29 марта 2019 исполнилось бы 70 лет младшему из легендарных Brecker Brothers. Увы, но тенор-саксофонист Майкл Бреккер (Michael Brecker) не дожил и до 58: он умер в Нью-Йорке от онкологического заболевания 13 января 2007 года.
Читаем очерк о саксофонисте, созданный на основе двух публикаций бумажного «Джаз.Ру» за 2007 г.
Майкл родился 29 марта 1949 г. в Филадельфии. Его называли самым влиятельным тенористом современности (наряду с Уэйном Шортером), но уж совершенно точно звук его саксофона был известен неджазовой аудитории шире, чем игра кого бы то ни было из тенористов: ещё бы, его саксофон звучит на пластинках Джона Леннона, Aerosmith, Майкла Болтона, The Carpenters, Лу Рида, Пола Саймона, Фрэнка Синатры, Брюса Спрингстина, Эрика Клэптона, Dire Straits, Everything But The Girl, Арта Гарфанкела, Фрэнка Заппы, Билли Джоэла, Ареты Фрэнклин, Элтона Джона, Parliament, Ринго Старра, Steely Dan, Джони Митчелл и других лучших представителей мировой рок- и поп-музыки; и это не считая участия в записях десятков ведущих музыкантов современного джаза и smooth jazz! Пожалуй, как сайдмен Майкл Бреккер не знал себе равных в истории современной музыки: в его дискографии — участие в записи более чем девятисот альбомов. Но при этом он ещё и один из самых значительных солистов, настоящая джазовая звезда первой величины: его репутация как первоклассного джазового сайдмена базируется на записях начала 80-х —первых двух альбомах группы Steps Ahead (когда она ещё называлась просто Steps), альбомах пианиста Чика Кориа «Three Quarters» (1981) и гитариста Пата Мэтини «80/81» (1980).
СЛУШАЕМ: саксофон Майкла Бреккера в песне Джона Леннона c с альбома «Walls and Bridges» (1974)
Собственную сольную карьеру Бреккер начал довольно поздно. С тех пор, как он переехал в Нью-Йорк в 1969 г., он успел побывать членом нескольких джаз-роковых групп — Dreams, Steps (позднее Steps Ahead), группы барабанщика Билли Кобэма — но самой значительной была группа Brecker Brothers, ориентированная на мощный и хитроумный фанк-фьюжн: ей Майкл руководил вместе со старшим братом, трубачом Рэнди Бреккером.
Группа существовала на протяжении почти всех 70-х и затем была на некоторое время восстановлена в середине 90-х.
СЛУШАЕМ: один из самых известных треков Братьев Бреккер с дебютного альбома их группы, «The Brecker Bros.» (1975)
Что же до сольной работы, то первый свой значительный сольный альбом, «Michael Brecker», Майкл выпустил только в 1986 г., когда ему было уже 37. С того самого момента он и приобрел своё нынешнее влияние на тысячи молодых саксофонистов, которые раньше могли восхищаться только его соло на альбомах других (причем вовсе не обязательно джазовых) музыкантов. Влияние это было поддержано семью последовавшими сольными альбомами, почти равными по силе и качеству; четыре альбома Бреккера выходили на Impulse! («Michael Brecker», 1986; «Don’t Try This at Home», 1988; «Tales from the Hudson», 1996; «Two Blocks from the Edge», 1998), один — на GRP («Now You See It… Now You Don’t», 1990), и пять — на Verve.
СЛУШАЕМ трек с альбома 2001 г. «Nearness Of You: The Ballad Book»
Майкл Бреккер был 28 раз номинирован на премию Академии звукозаписи «Грэмми» и 15 раз становился лауреатом этой самой престижной премии американской музыкальной индустрии, последний раз — уже посмертно, за последнюю студийную работу, записанную в 2006 г.
В 2001 г. Майкл Бреккер выступал в Москве на последнем, VI Международном московском фестивале Юрия Саульского. Один концерт он отыграл со своим гастрольным квартетом, в состав которого входил его постоянный партнер, пианист Джоуи Кальдераццо, а также живущий в Нью-Йорке басист из Копенгагена (сложного датско-вьетнамского происхождения) Крис Мин Доки и один из лучших барабанщиков современного джаза Джефф «Тэйн» Уоттс; второй концерт был сыгран в более камерном звучании, дуэтом с Джоуи Кальдераццо.
В августе 2004-го во время выступления на Mount Fuji Jazz Festival в Японии Майкл Бреккер почувствовал острую боль в спине. Тогда он решил, что это неизбежный в долгом турне мышечный спазм, и что справиться с проблемой может простой массаж. Однако со временем выяснилось, что это был первый сигнал об онкологическом заболевании. У Майкла Бреккера диагностировали миелодиспластический синдром — одну из форм рака костного мозга. Врачи вынесли вердикт: спасти музыканта могла только трансплантация костного мозга.
Летом 2005 г. Майкл прошёл семинедельный курс химиотерапии и был выписан на постельный режим домой, в Хастингс-он-Хадсон (северный пригород Нью-Йорка). Болезнь заставила 56-летнего саксофониста отменить давно запланированные выступления и вообще прекратить играть.
В конце 2005 г. врачи пошли на экспериментальную трансплантацию частично совместимого с генетическими показателями Бреккера материала, донором которого стала его дочь. В первые месяцы после операции состояние здоровья Майкла улучшилось. В июне 2006 г. он даже выступил с пианистом Хёрби Хэнкоком в Карнеги-Холле и примерно в то же время сделал студийную запись для сольного альбома своего постоянного партнёра, контрабасиста Криса Мин Доки «The Nomad Diaries», увидевшего свет в ноябре того же года. Однако в конце 2006 наступило внезапное ухудшение. Врачи констатировали, что миелодиспластический синдром перешёл в самое страшное заболевание крови, лейкемию.
Несмотря на значительное ухудшение состояния, Майкл Бреккер всего за две недели до ухода из жизни сумел завершить запись своего последнего студийного альбома.
22 мая 2007 этот альбом, получивший название «Pilgrimage» («Паломничество»), вышел в свет на лейбле Heads Up. Майкл работал в студии с блестящей командой единомышленников, соратников, неоднократно принимавших участие в его лучших студийных работах прошлых лет: это барабанщик Джек ДеДжоннетт, басист Джон Патитуччи, гитарист Пат Мэтини и пианисты Хэрби Хэнкок и Брэд Мэлдо. Свидетели работы в студии говорят, что только титаническая сила воли Майкла Бреккера позволила ему завершить эту работу, так как его организм, побеждённый болезнью, слабел с каждым днём. Однако в последний день студийной работы была записана самая мощная, по свидетельству тех, что уже слышал материал, пьеса альбома — его финал, композиция, давшая название всей работе.
Спасибо!
Последний трек просто улёт и воздух.
Светлая память! Великий музыкант и человек!