Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
22 февраля на норвежском лейбле Losen Records выходит очередной релиз российских джазовых музыкантов. Это совместный альбом под названием «Anesthesia», который записали в Москве саксофонистка Мария Артеменко, выступающая под именем Маша Арт, и LRK Trio — пианист Евгений Лебедев, контрабасист Антон Ревнюк и барабанщик Игнат Кравцов. В записи пяти из семи треков альбома принимала участие также арфистка Мария Кулакова.
Альбом организационно продолжает линию сотрудничества московского LRK Trio и норвежского лейбла «Лусен Рекордс», на котором вышло уже два альбома трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов — «If You Have A Dream» (2017) и «Urban Dreamer» (2018). Однако в творческом плане эта линия в феврале 2019 совершает неожиданный поворот, потому что, хотя на обложке альбома равновеликим шрифтом написано «Маша Арт и LRK Trio», вся музыка тем не менее написана Машей, а трио Лебедев-Ревнюк-Кравцов выступает скорее в роли интерпретирующей, аналитической силы. Сила эта не противостоит солистке, но со-творит вместе с ней. Игра трио придаёт печальным, холодным или временами откровенно тоскующим музыкальным образам автора музыки новые черты: рационализм, уверенность, созерцательность — а кроме того, обеспечивают ритмическую и тембровую привязку к современности. LRK Trio, как обычно, не пережёвывает привычные ритмы и проверенные звучания невозвратного прошлого, а играет стопроцентный двадцать первый век, причём конец его второго десятилетия. Это музыка сегодняшней технократической цивилизации, но созданная не машинными алгоритмами, как это чаще всего сейчас бывает, а живыми музыкантами. Даже, можно сказать, подчёркнуто живыми. Причём они не заучили ноты, написанные аранжировщиком, а непрерывным потоком импровизируют живую музыкальную ткань, в которой автор музыки — саксофонистка — то выдвигается на передний план, когда звучит её саксофон, то временно растворяется в звуковых ландшафтах трио, когда пианист, басист и барабанщик играют ансамблевые эпизоды, часто драматургически контрастные к тематической части пьес.
— Главное, что произошло со мной в 2018 году — это запись совместного альбома с LRK Trio. Я счастлива. Потому что получилось очень искренне и по-настоящему красиво, — утверждает Маша Арт.
Мария Артеменко — имя на российской джазовой сцене всё ещё относительно новое: её дебютный альбом вышел в 2015 г. Ученица одного из лучших российских джазовых саксофонистов и педагогов — Геннадия Гольштейна, она начала музыкальную карьеру в Санкт-Петербурге, где играла как в большом оркестре, так и в малых составах — и уже тогда писала собственную музыку. Однако, стремясь выйти за границы традиционного джаза, Мария переехала в Москву, где за последние годы, благодаря совместному творчеству с джазовыми музыкантами столицы, значительно расширила музыкальный кругозор и отточила исполнительское мастерство.
В августе 2015 первый альбом Марии Арт, «32 of August», был представлен в Europe Jazz Media Chart — общеевропейском рекомендательном списке, в котором редакции европейских джазовых средств массовой информации ежемесячно отмечают по одному от каждого издания джазовому альбому из числа тех, что произвели на них наибольшее впечатление за истёкший месяц. В марте 2016 вышел второй альбом, «А Footstep On Melancholia».
Новый альбом, как и первые два, записан в тон-ателье киноконцерна «Мосфильм», и за пультом вновь был звукорежиссёр Андрей Левин — мастер, которому доверяют работу над своими записями многие российские джазмены. Однако сведение и мастеринг альбома делал другой звукорежиссёр — швед Боссе Савик, тот же самый, который работал с LRK Trio на их первых двух релизах для Losen Records. Его решение не выдвигать саксофон Маши на первый план, сделать его не «торчащим» сольным голосом, а частью единого, слегка размытого, как бы затемнённого ансамблевого звукового пространства может показаться неожиданным, но, кажется, он нашёл в этом случае правильный ход, перекликающийся с изложенными в буклете альбома размышлениями Маши о заложенном ей в этой музыке эмоциональном спектре и о связи этого спектра со звучаниями и красками её родного Санкт-Петербурга — печального, хмурого, вечно закутанного в дымку оттенков серого и синего, нюансов мрачноватых перепадов питерской погоды, которые для Маши олицетворены в переливающихся на грани слышимости звуках арфы.
В потоке музыки других артистов, соревнующихся в насаждении энергичности, позитива, нарочитой бодрости или ещё более нарочитой «милоты», этот альбом явно стоит особняком — и вполне может оставить равнодушными тех слушателей, чей вкус воспитан «ванильными», комфортно-ласковыми звучаниями или маскулинной демонстрацией виртуозности, понимаемой как максимальное количество нот на единицу времени. А вот тех, кто готов к исследованиям серо-синей части спектра, печальных, полупрозрачных, холодных звучаний — наверняка заинтересует.
ВИДЕО: официальный
трейлер альбома
«Anesthesia»
httpv://www.youtube.com/watch?v=RWzopgBZ2LM