24 февраля в Нью-Йорке на 91 году жизни скончался джазовый критик, историк джаза, автор ряда важнейших трудов по джазовой истории — Айра Гитлер.
В России восприятию вклада Айры в создание научной истории джаза, какой мы её знаем, всегда немного мешала его фамилия. Однако на Западе она никого не беспокоила, потому что он был Ira Gitler, а тот мрачный персонаж истории прошлого столетия, с которым Айру у нас путали — он на самом деле Хитлер; Россия, наверное, единственное место в мире, где фамилию «бесноватого фюрера» произносят с «г». До конца 1980-х, пока информации об истории джаза на русском языке было немного, тогдашние переводчики и издатели даже пытались стыдливо именовать джазового критика Айра Джитлер.
Айра Гитлер родился в Бруклине 18 декабря 1928 г. и, по его словам, никогда не забывал о том, что его отец был родом из России — но никогда не бывал в России, на родине отца, до того, как в начале февраля 2002 г. саксофонист Игорь Бутман, давний его знакомый по Нью-Йорку, не пригласил Гитлера приехать на фестиваль «Триумф джаза».
Айра Гитлер начал писать о джазе ещё школьником: его первый концертный репортаж вышел в школьной газете во второй половине 40-х, и это был репортаж с концерта трубача Диззи Гиллеспи. В 1950-е он стал штатным автором статей для обложек пластинок, которые выходили на одном из важнейших нью-йоркских джазовых лейблов той эпохи — Prestige. С того момента, как он впервые написал такую статью — ещё для 10-дюймового альбома саксофониста Зута Симса в 1951 — он создал десятки текстов, ставших ценнейшим источником информации для сотен тысяч ценителей джаза, и при этом также продюсировал для этой фирмы грамзаписи альбомы Майлза Дэйвиса, Телониуса Монка и Сонни Роллинза. Именно Гитлер в 1958 г. придумал термин «звуковые слои» или «слои звука», sheets of sound, которым стали обозначать новую технику виртуозной игры на саксофоне, введённую Джоном Колтрейном — стремительные потоки нот мелких длительностей (16-е и мельче), выстраивавшихся в гаммообразные мелодические построения и арпеджио нот сложных аккордовых структур.
СЛУШАЕМ: Джон Колтрейн играет тему Ирвинга Берлина «Russian Lullaby» в неправдоподобно высоком темпе, используя технику «слоёв звука»
Трек с альбома «Soultrane», в статье на обложке которого Айра Гитлер впервые использовал этот термин.
httpv://www.youtube.com/watch?v=Ux2qH8CMVr4
В 1960-е Гитлер был заместителем главного редактора старейшего американского джазового журнала — DownBeat. Тогда же он въехал в квартиру в Верхнем Истсайде на Манхэттене, где прожил со своей женой, художницей Мэри Джо Швальбах, все следующие шесть десятилетий — до них в той же квартире жил Вуди Аллен, в то время ещё не кинорежиссёр, а стэндап-комик.
Айра Гитлер ассистировал легендарному критику и джазовому историку Леонарду Фэзеру при создании первой версии «Энциклопедии джаза» в начале 1950-х, а с 1970-х, и тем более после смерти Фэзера в 1993-м, новые издания выходили уже под двойным авторством — Айра продолжал обновлять данные энциклопедии. Двумя авторами подписана и вышедшая на рубеже веков «Биографическая энциклопедия джаза». Во многом благодаря ему эта эпохальная работа включала биографии не только американских, но и европейских, африканских, азиатских (прежде всего японских) и других джазовых артистов со всего мира, в том числе и значительного количества советских и российских джазменов.
В 80-е и 90-е годы Айра Гитлер продюсировал ряд концертов для проходивших в Нью-Йорке джазовых фестивалей, которые проводил известнейший продюсер Джордж Уэйн. На рубеже столетий Гитлер много писал для ещё одного ведущего джазового журнала — Jazz Times.
Среди его самых известных работ — сборник интервью с видными мастерами джазовой сцены 1940-50-х гг. под названием «От свинга к бопу: устная история переходной эпохи в джазе 1940-х» («Swing to Bop: An Oral History of the Transition in Jazz in the 1940s»). Глубокое знание истории джаза, полученное буквально из первых рук, позволило Гитлеру занять престижный пост преподавателя истории джаза в лучшей нью-йоркской джазовой консерватории — Манхэттенской школе музыки.
Летом 2016 года он стал лауреатом высшей государственной награды США для людей джаза — премии «Мастера джаза Национального фонда искусств» (NEA Jazz Masters) за 2017 год: Айра был удостоен специальной премии имени Эй Би Спеллмана «Пропагандист джаза» (A.B. Spellman NEA Jazz Masters Award for Jazz Advocacy).
В феврале 2002, когда Айра Гитлер посетил Москву, чтобы обратиться со сцены ГЦКЗ «Россия» к аудитории фестиваля «Триумф джаза», специальный корреспондент «Джаз.Ру» Ник Олейников взял у легендарного критика интервью, которое можно прочитать в архивной части нашего портала — старой версии онлайн-издания «Полный джаз».
Продюсера «Триумфа джаза» Игоря Бутмана связывала с Гитлером давняя дружба. В статье для буклета альбома «Ностальгия» (Союз, 1997) Айра описывал историю их знакомства. В начале американского периода жизни российского саксофониста Гитлер слышал его в клубе, который пытался организовать на 14-й улице в Нью-Йорке бывший директор московской «Синей Птицы» в 1980-е годы Вартан Тоноян. Тогда Бутман не произвёл на Айру особого впечатления: он решил, что русский музыкант — «ещё один исполнитель фьюжн», и тут же пишет: «как же я ошибался! Мог ли я представить, как высоко буду ценить его игру, как буду восхищаться его игрой в хоккей и в конце концов буду испытывать к нему братские чувства».
Бутмана и Гитлера действительно объединил не только джаз, но и хоккей: в 1994 г. Игорь вошёл в состав «Горилл Гитлера», любительской хоккейной команды, которой джазовый критик руководил в Нью-Йорке с 1973 г. Да-да, Айра Гитлер не только писал о джазе: он играл в хоккей в любительской лиге, был большим специалистом по хоккею и даже написал в 1970-е гг. две весьма успешные книги о хоккее.
У меня есть его книжка «The Masters of Bebop: A Listener’s Guide» (1966/2001). Хорошая.
R.I.P.