15 июня 2019 ушёл из жизни в возрасте 72 лет знаменитый австрийский саксофонист Карлхайнц Миклин (Karlheinz Miklin). Впрочем, знаменитый — с оговоркой. У себя на родине Миклин был одним из самых известных джазовых музыкантов, в то время как у нас до его выступлений в России в 2007-2008 гг. Миклина, пожалуй, не знали совсем.
Карлхайнц Миклин родился в ноябре 1946 г. в Австрии и пришёл в музыку, что называется, широким фронтом: в консерватории своего родного города он изучал фортепиано и гармонию, а параллельно — самостоятельно осваивал саксофон, контрабас и аккордеон. Что и говорить, не самый обычный набор! С таким багажом Миклин естественным образом начал с местной «популярной» сцены — играл фольклорную и танцевальную музыку, даже пел. Далее — Академия музыки в Граце по классу саксофона, получение диплома с особыми почестями, правительственная премия (позже будет ещё и преподавание в этой же Академии)…
Уже с 1970-го Миклин концертировал с иностранным коллективом (аргентинским танцевальным шоу), занимаясь, как он сам это охарактеризовал, «обучением в процессе». В 1978 г. Карлхайнц основал собственное трио, состав которого (саксофон, бас и ударные) был для регулярного ансамбля того времени нестандартным: этот ансамбль выпустил восемь дисков. А в 1983 году Миклин был назван в Австрии музыкантом года (этот титул вновь остался у него и в 84-м), после чего карьера шла уже предсказуемо: совместные проекты с мировыми звёздами (Джон Льюис, Джордж Грунтц, Бобби Макферрин, Хэрби Мэнн), специальные телевизионные проекты, музыка к фильмам, преподавательская деятельность в престижных учебных заведениях (среди которых, к примеру, Королевская академия в Лондоне), президентское кресло в Международной ассоциации джазовых школ.
Кархайнц Миклин выступал в Москве в клубе «Союз Композиторов» в ноябре 2007-го и затем — на фестивале «Джаз в саду Эрмитаж» в августе 2008-го. Первое выступление было как раз с тем трио, что запечатлено в этом видео.
ВИДЕО: Karlheinz Miklin Trio, 2007 «Kulti Multi»
httpv://www.youtube.com/watch?v=SgZYhdchTn8
Миклин был известен в качестве не только композитора и бэндлидера, но и подвижника джазового образования. Карлхайнц был одним из преподавателей Королевской Академии музыки в Лондоне, а с 2003 по 2012 — президентом Международной ассоциации джазовых школ (IASJ), существующей с 1990 г. В 2008 г. автор «Джаз.Ру» Татьяна Балакирская сделала для нашего издания интервью с Миклином об этой стороне его работы (в онлайн-версии публикуется впервые).
Что представляет собой Ассоциация джазовых школ, в чём заключается её деятельность?
— Это объединение многих, даже можно сказать — большинства, джазовых или имеющих отношение к джазу школ в мире. В ассоциацию может вступить учебное заведение любого формата: частный колледж, государственный университет — словом, ограничений нет. Задача наша состоит в том, чтобы сводить лицом к лицу музыкантов и студентов, чтобы преодолевать препятствия на пути такого объединения. Например, в России все друг друга знают, в Германии тоже все друг друга знают, но часто бывает так, что ты абсолютно не в курсе, что происходит на расстоянии пяти километров от границы твоего государства.
А идея создать такую ассоциацию, которая могла бы изменить существующую ситуацию к лучшему, родилась у прекрасного саксофониста и преподавателя Дейва Либмана.
А какие именно проекты осуществляет ассоциация? Идёт ли речь о стандартном обмене студентами и учителями между школами разных государств, о каком-то долгосрочном пребывании учащихся в стенах школ-членов ассоциации?
— Скорее, речь идёт об обмене опытом в рамках ежегодных конференций — а вернее сказать, серий практических «клиник», которые устраивает Ассоциация. Каждый год мы организуем встречи музыкантов, преподавателей и студентов; люди собираются со всего мира, и место таких встреч каждый год меняется. Мы уже проводили такие встречи в Нью-Йорке, Бостоне, Тель-Авиве, Париже, Дублине, Копенгагене, Граце (откуда я родом), в Кракове. В 2008 году мы все поедем в Ригу. Преимущественно встречи проходят в США или Европе.
Кто больше заинтересован в таких собраниях — студенты или преподаватели? Кого приезжает больше?
— Конечно, студентов. Для них всё и делается. Мы смешиваем всех приехавших, распределяем их по шести группам — как правило, никто не знаком друг с другом: мы стараемся создать мультинациональные группы, чтобы студентам самим было интереснее. Процедура попадания в ту или иную группу для них немного волнительна: мы проводим небольшое предварительное прослушивание, чтобы выяснить исполнительский уровень ребят, а уж затем проходит распределение. Всё это длится, впрочем, не более двух часов. И уж затем каждая группа начинает репетиции. Перед ними ставится, в общем-то, достаточно непростая задача: подготовить концертное выступление в течение недели. С одного коллектива мы требуем часовой сет.
И студенты сами разрабатывают программу?
— Нет, вместе с преподавателями. К каждой группе приставлено по два куратора. Если ребята подбираются сильные (а зачастую так и бывает), кураторы дают им больше свободы, уходят, так сказать, в тень и просто наблюдают за происходящим со стороны. Было и так: когда в нашу ассоциацию начало приходить большое количество преподавателей, которые хотели участвовать во всём происходящем, мы даже не знали, какой работой их нагрузить; они просто слонялись от безделья, а студенты преспокойно занимались своим делом.
Кроме практических занятий, на наших курсах бывают ежедневные мастер-классы и лекции. Таким образом, днём инструменталисты занимаются в соответствующих группах (барабанщики — со своим куратором, духовики — со своим), а вечером проходят групповые репетиции. Для тех же, кто не знает, чем себя занять, мы организуем общение, дискуссии по проблемным вопросам. Приглашаем именитых музыкальных критиков, обсуждаем различия в программах музыкальных учебных заведений разных стран, делимся впечатлениями и опытом, просто знакомим друг друга с особенностями национальных джазовых инфраструктур. Слушаем, как играют студенты… словом, видов деятельности — масса.
А чем занимается Ассоциация в перерывах между такими «саммитами»? Издаёт ли учебники, самоучители игры на инструментах, аудио- или видео-школы?
— Нет, практически не издаём. В очень малой степени, во всяком случае. Поначалу у нас был журнал о джазе, очень качественный — мы печатали его в Англии, — он назывался Jazz Changes. Но со временем мы поняли, что это чересчур затратное, дорогостоящее дело: ведь членство в Ассоциации — добровольное, у нас нет спонсоров, нет источников, которые могли бы поддерживать издание журнала. Словом, мы журнал закрыли, и теперь раз в квартал издаем лишь тоненький информационный бюллетень. А больше и не нужно: ведь есть же Интернет, посредством которого все заинтересованные могут узнать об Ассоциации. У нас есть сайт www.iasj.com, на котором можно оформить подписку на новости Ассоциации — так что обратная связь функционирует нормально.
Что же нужно сделать, чтобы вступить в Ассоциацию? Нужно ли официально быть студентом/учащимся/преподавателем какого-то учебного заведения, или же членом Ассоциации может быть любое физическое лицо?
— У нас есть два вида членства: индивидуальное и коллективное. Членом Ассоциации может быть как физическое лицо, так и целое учебное заведение. Нужно лишь написать письмо с просьбой о вступлении в Ассоциацию в сервисную службу.
Это бесплатно?
— Боюсь, что нет: школы платят членские взносы, 300 евро в год, а физические лица — около 50 евро (у последних есть право посещения джазовых летных программ в качестве наблюдателей). Есть у нас и возможность т.н. пробного членства — школа может не рисковать всей суммой, а заплатить 100 евро в год и посмотреть, нужно ли ей быть членом Ассоциации, интересно ли то, что мы делаем в её рамках. А уж потом решить, оставаться с нами или нет.
Какова процедура командирования студентов в летний лагерь Ассоциации от школ-участников проекта?
— Школа (или вуз) номинирует нескольких учащихся на участие в нашей программе. Учредители Ассоциации включаются в процесс отбора студентов, поскольку количество участников весьма ограничено: нам требуется по шесть представителей каждого инструмента — шесть барабанщиков, шесть трубачей и т.п., поскольку если собирать более шести групп, то финальный концерт может чересчур затянуться. Все музыканты должны быть хорошо подготовлены, поэтому мы строго следим за уровнем номинантов. Что же касается представителей школ и преподавателей вузов — здесь никакого ограничения по количеству нет, поскольку каждый из них всё равно покрывает все затраты по транспорту и проживанию самостоятельно. Собственно, школы (вузы) и берут на себя все издержки по участию студентов и преподавателей в нашей программе.
Записываете ли вы отчетные концерты? Думаю, что многим потенциальным участникам вашей летней программы было бы интересно, что получается у их сверстников.
— Иногда записываем. И даже издаём: например, сессия в Кракове была выпущена на CD. Некоторые концерты мы транслировали по радио… Концерт в Кёльне был записан с местным биг-бэндом, а в качестве солистов играли Дейв Либман и Майкл Бреккер.
А кто ещё из звёздных гостей участвует в вашей программе?
— Вы знаете, мировых знаменитостей не так уж и много. Ведь все мы, преподаватели IASJ — энтузиасты. Мы не получаем за свою работу ничего. Наша организация не может выплачивать большие гонорары — кто же захочет потерять целую неделю без оплаты? — и к нам приходят лишь те, кому вправду интересно воспитывать молодое поколение.
Как вы считаете, почему идея создания такой ассоциации не была воплощена в США, почему она нашла свою реализацию в Европе?
— В Штатах совершенно иная история. У них и без того достаточно организаций, движений, всё-таки это единая страна… Люди знают друг друга, им не нужно объединяться в какие-то союзы, чтобы познакомиться. Это здесь, в Европе, музыканты и преподаватели из Франции, Швейцарии, Италии совершенно ничего друг о друге не знают. Это здесь существуют совершенно разные схемы обучения (в одной лишь Германии — три-четыре образовательных системы), это нам нужна подобная организация. Даже названия учебных заведений могут поставить человека в тупик: как, например, соотносятся между собой французская Conservatoire и немецкая Hochschule?.. Academy и University? Так что, по сути, американская инициатива-то была, поскольку основателем ассоциации был Дейв Либман, но это была американская инициатива в Европе. Он как раз прекрасно себе представлял масштабы разрозненности европейских музыкантов. Однажды он давал мастер-класс во Франции, и, приехав по его окончанию в Германию (преодолев всего 500 км), он, к своему удивлению, обнаружил, что в Германии никто и слыхом не слыхивал об этом.
Не могу не спросить, как вам — композитору, бэндлидеру, человеку, который активно занимается собственным творчеством — удаётся находить время для подобных образовательных инициатив? Не так давно я беседовала с бас-гитаристом Виктором Бэйли, который на вопрос о своём нежелании преподавать ответил, что предпочитает тратить время на самосовершенствование.
— Вы знаете… я получил работу в музыкальной академии, когда ещё не был вполне готов к такой работе. Да, эта работа не давала мне возможности чересчур углубиться в себя, но давала возможность достойно прожить. И поэтому — самое главное — она позволяла мне сконцентрироваться исключительно на джазе, не размениваясь на коммерческую музыку.
Я люблю преподавать. Без чёткого понимания того, что именно ты хочешь сказать музыкой, ты не сможешь донести до своих студентов нужную мысль. Поэтому преподавание дисциплинирует тебя как музыканта.
Я глубоко благодарен системе образования за то, что она дала мне возможность развития. Я не Джо Завинул и не Виктор Бэйли, но я очень доволен своей работой и тем местом под солнцем, которое нашёл для себя.
ВИДЕО: Karlheinz Miklin Quartet «In a Sentimental Mood», 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=Iuwm1TxypOE
Очень жаль! Отличный был музыкант и очень симпатичный человек.
Я очень рад, что смог привезти его на наш фестиваль и показать нашим любителям джаза.
Светлая память!