фото: Михаил Пузанков (Самарская филармония)
В предконцертных листовках этот проект именовался «IX Международный фестиваль Jazz-Весна в Самаре 2019». Если отсчет вести с 2003 г., то так оно и есть. Но…
Джазовый фестиваль с этим названием появился в Куйбышеве в 1962 г. и до 2003 уже проходил с разной периодичностью двадцать четыре раза. Его организатором был джаз-клуб, родившийся в Куйбышеве в 62-ом, а проведённый в том же 1962 году Первый Куйбышевский фестиваль стал третьим по счёту в тогдашнем огромном Советском Союзе. Правда, это лидерство как-то совсем не обрадовало партийных идеологов в горкоме КПСС, и после того, как они услышали на пяти фестивальных концертах обилие «американщины» при полном отсутствии сочинений композитора Будашкина, их возмущению не было границ. Фестиваль был категорически и однозначно запрещён. Каюсь, есть в этом и моя вина как председателя оргкомитета того самого первого фестиваля: в ходе подготовки мне довелось выбрасывать из репертуаров участников низкопробные эстрадно-песенные поделки, меняя их на заокеанские джазовые стандарты.
Второй фестиваль нам удалось провести только в 1967 г., через пять лет, когда в городе уже сменилось партийное руководство и несколько подзабылись годы «разгибания саксофонов». С этого момента фестиваль «Джаз-Весна» какое-то время проводился ежегодно и стал очень известным и престижным в стране. На фестивальную сцену в 60-70-е годы выходили практически все инструменталисты и вокалисты, ставшие позже ведущими исполнителями отечественного джаза: народными и заслуженными артистами, профессорами, ректорами и деканами музыкальных учебных заведений. А в жюри фестиваля были такие мэтры, как Игорь Лундстрем, Анатолий Кролл, Юрий Саульский, Аркадий Петров, Алексей Баташёв, Владимир Фейертаг, Алексей Козлов… География участников фестиваля была очень широкой — от Новосибирска и Ташкента до Калининграда, Львова, Тбилиси и Баку. Куйбышевский фестиваль именно как «Весна» вошел с персональной статьёй в вышедший в 2009 г энциклопедический справочник «Джаз в России».
Ветераны-организаторы со временем стали менее активными, хотя в девяностых вновь включились в работу и провели ещё семь очень интересных музыкальных праздников. Причем в это время засекреченный Куйбышев уже стал открытой для иностранцев Самарой, и на самарскую сцену стали приглашать музыкантов из Англии, США, Бельгии, Германии, Японии, Франции и даже Австралии, а фестиваль стал международным. Но к началу XXI века у ветеранов в джаз-клубе не нашлось достойной смены, и фестивальная традиция перешла в самарскую филармонию, где получила прекрасное продолжение и художественное руководство в лице известного пианиста, народного артиста России Даниила Крамера. Кстати, нынешний художественный руководитель в начале восьмидесятых сам был рядовым участником куйбышевской «Джаз-Весны». Конечно, великолепная сцена, а также уникальные профессиональные и технические возможности филармонии сегодня трудно сравнить с условиями, в которых проводились многие предыдущие фестивали.
Впрочем, уместно вспомнить, что и в 1962 г. два заключительных концерта Первого джазового фестиваля в Куйбышеве/Самаре проходили на сцене филармонии — хотя, конечно, еще в старом здании, построенном в 1907 г. под цирк «Олимп», а в семидесятых снесённом. Кстати, и председателем жюри первого фестиваля был художественный руководитель филармонии пианист Алексей Трифонов. Уже в девяностых два очередных музыкальных праздника джаз-клуб проводил на сцене филармонии. Вот такая, сложившаяся 57 лет назад, тенденция филармоническо-джазового сотрудничества в музыкальной Самаре сохраняется до наших дней.
Последние 16 лет фестиваль проводится раз в два года, и вот 1-3 марта филармонические синкопы вновь известили о приходе «Джаз-Весны» в Самару. Программа «Весны-2019» была не совсем обычной. В предыдущих музыкальных праздниках на сцене доминировали малые инструментальные составы. Последним из солидных профессиональных больших оркестров на этом фестивале в Самаре выступал, пожалуй, еще в девяностых годах — «МКС биг-бэнд» Анатолия Кролла. А нынешний фестиваль украсило выступление сразу двух больших оркестров. Да, и если на предыдущих фестивалях можно было услышать широкую стилистику джаза, включая и всевозможные музыкальные эксперименты, то направленность «Весны-2019» была исключительно мэйнстримовской — от раннего свинга до бибопа.
Фестиваль начал БДО — московский Большой Джазовый Оркестр под управлением Петра Востокова. Этот биг-бэнд в Самаре впервые. Создан он в 2010 г. и сегодня уже стал одним из лучших в стране, а его молодой основатель и руководитель трубач Пётр Востоков успел войти в число ведущих музыкантов российского джаза. В организации коллектива активное участие принимала Дарья Антонова. Сегодня она — ведущая вокалистка БДО и одновременно директор оркестра. Пётр Востоков учился в Академии музыки им. Гнесиных, стажировался в США в рамках программы «Открытый мир» в 2006 г. В России Пётр играл в самых известных биг-бэндах, в том числе у Анатолия Кролла в «Академик Бэнде», у Игоря Бутмана, у Бориса Фрумкина в Оркестре им. Олега Лундстрема, а также в малых составах, и сам несколько лет вёл класс джазовой трубы в Гнесинской академии.
Концерты БДО воскрешают «золотую эпоху джазовой лихорадки», возвращая слушателей в 20-40-е годы прошлого века, во времена триумфа стиля свинг. Оркестр уникален по звучанию, а сам Пётр строго относится к качеству исполняемой музыки и точному соответствию её замыслам композиторов и подлинному звучанию в бэндах прошлого, особенности творчества которых молодые музыканты представляют. Одна из новых программ БДО была недавно представлена в Москве в Большом зале консерватории. Она называется «Из Нового Света» и включает околоджазовые сочинения Джорджа Гершвина, Игоря Стравинского и Леонарда Бернстайна. А под названием «11 друзей БДО» у оркестра есть цикл именных программ, посвященных Бенни Гудману, Джимми Ландсфорду, Арти Шоу, Томми Дорси, Диззи Гиллеспи, Гленну Миллеру и другим гигантам. Первое отделение мартовского самарского концерта БДО было посвящено предстоящему в апреле 120-летию великого «Джазового герцога» — Дюка Эллингтона.
Необходимо отметить, что творчество Дюка Эллингтона в истории мирового джаза стоит особняком и при выстраивании близких по стилю музыкантов под команду «по порядку номеров рассчитайсь!» Дюк из списка выпадает: он совершенно уникален как композитор, как аранжировщик, пианист и руководитель биг-бэнда. То есть список выглядит так: Дюк Эллингтон, а далее — первый, второй, третий и другие по ситуации. Творческая биография джазового Герцога (Duke — по-английский «герцог». — Ред.) — это нескончаемый путь музыкальных открытий, порой не сравнимых с музыкой соратников, даже очень талантливых. Кроме того, Эллингтон ухитрялся внутри джаза успешно работать в самых разных жанровых разновидностях и по характеру музыки, и по форме — от инструментальных миниатюр до крупных форм: сюит, фантазий и даже духовных концертов.
Позволю себе вспомнить свои собственные первые общения с джазом. У тети в коллекции шеллаковых еще на 78 оборотов в минуту бьющихся грампластинок я услышал диск Апрелевского завода, на голубой наклейке в центре которого было написано «Экспресс. Фокстрот. Играет оркестр». На другой стороне пластинки значилось «Джунгли. На английском языке». Услышанное меня потрясло. Я уже учился тогда в музыкальной школе, но в голове восьмилетнего мальчика эта музыка ещё явно не укладывалась. Много позже я узнал, что как фокстрот на грампластинке была представлена композиция Дюка Эллингтона «Ранний экспресс», а «Джунглями» именовалась скэтовая версия пьесы Ника ЛаРокка «Тигровый рэгтайм» в исполнении вокального ансамбля «Братья Миллс». Английский на этикетке был упомянут, видимо, для того, чтобы слушатели не приняли звучащую словесную абракадабру за какой-нибудь таджикский язык: на диске шла откровенная слоговая импровизация, и ни одного слова со значением просто не было… Эти воспоминания нахлынули на меня, когда в исполнении БДО я услышал тот самый «Ранний экспресс».
А вообще самарский фестиваль открылся под звуки знаменитой пьесы Билли Стрейхорна «Take The A Train», уже давно ставшей знаком каких-то джазовых стартов-финишей. Далее было немало известных мелодий Дюка в его же подлинных аранжировках. Конечно, бэнд вспомнил композицию «It Don`t Мean a Thing…», которая звучит или просто упоминается, как только речь заходит вообще о свинге в музыке Эллингтона. Была пьеса «Cotton Tail» с великолепным дуэтом теноровых саксофонистов. Был и бессмертный «Караван», который, правда, при объявлении Пётр Востоков представил, как композицию латиноамериканского джаза. Возможно, он подспудно подразумевал происхождение автора — пуэрториканского музыканта и композитора Хуана Тизола… Прозвучали и очень своеобразные аранжировки Герцога, сделанные им в 20-30-х годах в так называемом «стиле джунглей». Обладательница красивого низкого тембра голоса, владеющая всеми секретами джазового вокала Дарья Антонова напомнила залу несколько эллингтоновских мелодий, в том числе красивейшую «Solitude».
Второе отделение концерта БДО было отдано композициям из репертуара других классических свинговых биг-бэндов. Здесь вокал Антоновой дополнили несколько инструменталистов оркестра, которые с чувством джаза и без особых претензий на звание певцов выступили с сольными номерами. Правда, когда они все объединились в вокальный ансамбль, неожиданно вдруг выплыла откровенная голосовая нестройность этого самодеятельного вокального квинтета. Были и ещё какие-то небольшие «проколы», но напомню, что Большому Джазовому оркестру нет ещё и десяти лет, в нём играют молодые музыканты, а в целом в Самаре он представил очень высокий уровень звучания.
ВИДЕО: Телеканал Диалог ТВ. Открытие фестиваля «Джаз-весна в Самаре-2019»
httpv://www.youtube.com/watch?v=IYWGswDwuco
Второй день фестиваля предназначался солирующим инструменталистам и малым составам. Много писать о руководителе фестиваля и уникальном пианисте Данииле Крамере сегодня не буду: делал это уже не один раз. Маэстро всегда в форме и готов играть любую музыку и в любом ансамбле. А его талант композитора, аранжировщика, лидера, да и просто общественного деятеля, пропагандиста и популяризатора всего высокого искусства заслуживает большого и интересного отдельного разговора. На джазовой «Самарской Весне» компанию Даниилу на сцене составили Олег Бутман на ударных и и контрабасист его квартета Павел Протасов. Дополнил этот ансамбль гость из Парижа скрипач Флорин Никулеску. По происхождению он румынский цыган и, окончив консерваторию в Бухаресте, в 1991 г. переехал в Париж, где пытался получить уроки у своего кумира, великого французского джазового скрипача Стефана Граппелли. Но тот, прослушав Флорина,сказал, что научить его ещё чему-то просто не сможет — его уровень владения инструментом и знание джазовой специфики мэтр оценил очень высоко.
Первое отделение на сцене был квартет Олега Бутмана с отличным альт-саксофонистом Павлом Скорняковым, а на рояле и клавишном синтезаторе играла супруга Олега — талантливая пианистка и интересная вокалистка Наталья Смирнова.
Олег Бутман выступал в Самаре уже неоднократно, поэтому хорошо знаком нашим любителям джаза. Причём он и приезжал к нам со своими собственными ансамблями, и выступал как солирующий гость с самарскими музыкантами. Поэтому заново представлять отличного барабанщика, да и вообще первоклассного музыканта, и его ансамбль необходимости нет. В 2014 г. после концерта Олега Бутмана в Самаре я написал статью, назвав её «Самарский «Вояж» и ударник свингового труда». Мне запомнилось и его первое появление в Самаре в 1998 г. Тогда наш джаз-клуб устроил уникальный концерт, на котором Олег вместе со старшим братом, саксофонистом Игорем Бутманом, и братьями Ивановыми — пианистом и контрабасистом — привез весьма любопытную программу, которая бесхитростно называлась «Four Brothers» — «Четыре брата».
А Флорин Никулеску стал прекрасным сюрпризом «Джаз-Весны». Перебравшись в 1991г в Париж, он оказался в числе лидеров ставшего в конце девяностых вновь очень популярным джазового стиля «мануш». Зародился стиль именно во Франции ещё в тридцатых годах прошлого века, первопроходцами выступали выдающиеся джазовые музыканты во главе с упоминавшимся уже скрипачом Стефаном Граппелли и бельгийским цыганом гитаристом Джанго Райнхардтом. В начале XXI века ставший уже классическим стиль вновь захватил США и многие страны Европы, но центром его стал опять Париж. В Самаре «мануш» был полноценно представлен лишь единожды, когда на сцену филармонии выходил другой французский гитарист, Фредерик Белинский.
Флорин Никулеску с этой музыкой оказался не просто в кровных родственных отношениях. Зажигательный темперамент, эмоциональность при фантастической технике владения скрипкой позволили ему создать неповторимую манеру исполнения, которая никого не оставляет равнодушным. Причём Флорин очень эмоционален и в жизни, и в этом я убедился, когда перед концертом общался с ним в компании моего хорошего друга Даниила Крамера. А подборка джазовых стандартов в исполнении квартета с виртуозными соло Никулеску была с восторгом принята залом, и скрипач нашел в Самаре много новых поклонников своего таланта.
3 марта на самарской сцене появился Филармонический Джаз-оркестр республики Татарстан под управлением нашего недавнего земляка, опытного и талантливого альт-саксофониста Сергея Васильева. Казань еще в пятидесятых годах стала джазовым городом, поскольку именно здесь поселили музыкантов оркестра Олега Лундстрема, которым в 1947 г разрешили вернуться на родину из Китая. Правда, именно в это время в Советском Союзе только что стартовала кампания «разгибания саксофонов». Оркестр Лундстрема был распущен и неофициально собирался очень редко, хотя молва о джазовой Казани уже прошла по всей стране. В 1956 г. оркестр взяли в Москву, а часть оставшихся в Казани музыкантов вошли в Государственный оркестр кинематографии автономно республики. Вуководил им соратник Лундстрема, саксофонист Виктор Деринг, и — на более позднем этапе — главный дирижер Анатолий Василевский. А в 2011 г. на базе этого коллектива и был уже создан Филармонический Джаз-оркестр республики Татарстан.
Третий день стал едва ли не лучшим на фестивале. В великолепных аранжировках свинговой классики Филармонический джаз-оркестр республики Татарстан выглядел очень ярко. Здесь весьма успешно был представлен риффовый стиль с традиционной вопросно-ответной формой изложения музыкального материала. По сравнению с ранее звучащим БДО музыка биг-бэнда из Казани была более энергичной, и в ней возможности тембрового многообразия коллективного звучания сочетались с индивидуальным мастерством исполнителей. Невольно всплыл вольный перевод уже вспоминаемой композиции Эллингтона «Без свинга нет джаза». Свинг у казанских музыкантов был, и был он очень энергичным и захватывающим. Звучали и композиции самого Герцога, хотя и «Поезд А» и «Караван» (ну, как же без них-то?) были представлены в совершенно отличных от БДО версиях, в современных аранжировках и без слепого следования авторским партитурам. Стандарты свинга и бибопа присутствовали на концерте и в оркестровом и в вокальном обличье. Очень интересно прозвучал квинтет саксофонов в паркеровской «Scrapple From The Apple», а также баллада-посвящение Саре Воэн с трогательным соло альт-саксофона Сергея Васильева.
В 2014 г. оркестр приезжал в Самару вместе с американским певцом Джейми Дэйвисом. Сам Анатолий Василевский с другими составами своего биг-бэнда ещё в 1967-ом, а также в 1972 и 1974 гг. был в Куйбышеве, и музыканты тогда возвращались в Казань в звании лауреатов фестиваля «Джаз-Весна». Так что в 2014-м при встрече после многих лет нам с Анатолием, конечно, было что вспомнить. Но в 2014 г он, будучи уже заслуженным деятелем искусств, только что передал должность художественного руководителя коллектива пианисту Марату Николаеву, сам оставшись в роли наставника и дирижера. А с 2018 г руководителем оркестра стал Сергей Васильев.
Профессиональный уровень биг-бэнда Татарстана очень высокий. Все музыканты великолепно знают особенности джаза и прекрасно владеют свингом. На концерте мощное и энергичное tutti пересыпалось интересными сольными фрагментами духовых и рояля. В оркестре немало достойных солирующих инструменталистов, причём удачные аранжировки очень уместно определяли место этим сольным фрагментам. Конечно же, вне конкуренции здесь были саксофоновые эпизоды самого Сергея Васильева, но о неём много говорить нет необходимости, поскольку музыкант с большим опытом, а свой талант как земляк уже успел нам представить в предыдущие годы в выступлениях с ансамблями в Самаре и Тольятти.
Подлинным украшением фестиваля стала певица из Латвии Эвилена Протектор, приехавшая в Самару специально для выступления с музыкантами из Татарстана. Если бы на фестивале было учреждено звание «Лучший участник «Джаз-Весны»-2019», то его, вне сомнения, получила бы Эвилена. Её сильный, с широким диапазоном голос достоин самых восторженных оценок. В сопровождении биг-бэнда Эвилена исполнила целый список стандартов стиля свинг и бибоп. Прекрасно прозвучал бибоповый скэт певицы в дуэте-состязании с альт-саксофоном Сергея Васильева на фоне риффов оркестра. Очень интересно была представлена знаменитая «Summertime» опять же с фантастическим скэт-вокалом Эвилены и в небычной аранжировке Виталия Долгова, а рядом — уже ставшая классикой «Night And Day» Коула Портера или прекрасная гершвиновская «Embraceabl You». Эвилена великолепно знает специфику джаза, обладает искусством мощной подачи вокального материала. Её исполнительская манера превосходно вписалась в яркий свинг биг-бэнда. В антракте я зашел за кулисы, чтобы поздравить певицу с огромным успехом, и сообщил ей, что я теперь абсолютно спокоен за Латвию: если в Риге есть такие джазовые певицы, то значит в стране всё прекрасно сегодня и будет завтра.
А в завершение финального концерта фестиваля за рояль к биг-бэнду подсел Даниил Крамер. Прозвучала уже упоминаемая необычная версия знаменитейшего «Каравана» и закончилось всё это пиршество свинга популярной и очень ритмичной композицией, которую автор Сидни Уайч назвал «Alright, Okay!». Общий итог прошедшего фестиваля можно обозначить именно этими словами — отлично, прекрасно!
Фестивальные концерты очень удачно были дополнены сопутствующими проектами. Так, 2 марта днем была устроена творческая встреча с Даниилом Крамером, в фойе филармонии все дни работала художественная выставка работ учащихся самарского художественного училища «Рисуем джаз!», а торговой фирмой «Сириус» были представлены образцы современных музыкальных инструментов.
Ну и, возвращаясь к началу и к заголовку этих заметок, можно вспомнить, что число «33» в нумерологии связано с талантом и разносторонними его проявлениями, что это — символ искусства, красоты и неповторимой художественной индивидуальности, да и цифра «9» ассоциируется с проявлением эмоциональности, артистического вкуса и творческой фантазии. Все эти качества и проявились очень ярко в ходе фестиваля «Джаз-Весна в Самаре 2019».
ВИДЕО: сюжет о прошедшем фестивале от ТРК Губерния, Самара
httpv://www.youtube.com/watch?v=2yII_E71aw4