26 января 2019 в возрасте 86 лет в Париже ушёл из жизни композитор Мишель Легран (Michel Legrand) — всемирно известный автор музыки для кино, в жизни которого было много ярких глав, связанных с джазом. Его фамилия по-французски буквально означает «Великий», Le Grand. Отсюда и название очерка в память о музыканта: «Лё Гран Мишель» значит «Великий Мишель».
В 2012 г. к 80-летию Леграна бумажный «Джаз.Ру» готовил публикацию большого биографического очерка, который написал для нас джазовый обозреватель Михаил Митропольский. Этот текст впервые публикуется сегодня в сетевой версии нашего издания — в варианте, который сам автор актуализировал для 2019 г.
Михаил Митропольский, обозреватель «Джаз.Ру» |
Не исключено, что имя французского композитора, бэндлидера, аранжировщика, пианиста, немного вокалиста, а теперь ещё и режиссёра-постановщика Мишеля Леграна на некоторых производит эффект красной тряпки. Ну что же делать с его эклектичностью, многопрофильностью и мультижанровостью! Его даже трудно с кем-нибудь сравнить. Ну, быть может, с Раймондом Паулсом. Но ведь Легран ещё и отлично играл в теннис, прекрасно разбирался в шахматах, весьма профессионально пилотировал самолёт и все время стремился поехать в те края, где ещё не бывал. Может быть, это подвигло его накануне своего 80-летия отправиться в российское турне вместе с ансамблем «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова, в котором мэтр выступает в роли дирижёра, пианиста и певца. Конечно, при упоминании имени Леграна в памяти первым делом всплывает музыка к знаменитому киномюзиклу «Шербурские зонтики», затем многократно описанное в нашей прессе покровительство певице Тамаре Гвердцители, и только уже потом его участие в мировой джазовой истории. На самом деле участие было — да и остаётся — столь плотным, что его хватило бы на не одну джазовую судьбу.
Мишель Жан Легран родился в Париже 24 февраля 1932 года. Семья была музыкальной, особенно отец Раймон, который руководил оркестром варьете и немного сочинял. Мать Айкануш Марсель, игравшая на фортепиано, происходила из родовитых армян, в 1917 году бежавших во Францию из-за геноцида армян в Турции. Собственно, армянскую линию представлял дед по линии матери Саркис Тер-Микаелян, человек эмоциональный, страстный и любивший музыку с восточным колоритом. От деда, таскавшего мальчика в армянскую церковь на улице Жана Гужона, у Леграна остался огромный интерес к своим корням. Именно эта причина заставляла уже зрелого музыканта бывать в Армении, играть с армянскими музыкантами.
В семье было пианино, которое сразу же стало главным другом маленького Мишеля — он старался подобрать мелодию и аккорды только что услышанной по радио песни. На этом же фортепиано занималась старшая сестра Кристиан (Christiane Legrand) — в будущем знаменитая сопрано в легендарных группах Les Double Six и The Swingle Singers. Благодаря этому в наших джазовых кругах она получила известность раньше своего брата, а ещё её голос можно было слышать в фильмах «Июльский дождь» Марлена Хуциева (1967) и «Искатели приключений» Роберто Энрико (1967). К сожалению, Кристиан Легран покинула этот мир задолго до брата —1 ноября 2011 г.
Ну а музыкальное развитие Мишеля шло очень быстро, и в возрасте 11 лет он уже стал студентом Парижской консерватории (здесь нужно пояснить, что на Западе понятие «консерватория» включает и детские подготовительные классы, так что 10-11-летние «студенты консерватории» — это всего-навсего учащиеся консерваторских детских классов. — Ред.). Ситуация была необычной, шла война, и юноша в этом консерваторском мире застрял на целое десятилетие. В те времена студентам не давали курса инструментовки, так что Мишелю пришлось посещать классы по всем инструментам: трубе, тромбону, скрипке, виолончели, арфе. Тогда же он начал слушать джаз — сначала традиционный, а в 1947 г. друг предложил Мишелю сходить на концерт неизвестного в их кругах трубача Диззи Гиллеспи. С этого впечатления началась джазовая жизнь Леграна.
Некоторый опыт он приобрел в студенческих трио, а окончив консерваторию как пианист и композитор, начал зарабатывать на жизнь, аккомпанируя певцам. Один из них, Морис Шевалье, в 1956 г. впервые привёз своего аккомпаниатора в Нью-Йорк.
В Америке произошли события, важнейшие для всей жизни Леграна. Его первый альбом «Я люблю Париж», содержавший аранжировки французских мелодий, стал хитом в Новом Свете. Ему удалось наладить контакты с Голливудом, что для европейского композитора всегда было проблемой. Но ещё большей проблемой было признание в джазовом мире.
Ещё до работы в США Легран возглавлял молодёжный джаз-оркестр, добавив в традиционный биг-бэнд группу валторн и вокальный октет и сделав свои аранжировки ряда эвергринов — «вечнозелёных» джазовых тем. Этот оркестр в 1957 году выступал в Москве и Ленинграде в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, и эти выступления произвели на молодых советских джазовых энтузиастов эффект разорвавшейся бомбы.
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Мишеля Леграна, много МУЗЫКИ!
Ленинградский барабанщик Валерий Мысовский (1931-2011) писал об в своей книге воспоминаний «Блюз для своих»:
…Однажды вижу афишу: «Гастроли французского джаза Мишеля Леграна. Только несколько дней». Ну, думаю, обычные французские песенки под аккордеон. Однако билет взял — в Летний театр Сада отдыха. Как нарочно, в соседнем кресле оказалась очень симпатичная блондинка […] и вдруг за закрытым занавесом что-то рявкнуло, взвыло, и понёсся такой сумасшедший ритм со звенящей тарелкой и барабанными бомбами, что я забыл и о ней, и вообще всё окружающее. В каком-то обалдении пополам с телячьими восторгами я упивался непрекращающимся волшебством, которое разворачивалось просто так, как бы само собой прямо передо мною: трубач в очках-пенсне, с чёлочкой, невозмутимо (потом я узнал, что это было поведение «кул») наворачивал на высочайших нотах с бешеной техникой фонтан импровизаций… барабанщик, вбивавший гвозди в многочисленные том-томы, и всё время чикавший левой ногой на каких-то двух тарелочках (первое моё знакомство с хай-хэтом!)… мощные взрывы бэнда, внезапно прерываемые вскриками джаз-хора… божественно сиплый тенор-сакс (сабтон!)… какие-то невероятные извивы синкопированного ритма в группах саксов и меди, внезапные паузы, обрушивающиеся соло барабанщика… восторг, изумление, зависть, и не знаю, ещё какие чувства охватили всего меня. Вот он, современный джаз! Вот как бы играть!
Ночь я не спал — слишком сильно было волнение, а на следующий день был немедленно куплен билет на ещё один концерт, и снова на сцене было чудо, снова упоение, так что после концерта пришлось для успокоения души упиться алкогольным напитком «водка».
А на следующий год под обаяние молодого французского пианиста и аранжировщика попало целое созвездие уже американских джазовых звёзд. В результате в 1958 году на основе трёх групп именитых джазменов был записан оркестровый альбом «Legrand Jazz» с участием Майлза Дэйвиса, Джона Колтрейна, Билла Эванса, Фила Вудса, Хэрби Манна, Бена Уэбстера, Арта Фармера и других музыкантов.
Несмотря на невероятную занятость в киномузыке, исполнительстве, сочинении песенных хитов и воспитании детей, в последующие десятилетия Мишель Легран только наращивал джазовую активность. Уже в 1959 он записал альбом «Paris Jazz Piano» (выпущен в 1960) в трио с басистом Ги Педерсеном (Guy Pedersen) и ударником Гю Валле (Gus Wallez).
Через десять лет свет увидела «живая» сессия «At Shelly’s Manne-Hole», на которой вместе с пианистом играли басист Рэй Браун и барабанщик Шелли Манн. Запись была сделана в клубе, которым Манн владел в Калифорнии (он назывался Manne-Hole — производное от фамилии Манн и слова manhole, «технический люк»). Интересно, что четыре пьесы этого альбома были результатом свободной импровизации музыкантов, а в одном из стандартов («My Funny Valentine») слушатели познакомились со скэт-вокалом Леграна. Манера игры пианиста была по-французски элегантна и порой достаточно эклектична. В ней нетрудно увидеть влияние стандартного набора корифеев фортепианного джаза Арта Тейтума, Эрролла Гарнера, Оскара Питерсона и Билла Эванса. Со стороны оркестровой работы за спиной у Леграна можно ощутить тени Дюка Эллингтона и Стэна Кентона. Отсюда идет и тяготение к «третьему течению», которое проявилось в совместной работе оркестра и хора Мишеля Леграна с саксофонистом Стэном Гетцем в проекте Communications ’72. Кстати, эта пластинка была издана фирмой «Мелодия» и дошла до наших слушателей.
В том же 1972 году оркестр Мишеля Леграна вместе с певицей Сарой Воэн создает альбом эвергринов, уже принадлежащих перу самого Леграна. Большинство из них появились в многочисленных фильмах, в титрах которых Легран значится в качестве композитора, другие были написаны как песни. К числу самых знаменитых относятся «Once Upon A Summertime», «What Are You Doing the Rest of Your Life?», «Watch What Happens», «The Summer Knows», «You Must Believe in Spring».
ВИДЕО: Мишель Легран и Сара Воэн поют дуэтом (!) его песню «Sweet Gingerbread Man» (1972)
httpv://www.youtube.com/watch?v=yHbh4wur7aA
Инструментальные версии этих же мелодий можно слышать на пластинке «Legrand «Live» Jazz», записанной в блестящей компании трубача Рэнди Бреккера, саксофониста Фила Вудса, контрабасиста Рона Картера и других в середине 70-х. Продолжением стал пластинка 1978 года с более концептуальной, сюитной программой и с участием Фила Вудса, трубача Джона Фаддиса, баритониста Джерри Маллигана под названием, шутливо перекликающимся с фамилией нашего героя — «Le Jazz Grand» (буквально «Великий Джаз»).
СЛУШАЕМ: первый, 23-минутный трек сюиты «Le Jazz Grand», 1978
httpv://www.youtube.com/watch?v=q_TVhQzRzCw
Пять лет спустя Легран опять обыгрывает свою фамилию в интереснейшем телепроекте «Le Grand Piano» («Великое фортепиано», или «Фортепиано Леграна»), в котором вместе с ним играли восемь пианистов, представляющих разную стилистику (в том числе, например, даже Рэй Чарлз).
ВИДЕО: эпизод телешоу «Le Grand Piano» — Мишель Легран и Оскар Питерсон играют тему Леграна «Watch What Happens»
httpv://www.youtube.com/watch?v=XzNJ-HBgRSw
90-е годы прошлого столетия были отмечены совместными работами Мишеля Леграна со скрипачом Стефаном Граппелли, трубачом Артуро Сандовалем («Michel Plays Legrand»), записями собственного французского трио Леграна («The Warm Shade of Memory»). И, конечно, нельзя не вспомнить стильный саундтрек для австралийского фильма «Динго», созданного специально для Майлза Дэйвиса.
Не стоит оценивать Мишеля Леграна по меркам чисто джазовых американских пианистов, все таки джаз для него — некий вид профессионального хобби. Основное же занятие — киномузыка, мюзиклы, композиция. Можно только поражаться работоспособности человека, написавшего музыку более чем к 200 фильмам, получившего четыре «Оскара» (1969, 1972 и два за 1984) из 13 раз, что был номинирован, и пять «Грэмми» (1972, 1973 — дважды, 1976 — дважды) из 17 номинаций на эту престижную премию, работавшего с Фрэнком Синатрой, Шарлем Азнавуром, Барброй Стрейзанд, Лайзой Миннелли… У нас известны далеко не все его фильмы, например, сам он гордится номинированной на «Грэмми» музыкой к британской телеверсии «Трёх мушкетеров» (1974).
Но, конечно, мы знаем его классический фильм-мюзикл 1964 года «Шербурские зонтики» с Катрин Денёв в главной роли, которую озвучивала сестра Леграна и который стал его первой номинацией на «Оскара».
ВИДЕО: Мишель Легран на джаз-фестивале в Монреале (2001) играет джазированную версию своей самой известной кинематографической темы — «I Will Wait For You»
httpv://www.youtube.com/watch?v=_X4AYu5m2ko
Мы помним, что он получил свою первую награду Киноакадемии за песню «The Windmills of Your Mind» из фильма 1968 года «Афера Томаса Крауна».
ВИДЕО: Мишель Легран в формате джазового трио сам исполняет оригинальный французский текст песни «Мельницы моего сердца» («Les moulins de mon coeur») съёмка 1976
httpv://www.youtube.com/watch?v=fy5jsvF7H3E
Еще один «Оскар» был обеспечен Леграном кинокартине «Лето 42-го» (1971) и, наконец, в 1984 году он получил две премии Академии, за лучший саундтрек и за лучшую песню в мелодраме Барбры Стрейзанд «Йентл».
Леграна подпитывал дух джаза. Сам он говорил: «Джаз стал частью моего внутреннего мира, я играю джаз, как будто говорю на родном языке». Он продолжал готовить новые театральные постановки в Нью-Йорке, в том числе написал музыку к своему первому бродвейскому мюзиклу «Amour» в 2002, работал над новой киномузыкой. А к собственному 80-летию в 2012 г. Легран успел выпустить первый в своей жизни рождественский альбом «Noël! Noël!! Noël!!!».
Спасибо Михаил. Замечательное посвящение памяти удивительного человека и музыканта.