрочем, авторская пластинка Александра Владимировича 1980 г. «Композиции в танцевальных ритмах», составленная из записей 1975-79 г. — оркестрами при записи дирижировали в том числе и маститые джазмены Георгий Гаранян и Владислав Кадерский, а соло на рояле в нескольких треках играл виртуознейший Николай Капустин — показала, что знание джазовой фактуры и любовь к джазу (по крайней мере, к джазовому мэйнстриму) никуда не ушла, и это был прежний Варламов, только как бы закапсулировавшийся в своём прошлом — дорогом и близком множеству людей.
СЛУШАЕМ: Александр Варламов «Всё проходит», исполняет джаз-оркестр п/у Георгия Гараняна, запись 1970-х гг.

В 1982 г., когда советское джазовое сообщество отмечало день рождения советского джаза — 1 октября, по тому историческому концерту Валентина Парнаха 1922 г., на котором был и юный музыкант родом из Симбирска — оказалось, что в зале ДК «Москворечье» присутствует 78-летний Александр Владимирович Варламов. Будущий обозреватель «Джаз.Ру» Михаил Митропольский передал ему микрофон (это руки Митропольского видны слева в кадре), а джазовый фотограф Александр Забрин сделал этот снимок, ставший одним из самых узнаваемых изображений Варламова.

В 1984-м отмечали 80-летие музыканта, а в июне 1989 к нему в квартиру приехало телевидение — поздравлять с 85-летием, и Варламов с удовольствием рассказывал на камеру интервьюировавшему его Алексею Баташёву о джазе своей молодости.

Не стало его 20 августа 1990 г. Легендарного музыканта похоронили на Домодедовском кладбище под Москвой.

Александр Варламов в 1980-е гг.
Александр Варламов в 1980-е гг.

Реабилитация Александра Варламова состоялась только в 1993 году, через три года после его смерти.

реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяПианист Даниил Крамер и Омская филармония запускают в Омске Siberian Jazz Festival
Следующая статьяПианист Андрей Кондаков представит в Петербурге V фестиваль «Бродский Drive»
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя