26 апреля контрабасист Макар Новиков и вокалистка Хиске Остервейк (Hiske Oosterwijk) выпустили дебютный альбом своего проекта «Stereobass» на петербургском лейбле Rainy Days Records. Объединение современных музыкальных идей, рождённых российскими джазменами и певицей из Нидерландов, даёт новому релизу питерской фирмы грамзаписи пропуск в мультикультурную Европу.
Второй интернациональный альбом, вышедший на Rainy Days Records, не изменяет той установки, которая была задана музыкальным продюсером и лицом издательства, выдающимся российским барабанщиком Сашей Машиным — отсутствие каких-либо стилистических ограничений, исследование новых возможностей джаза. Если в качестве лидера первого релиза выступал сам Саша Машин, то в альбоме «Stereobass» обозначенных лидеров двое — голландская вокалистка и актриса Хиске Остервейк и Макар Новиков, по словам Машина — «один из главных басистов в стране в настоящее время».
Музыка нового альбома лежит в остросовременной плоскости, не цепляющейся за старые джазовые нормы. Этот тренд — популярный по обе стороны Атлантики — происходит от рок-баллад XX века, вобравших в себя многообразные возможности джаза. Хиске Остервейк можно считать представительницей подобного жанра авторской песни. Именно она автор непростых в ритмическом и гармоническом плане композиций, которые звучат в естественном балансе с многоязыковыми текстами. Вокалистка использует три языка: английский, французский и редкий фризский, на котором говорят 350 тысяч человек в одной провинции на западе Нидерландов. Но не обязательно быть полиглотом для восприятия историй, которые рассказывает певица в своих песнях: современный, с одной стороны интеллектуальный, с другой — психоделический музыкальный язык пригоден для разговора на темы общечеловеческих ценностей. Тем более, что музыкальная театрализация, к которой склонна вокалистка из Голландии, используется ею в полной мере.
Но у музыкального многогранника Stereobass есть и еще одна плоскость, отраженная в названии диска. Два контрабаса, разбросанные по стереоканалам, выполняют разные функции. Дарья Чернакова — хозяйка «мужского инструмента» — уверенно обеспечивает базу для всех художественных ухищрений своих коллег. Макар Новиков, прошедший хорошую школу современного джаза как в России, так и на родине этой музыки в США, создает многоцветную картину в каждой композиции, используя при этом ещё пикколо-бас и бас-гитару. Взаимодействие нескольких басовых инструментов в джазе тоже имеет свою историю. Можно вспомнить серию SuperBass трёх контрабасистов под эгидой легендарного Рэя Брауна, но еще лучше — исторические записи саксофониста Эрика Долфи, на которых еще в начале 60-х годов прошлого века похожие функции распределялись между контрабасистом Джорджем Дювивье и Роном Картером, игравшим солирующую линию на виолончели.
Однако музыкальная басовая вязь на новой пластинке отражает реалии XXI века, которые подчеркивают точные, иногда свободные, порой репетитивные фортепианные формулы Алексея Иванникова. Пианист нового поколения, получивший музыкальное образование в Гнесинской Академии в Москве и в The New School for Jazz and Contemporary Music в Нью-Йорке, уверенно чувствует себя в таком мультистилистичном проекте.
Stereobass представляет одно из современных направлений музыки, базирующейся на вековой истории джаза, но достаточно далеко ушедшей от консервативных представлений о джазовом искусстве как об архивной музыке прошлых поколений.
Михаил Митропольский, джазовый обозреватель
Состав Stereobass: Хиске Остервейк (вокал, композиции, тексты песен), Макар Новиков (контрабас / правый канал, пикколо-бас, бас-гитара), Дарья Чернакова (контрабас / левый канал), Алексей Иванников (рояль, вурлицер-пиано), Саша Машин (барабаны).
альбом в iTunes/Apple Music | альбом в Google Play | альбом на Bandcamp
ВИДЕО: трейлер альбома «Stereobass»
httpv://www.youtube.com/watch?v=2ix9UmWNWwg
СЛУШАЕМ АЛЬБОМ в сервисе Яндекс.Музыка