фото: Леонид Селеменев, Ксения Пальчикова
С 1 по 3 мая в Москве прошел музыкальный интенсив «Весна с Lanote». Более 30 участников из разных городов России слушали лекции и участвовали в практических занятиях под руководством мастеров современной импровизационной музыки. Организаторам удалось собрать звездное трио музыкантов-педагогов: Евгений Лебедев преподавал фортепиано, Алина Ростоцкая — вокал, а Лев Слепнер — ритмику.
Основатель образовательного центра Lanote Education — Андрей Липатов — рассказал «Джаз.Ру» об интенсиве и принципах работы компании.
— Так сложилось, что я учусь всю свою жизнь: окончил две школы, музыкальный колледж и два университета. Этот процесс стал неуправляемым, и я четыре раза поучаствовал в летних школах в Европе, брал частные уроки у мастеров джаза в России и в США. Благодаря техническому бэкграунду я смотрел на музыкальную образовательную систему под другим углом. Как студент, я видел проблемы, которым совершенно не уделяли внимания руководители учебных заведений. Так со временем родилась мечта о совершенствовании музыкального образования в России — и появилась компания Lanote.
Сейчас я просто счастлив: нам удалось провести первое масштабное мероприятие — интенсив «Весна с Lanote». После трёх месяцев кропотливой подготовки радостно видеть вдохновленные глаза участников. Это была большая ответственность, и мы с ней справились! Ведь многие специально приехали на эту программу издалека. Могу с уверенностью сказать, что наш интенсив был проведен на очень высоком европейском уровне, и снижать планку мы не станем. Теперь о нас знают в Самаре, Ярославле, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Коломне и многих других городах России.
Расписание получилось действительно интенсивным: только одно ежедневное занятие по специальности длилось более 2,5 часов! Участники также прослушали лекции от каждого из педагогов, плюс listening session (прослушивание и разбор подобранных педагогами композиций). В довершении всего Лев Слепнер погрузил нас в мир индийских и африканских ритмов и заставил серьёзно задуматься над поиском сильных долей: достаточно посмотреть на лица ребят на фотографии! Ксения Пальчикова очень удачно поймала кадр (смеётся).
Я рад, что мы с педагогами и участниками интенсива смотрим в одном направлении. И главные ценности Lanote — профессионализм, доступность образования и любовь друг к другу — нашли своих сторонников. Мы все сильно подружились за эти три дня. На вручении дипломов и завершающем празднике стало понятно, что никто не хочет расставаться. В любом случае, это ненадолго: скоро всех нас ждёт продолжение. И какое!
Своими впечатлениями поделились и преподаватели интенсива.
Лев Слепнер:
— Вы знаете, у нас была самая сильная группа студентов, которую я когда-либо видел в своей жизни. Ко мне приходят на обучение не только профессиональные музыканты, но и начинающие, не имеющие музыкального образования. Конечно, когда ты видишь группу профессиональных музыкантов и начинаешь с ними работать, это доставляет колоссальное удовольствие, невероятный драйв и энергию.
Мы (педагоги) всегда учимся у наших студентов. Это был полный 100% обмен знаниями, потому что были невероятно интересные вопросы. Были моментальные реакции на мои упражнения. Информацию участники впитывали с такой скоростью, что план, запланированный на три урока, пришлось срочно корректировать. Это потрясающе! Спасибо всем, кто был с нами.
Евгений Лебедев:
— Формат интенсива получился идеальным: каждый день заканчивался прослушиванием музыки. У нас была достаточно насыщенное занятие по специальности — два с половиной часа. Я немного даже опасался, хватит ли нам всем энергии на это время. Но энергии не то, что хватило, ею пропитались даже стены! Было больше времени для каждого студента — что-то сыграть, что-то показать. Глобально мы все решаем достаточно похожие задачи и сталкиваемся с похожими проблемами. Поэтому на примере выступающего студента каждый слушатель, кто не играл в данный момент, мог почерпнуть для себя что-то интересное и важное.
Несмотря на обилие дисциплин и новой информации, только так, на мой взгляд, и должно проходить настоящее обучение — когда мы немного переступаем за грань обычного. За эти три дня все — и педагоги, и студенты — получили такой заряд энергии, которого хватит надолго.
ВИДЕО: короткий видеообзор первого дня интенсива
httpv://www.youtube.com/watch?v=Y4Q_O5pD4aM
Лев Слепнер:
— Да, интенсив — это, в первую очередь, выход из зоны комфорта. Вы выходите из привычной вам ситуации, когда просто занимаетесь. У вас есть определенное время на определенные задачи. Вас никто никуда не торопит. Здесь же задача меняется: за достаточно короткий срок необходимо получить, переварить и понять большое количество информации. И вы осознанно идёте на это.
Кроме таких интенсивов, подобную информацию можно получить только точечно, путешествуя по миру: принимать участие в конкретных семинарах и мастер-классах. Я был на мастер-классах выдающихся музыкантов. Часто они дают информацию, но совершенно не рассказывают, как пользоваться этой информацией, как её применять. Они показывают удивительные вещи, но как это сделать — не рассказывают. Студент после мастер-класса живет с этой информацией и пониманием, что никогда не сможет её использовать: он её не понял.
Интенсив же позволяет в сжатые сроки услышать и осознать новую, достаточно сложную и интересую информацию. Это крайне важно не только для детей и студентов колледжей, но и для педагогов! Не удивительно, что те педагоги, которые слушали наши лекции в течение этих трёх дней ушли вдохновлённые.
Алина Ростоцкая:
— Нам удалось добиться очень высокого уровня, возможно даже выше многих европейских летних школ. Как правило, когда большой набор педагогов, обязательно среди них попадётся тот, кто не сильно вовлечен эмоционально в то, что происходит. Для кого-то это является просто хлебом насущным, кто-то редко преподаёт и не старается доступно подать информацию, а действует по методу «делай, как я». Я считаю это зоной своей ответственности, как педагога: донести информацию так, чтобы поняли абсолютно все. И в этом случае я вижу запуск процесса изменений в глазах людей. А дальше наступает уже зона их ответственности: проработать это, впустить в свою ежедневную практику.
Евгений Лебедев:
— Я ставил себе чёткую задачу не отделять себя от студентов, выполнять все упражнения вместе. Для меня было важно не ставить преграду. Мы все вместе студенты. Мы вместе обсуждали вопросы и упражнения, как можно побороть проблемы, возникающие в процессе изучения джазовой музыки. И через это у нас получилось единение.
Лев Слепнер:
— Участники были невероятно открытыми. Организаторы смогли точно донести главный посыл нашего интенсива. Пришли именно те люди, кому это действительно интересно. Порой мы составляем некорректную картину мира только потому, что наша информация и музыка не доходит до слушателя. И нам кажется, что мир немного закрыт, мы живём в ограниченном пространстве. На самом деле, как только люди понимают, чем мы занимаемся, они сразу начинают тянуться. Нужно всегда быть открытыми и готовыми услышать. Учиться друг у друга, как и мы (педагоги) учимся друг у друга.
Алина Ростоцкая:
— Я очень счастлива. Подобралась потрясающая группа студентов. Получился честный разговор и тесный контакт между педагогами и участниками. Мне кажется, участники интенсива нас услышали и теперь не сомневаются, что они действительно талантливые, творческие и красивые.
Очень ценно, что в людях находит отклик то, что для тебя важно, то, что ты любишь в музыке, что считаешь в ней своим маленьким сокровищем, своим открытием. И можешь делиться этим с людьми. Они отвечают: «Да! И у нас так же!». Невероятно!
Атмосфера на интенсиве — очень нетипичная для системы нашего образования. Она очень живая, неформальная, без дистанции между педагогом и учеником. Это сразу расслабляет, студенты перестают бояться, раскрываются. Получают невероятное удовольствие от процесса.
ВИДЕО: краткий видеообзор второго дня интенсива
httpv://www.youtube.com/watch?v=rLBmpKyW-wc