Жизнь джазовой кафедры глазами её бывшего заведующего. Год седьмой

0
Студенты кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры на IX Российском открытом конкурсе молодых джазовых трубачей
Студенты кафедры эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры на IX Российском открытом конкурсе молодых джазовых трубачей
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

Как уже становится понятно по заголовку, я пишу свой традиционный ежегодный «годовой отчет» теперь в новом качестве. Еще в апреле 2018 я решила уйти с поста заведующего кафедрой эстрадных оркестров и ансамблей Московского государственного института культуры (бывший Московский государственный университет культуры и искусства): семь с половиной лет руководства практически двумя кафедрам одновременно (включая академическую струнную секцию — бакалавров и магистров) не пошли моему здоровью на пользу. Но поскольку на тот момент преемника мне не нашлось, меня попросили закончить учебный год и провести новый приём. К счастью, с начала сентября 2018 ситуация изменилась, и нашей кафедрой стала заведовать Кристина Валерьевна Крит — джазовая пианистка, композитор, аранжировщик, которая несколько лет заведовала аналогичной кафедрой в Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова. Я перешла на педагогическую работу, хотя и помогаю новому заву освоиться в нашем непростом вузе.

В 2010-11 годах после безвременного ухода заведующего Евгения Александровича Савина была опасность превращения нашей кафедры в военно-дирижёрскую, и мне пришлось побороться за то, чтобы джаз не этой кафедре не умер. Теперь я спокойна: кафедра в профессиональных и молодых руках. Кристина Валерьевна за такое небольшое время уже успела многое сделать и для кафедры, и для своей творческой презентации в Москве, вплоть до выступления в Доме музыки. Её знают в Москве, и, я уверена, её перспективы очень хороши.

Кристина Крит
Кристина Крит

Как бывало каждый год, 2018-й год нам опять принёс новое начальство, но хотя бы сменилась не вся команда — проректор по учёбе и декан музыкального факультета.

Спасибо бывшему проректору Елене Владимировне Показанник: струнники наконец-то после семи лет странного существования в составе эстрадной кафедры переведены на кафедру оркестрового дирижирования. Теперь нашим однородным коллективом и педагогическим процессом руководить гораздо легче.

Наш состав джазовых педагогов несколько изменился за прошедший год. К сожалению, мы теперь без некоторых наших ветеранов. Состояние здоровья не позволило продолжать нести совместительские нагрузки Юрию Николаевичу Чугунову и Валерию Павловичу Мелёхину. На оркестровую кафедру перешёл Народный артист РФ профессор Владимир Петрович Гордеев, который всегда активно относился к проблеме воспитания дирижерских качеств будущих руководителей биг-бэндов. Низкий вам поклон, наши дорогие, и искренняя благодарность за многолетнее сотрудничество с нашей кафедрой!

Фортепианный класс перешел от Тимура Файзулина (спасибо ему большое за то, что выручил нас, сменив Евгения Гречищева) вместе с частью ансамблевой нагрузки к Кристине Валерьевне Крит. Для руководства биг-бэндом, который теперь громко именуется Magic Band, приглашен тромбонист Сергей Александрович Долженков, солист оркестра Игоря Бутмана. Саксофонист Александр Александрович Гуреев, которого нужно поблагодарить за несколько лет успешной работы руководителем оркестрового класса, теперь занимается классом спец. инструмента.

Выпускники, педагоги и госкомиссия, окончание 2017/18 учебного года. Автор - в центре, рядом с Анатолием Кроллом.
Выпускники, педагоги и госкомиссия, окончание 2017/18 учебного года. Автор — в центре, рядом с Анатолием Кроллом.

Традиционно — о самом главном в ушедшем году.

Так случилось, что часть событий года прошла под знаком 120-летнего юбилея Джорджа Гершвина. Ему были посвящены состоявшиеся весной: большой концерт в МГИК, конференция, концерт-презентация учебного пособия на кафедре иностранных языков. При моей огромной любви к его музыке, я старалась принять участие в их организации и проведении, несмотря на то, что мне уже пора было вызывать «скорую». Очень хорошо, что эти события укрепили творческие контакты нашей кафедры с кафедрой эстрадно-джазового пения, которую возглавляет Лариса Александровна Долина. Студенты дотошно изучали творчество композитора, с азартом отыскивали интересные факты о его биографии и сочинениях. Формы совместных выступлений были разными: и доклады, и видео-презентации, и пение в сопровождении наших студентов-инструменталистов (пианистов, ансамблей, биг-бэнда). Очень полезно для студентов выступать в концертах вместе с педагогами: в камерном концерте принимал участие с фортепианными импровизациями Борис Александрович Ривчун, в большом концерте участвовали педагоги — пианисты и вокалисты и сама Лариса Александровна.

Конечно, для студентов-вокалистов петь с биг-бэндом — это счастливая возможность. Идея совместных выступлений была продолжена осенью в другом «монографическом» концерте, посвященном Ирвингу Берлину. Этому концерту предшествовала серьёзная подготовка при активном участии нового заведующего: она делала аранжировки и почти весь концерт провела за роялем.

Еще одно главное событие года — это Девятый Всероссийский открытый конкурс молодых джазовых трубачей имени Е.А. Савина, который я провела 15 декабря. Из предыдущих восьми конкурсов почти все я проводила на свои деньги. Только на один я получила небольшой грант от Министерства культуры, и на предыдущий наше новое руководство выделило мне аж 50 тысяч рублей. Какое количество бумаг я должна была составить и подписать, чтобы получить эту сумму — я рассказывать не буду. В этом году мне выделили столько же, но уже часть бумажных и издательских проблем взял на себя институт, за что ему большое спасибо. Правда, все равно свои деньги вкладывать пришлось: из соображений поддержки участников мы решили не брать вступительных взносов.

Но главное, что конкурс опять состоялся, и в нем уже есть определенная стабильность: неизменный председатель Виктор Алиевич «Арзу» Гусейнов, постоянные члены жюри, о нем знают и направляют на него своих воспитанников педагоги, известность его возрастает, расширяется география.

Последний конкурс вполне оправдал свой статус открытого — в жюри участвовал профессор Университета им. Адама Мицкевича (Познань) Мирослав Кордовский; члена жюри профессора БГУКИ Александра Леонидовича Коротеева (Минск) мы благодарим за новые контакты — на этот раз помимо минчан были ребята из Барановичей.

Фёдор Гречищев
Фёдор Гречищев

У прошедшего конкурса, как и у всех предыдущих, было свое «лицо».  Его можно назвать конкурсом джазовых «династий». То, что ученики Мастера представляют своих учеников, стало уже традицией: Роман Александрович Иванов представил своего ученика Семёна Саломатникова (ДМШ им. Гольденвейзера), Дмитрий Юрьевич Рыжов (новый педагог ГМУЭДИ) — Вадима Харламова и ансамбль трубачей, наш педагог Павел Евгеньевич Жулин — студента Бориса Третьякова. Но в этом конкурсе было нечто новое: в номинации «Выпускники музыкальных вузов» участвовали Пётр Марцинкевич из Минска (1-я премия) и Валерий Евсюгов (Гран-при конкурса), а их ученики — в младшей номинации. На этот раз среди участников были и новые поколения джазовых музыкантов. Первое место среди учащихся колледжей занял Фёдор Гречищев, сын знаменитого пианиста. У самого юного из участников за всю историю конкурсов, шестилетнего Филиппа Осадчего, джазовые музыканты — дедушка и мама. Участник прошлого конкурса выпускник МГИК Александр Зайцев показал свои педагогические достижения — выступал его воспитанник из ДМШ Химок Антон Дельфин. Очень хорошо, что участвовал кадет Ярослав Мануйлов из Кадетского корпуса им. Александрова при МГИК (педагог — Сергей Сергеевич Прокудин-Лемешев).

Филипп Осадчий
Филипп Осадчий

Как всегда хорошо показали себя гнесинцы — 1 и 2 места среди студентов вузов заняли Ольга Андреева и Сергей Попов. В отличие от предыдущего педагога трубы РАМ, нынешний педагог Рустем Ханифович Галиуллин с интересом отнесся к конкурсам, и дальнейшее участие в них гнесинцев дает повод надеяться, что исполнительский уровень их возрастёт. Отрадно, что некоторые из участников приезжают уже не в первый раз и показывают свой творческий рост: Артём Нихайчик из Минска занял 1-е место в категории учеников ДМШ и ДШИ, хорошо показал себя Ярослав Тамалинцев, учащийся Колледжа из Балашова (2-е место в своей номинации). Участников могло быть больше, если бы не ещё два конкурса, которые проходили в этот день и отвлекли участников. Как всегда, возникают иногда сложные «рабочие» ситуации: так, наш родственный Московский губернский колледж искусств, где теперь преподает Роман Александрович Иванов, не прислал никого на конкурс — первокурсники ещё не готовы, а из старших кто-то заболел.

После конкурсного прослушивания состоялся мастер-класс члена жюри Вадима Александровича Зайдина, ученика Е.А. Савина и носителя его уникальной методики, который стал интересен всем поколениям джазовых трубачей.

Без сомнения, конкурс прошел успешно. Будем готовиться к юбилейному Десятому (хотя это грустный юбилей — эти 10 лет уже нет с нами Евгения Александровича). И не только к конкурсу, но и к 70-летию Е.А. Савина. Надеемся отметить его концертом учеников.

В 2019 году мы постараемся отметить и 80-летие Вячеслава Георгиевича Кузнецова (1939-2014) — основателя нашей кафедры и первого доктора наук в нашей музыкальной области. Задумана конференция и концерт выпускников кафедры, многими из которых мы заслуженно гордимся. Надеемся, все получится.

Что ещё интересного состоялось на кафедре в 2018 году? Весной — концерты классов гитары (педагогов Мкртича Арташесовича Суджяна и Виталия Владимировича Гудкова) и классов саксофона (Сергея Константиновича Резанцева и Александра Александровича Гуреева). Осенью — выступление биг-бэнда и ансамблей на фестивале «Гнесин-джаз». Для Сергея Александровича Долженкова это был дебют на этом фестивале в качестве руководителя, который прошел успешно — оркестр завоевал звание лауреата 1 степени. Удачно выступил студент 2 курса гитарист Виктор Чаплыгин, получивший награды в нескольких номинациях. И, хотя они не получили высоких наград, мы хотим поздравить наших тромбонистов Сергея Капшина и Михаила Тикина и их педагога Рашида Исламовича Кулеева, выставившего такой уникальный ансамбль.

Хочется упомянуть также успехи наших пианистов в конкурсе «Рояль в джазе»: студент заочного отделения Павел Стародубцев стал лауреатом 3-й премии в номинации «Сольное исполнительство», выпускник Вячеслав Бурлаков — лауреатом 1-й премии в номинации «Концертмейстер».

В минувшем году нас ожидала ещё одна перемена: вместо Игоря Михайловича Бриля, который много лет был нашим Председателем государственной комиссии, госэкзамены-2018 принимал Анатолий Ошерович Кролл. Нагрузка на него выпала, конечно, огромная: он был одновременно и Председателем комиссии бакалавров и магистров кафедры эстрадно-джазового пения. Волновались мы все вместе со студентами, зная требовательность Анатолия Ошеровича. Тем более, что мы на этих экзаменах пожинали плоды пятилетней давности, когда нам спускался план по набору студентов обучения на договорной основе. Для нашего тогдашнего руководства не так уж важен был профессиональный уровень абитуриента, и приходилось его «вытягивать» все пять лет обучения. Поэтому наш госэкзамен заочников установил рекорд по «тройкам». Но все равно некоторых выпускников Анатолий Ошерович похвалил, и отличные оценки тоже были.

Выпускники дневного отделения Алексей Офлиян (саксофон), Вячеслав Бурлаков (ф-но), Вячеслав Косоротов (ударные)
Выпускники дневного отделения Алексей Офлиян (саксофон), Вячеслав Бурлаков (ф-но), Вячеслав Косоротов (ударные)

Очень жалко было расставаться с выпускниками: незаменимым Вячеславом Косоротовым и уже широко концертирующим Ильей Алёхиным (ударные), трудолюбивой и ответственной старостой курса гитаристкой Верой Плужниковой, пианистом Вячеславом Бурлаковым, и с «трио» выпускников класса саксофона Сергея Константиновича Резанцева — Дмитрием Барашковым, Артёмом Погосовым и любимцем педагогов  мульти-саксофонистом Алексеем Офлияном.

Отмечу лучших и самых активных нынешних студентов. 4-й курс — братья-близнецы саксофонисты Валерий и Виталий Саткуловы, затеявшие в этом году регулярные джем-сейшнз, бас-гитарист Павел Матвеев, староста курса трубач Борис Третьяков. 3-й курс: трубач Иван Битков, тромбонист Александр Мурыгин, саксофонист Михаил Крутиков. Среди студентов 2-го курса нужно похвалить Дмитрия Кудрявцева (бас-гитара), Виктора Чаплыгина (гитара); активно участвуют в событиях жизни кафедры Павел Алексеев(саксофон), Сергей Капшин (тромбон), Павел Прозорович (ф-но),  Первокурсники, которые уже с октября играли в концертах в составе ансамблей и в биг-бэнде — барабанщик Владислав Исаев, саксофонисты Павел Соколов, Илья Зяйкин, Анна Новикова и Диана Капустина, гитарист Георгий Дядькин.

Анна Лунина
Анна Лунина

На заочном отделении у нас как всегда есть уже опытные музыканты, которые играют и преподают в Москве и других городах. В этом году закончили обучение Фёдор Ляшкевич (саксофон) и Анна Лунина (ф-но, оригинально мыслящий музыкант с теоретическим образованием). Среди тех, кто учится — уже упомянутые Павел Стародубцев (ф-но), Михаил Тикин (тромбон) и др. У нас хорошее пополнение на заочном первом курсе: лауреаты всевозможных конкурсов выпускники ГМУЭДИ Даниил Дражников (ф-но) и Никита Кобилев (гитара), солист «Фонографа» трубач Александр Дмитриев.

По причине того, что министерство нам даёт столь небольшое количество мест, не на всех курсах есть полный комплект инструментов для ансамбля: сейчас на все дневное отделение только один барабанщик на 1-м курсе, но на нем нет басистов и пианистов; нет пианистов на 3-м курсе и т.д. Чтобы провести государственные экзамены, приходится пользоваться помощью студентов младших курсов, заочников и выпускников (на иллюстраторов нам денег, как правило, не дают). В этом году заканчивают обучение два трубача, и неизвестно — будут ли трубачи среди абитуриентов. Уже в этом году приходилось приглашать в биг-бэнд студентов духовой кафедры, за что ей большое спасибо. Наверное, и в следующем учебном году придем к духовикам с поклоном. Но и наша кафедра помогает и им, и ребятам кадетского корпуса при МГИК.

Так что проблемы, которых всегда хватает, решаем все вместе. Очень хочется надеяться, что у нового заведующего их будет поменьше, чем у меня за все эти годы.

реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя