Редакция «Джаз.Ру» очень ценит, когда о музыке пишут не просто авторы, имеющие ту или иную музыкальную подготовку, а практикующие джазовые музыканты. Но это случается не так часто. Выдающийся российский джазовый пианист Лев Кушнир ещё в 2002 г. дебютировал как наш автор — см. «Ещё одна мумия в Кремле. Взгляд музыканта». И вот теперь впервые выступает в качестве нашего специального корреспондента на Stockholm Jazz Festival!
Когда-то, в начале 80-х, это был летний фестиваль на открытой сцене на острове Шеппсхольмен в центре столицы Швеции, но потом он постепенно захватил всю столицу и даже пригороды. И вот с 2012 года каждый день в рамках Стокгольмского джаз-фестиваля (Stockholm Jazz Festival) проходят уже по 20 концертов на разных сценах: это концертные залы (большие и маленькие) и джазовые клубы. На сегодняшний день это весьма значительное культурное событие в Швеции и один из самых крупных джазовых фестивалей в Европе. Его организатором является главный джаз-клуб Стокгольма — «Фашинг» (Fasching), в нём проходят, помимо концертов, ещё и ночные джемы, а всего выступления идут на 37 площадках! В этом году фестиваль проходил с 12 по 21 октября, состоялось 169 концертов, которые посетили 26300 человек.
К сожалению, нельзя объять необъятное; я выбрал те концерты, которые мне показались интересными, по одному или два каждый день, при этом мне приходилось быстро перемещаться по вечерней столице Швеции между фестивальными площадками, что также было интересным и увлекательным квестом!
13 октября
Наиболее значимые события фестиваля проходили в городском Культурном центре. В этот день зал был заполнен (забегая вперёд, скажу,что везде, где мне удалось побывать, залы были полны). Выступал Шай Маэстро — израильский пианист молодого поколения, он начинал карьеру в ансамбле контрабасиста Авишая Коэна, вместе с ним выступал на фестивале «Усадьба Jazz» в Москве в 2013 году. Чувствовалось, что шведская публика хорошо знает и любит Шая, он — частый гость в Стокгольме. Полуторачасовой концерт прошёл на одном дыхании, ансамбль практически не делал пауз между композициями, они плавно перетекали одна в другую, при этом не создавалось ощущения однообразия: менялся ритм, мелодии были весьма изобретательны, импровизационные моменты у всех троих музыкантов (другие участники трио: Барак Мори — контрабас, Офри Нехемия — барабаны) были весьма эмоциональны и всякий раз вызывали аплодисменты в зале. Звучала, за редким исключением, авторская музыка, представляющая полистилистический сплав разных культур и традиций: европейской классической — от Бетховена и Шопена до Сати, джазовой — были слышны отголоски творчества Кита Джарретта, Чика Кориа и Брэда Мелдо, ну и, само собой разумеется, еврейские мотивы придавали всему этому действу неповторимый аромат Ближнего Востока. Мне удалось после концерта поговорить с музыкантом, и на прямой вопрос об источниках его вдохновения он перечислил все вышеперечисленное, а также Баха, Хёрби Хэнкока, Джона Клэйтона и Аарона Паркса. Но больше всего, конечно, чувствовалась яркая индивидуальность самого Шая. То, что, по всей видимости, вызывает наибольший интерес у молодой европейской аудитории, находится в стороне от джазового мэйнстрима, и для этого искусства даже свинг не является обязательным, хоть этот концерт и проходит на джазовом фестивале. Разве кто-то говорил, что без свинга не может быть хорошей музыки?!
В начале выступления Маэстро особо подчеркнул, что у них нет сет-листа. Я усматриваю в таком заявлении некое лукавое кокетство: смотрите, мы — импровизаторы, ни о чём не договаривались, будем играть по наитию. На самом деле это всегда сплав из намеченных заранее композиций и спонтанно импровизированных эпизодов. Шай начал концерт с импрессионистической минималистской сольной зарисовки на рояле, потом подключились басист с барабанщиком, характер музыки сменился, они сыграли пьесы с вышедшего только что на ECM альбома «The Dream Thief» («Похититель снов»). Неожиданно пианист исполнил сольно «Prelude to a Kiss» Эллингтона, продемонстрировав блестящее знание джазовой гармонии. Кульминацией концерта стало исполнение пьесы, которую участники трио стали напевать в унисон, затем к ним подключился и зрительный зал. Сама мелодия — бесхитростная и заунывная, напоминающая песню волжских бурлаков, которых судьба забросила сначала на Ближний Восток, а потом на Стокгольмский архипелаг — повторилась несколько раз, после чего Шай стал импровизировать поверх пения публики, накладывая политональный орнамент на простой и бесхитростный мотив. Это было очень красиво! Зал аплодировал стоя, и Шай сыграл на бис причудливо гармонизованную «Moon River» Генри Манчини.
ВИДЕО: Shai Maestro, Stockholm Jazz Festival (съёмка paulfunI)
httpv://www.youtube.com/watch?v=gPsQ4Bwoul0
14 октября
Несмотря на то, что этот концерт был частью программы Стокгольмского джазового фестиваля, на самом деле он проходил в маленьком городке Валлентуна к северу от Стокгольма, формально являющемся пригородом столицы. Местный театр, напоминающий благоустроенный сельский клуб, был забит до отказа почему-то людьми пожилого возраста. Я поинтересовался у организаторов о причинах этого странного для меня явления. Но нет, никакого подвоха здесь не оказалось, никто не сгонял пенсионеров бесплатно на джазовый концерт, они сами покупали недешёвые билеты. И да, они-таки действительно любят джазовый мэйнстрим, о чем недвусмысленно свидетельствовала их реакция на происходящее на сцене, аплодисменты в правильных местах, очередь за автографами и услышанные мною на выходе эмоциональные обсуждения саксофониста, пианиста и прочих музыкантов. А молодёжь, стало быть, ходит на какие-то другие концерты.
А на сцене американская певица Стейси Кент (Stacy Kent), номинантка «Грэмми» и обладательница золотых и платиновых альбомов, замечательно пела незаезженные джазовые стандарты (вроде «The Surrey with a Fringe on Top», «I Wish I Were in Love Again»), бразильскую классику (Антонио Карлоса Жобима) в небанальных аранжировках, а также собственные композиции на французском языке. Стейси Кент постоянно живет в Англии и выступает вместе с мужем — саксофонистом, флейтистом, аранжировщиком и продюсером Джимом Томлинсоном (Jim Tomlinson). Первая же сыгранная им фраза не оставила сомнений в том, что его кумир — Стэн Гетц. И конечно, все исполненные аранжировки принадлежат перу Джима. Они, кстати, были отменные! Трио шведского пианиста Клаэса Круны (Claes Crona) прекрасно справилось с их исполнением, особенно если учесть, что это был первый концерт их десятидневного тура по Швеции, и музыканты в таком составе встретились только в день выступления. Лицо Стейси Кент излучало радость и счастье, весь зал радовался вместе с ней. Необычным было и решение исполнить на бис балладу Хоги Кармайкла «Stardust».
Мастерства и таланта певице не занимать, и было бы совсем замечательно, если бы голос Стейси Кент не напоминал актрису Клару Румянову в роли зайца в культовом советском мультсериале. Но ведь в Швеции, кажется, его не показывали?
15 октября
Концерт трио шведского пианиста Яна Лундгрена (Jan Lundgren) проходил в уютном подвале-амфитеатре, называющемся «Театр-студия Ледермана». Этот музыкант вдохновляется творчеством джазовых гигантов-классиков, от Эрролла Гарнера до Оскара Питерсона. Последнему он даже посвятил собственную композицию «Блюз для Оскара» — 12-тактовый блюз с изменённой гармонией. Но он исполняет не только джазовые стандарты. На концерте прозвучали также оригинальные композиции, весьма интересные обработки шведских мелодий с альбома «Шведские стандарты», а также пьесы с альбома «Европейские стандарты», который был номинирован на премию «Грэмми». Настоящим украшением концерта стал выдающийся, на мой взгляд, басист Матиас Свенссон (Mattias Svensson). Его соло были идеально выстроены, в меру виртуозны, а голос его «поющего» контрабаса пробирал до глубины души.
Начало следующего концерта в клубе «Фашинг» произвело на меня удручающее впечатление и чуть не усыпило. Уж больно странные звуки доносились со сцены! Но вскоре — в награду за мое терпение — буквально через несколько минут я уже был горячим поклонником дуэта, в который входят американский гитарист Джулиан Ладж (Julian Lage) и контрабасист Хорхе Рёдер (Jorge Roeder).
Клуб был заполнен до отказа — в основном молодыми людьми. Вот, оказывается, какую музыку слушает шведская молодёжь! Она, эта музыка, представляла из себя причудливую смесь из джазового мэйнстрима (стандарт «I’ll Be Seeing You» — один из хитов Ладжа), фри-джаза, кантри, фьюжн, блюза и академической музыки. И если в первом отделении эти стили каким-то образом чередовались, то после перерыва дуэт стал живописать объёмные звуковые полотна крупной формы, в которых квазиклассический эпизод сменяется атональным и дальше развивается в непредсказуемом направлении. Я подумал о том, что музыковедам будет сложно определить стилистическую принадлежность этой музыки, но если не думать об этом, а просто слушать и наслаждаться, то открываются невиданные ранее красоты, которые эти два прекрасных музыканта создают на двух акустических инструментах без каких-либо эффектов-примóчек. В этой музыке отчётливо слышно влияние Пэта Мэтени, Билла Фризелла, Орнетта Коулмана, но не только. Ладж создал свой музыкальный мир, непохожий ни на что, простой и странный, примитивный и непостижимый, аккордовые последовательности в котором не укладываются в обычные представления о джазовой гармонии.
16 октября
Участники этого квартета, по всей видимости, хотели подчеркнуть, что каждый из них — яркая индивидуальность, и назвали ансамбль «Доминик / Даниэльссон / Нордстрём / Рундквист» (Dominique / Danielsson / Nordström / Rundqvist). Все четыре музыканта — действительно мастера, среди них особенно выделяется Палле Даниэльссон — легендарный контрабасист, который хорошо известен как участник европейского квартета Кита Джарретта (и не только). Его сестра Моника Доминик — известная в Скандинавии джазовая пианистка, композитор и актриса. Концерт проходил в маленьком клубе в подвале магазина винтажных виниловых пластинок Plugged Records. Впрочем, зал был полон, публика тепло принимала музыкантов, казалось, что люди хорошо знакомы с их творчеством.
Программа состояла из авторских пьес Моники Доминик, старых джазовых стандартов (в частности, Палле Даниэльссон очень выразительно сыграл тему «Begin the Beguin», а Доминик — балладу «Some Other Time», где в импровизации весьма изобретательно процитировала Эрика Сати), современных стандартов («Everybody’s Song But My Own» трубача Кенни Уилера (Kenny Wheeler) — сидящий рядом со мной пожилой англичанин неожиданно с гордостью сообщил мне, что был лично знаком с этим замечательным трубачом. Я испытывал некую обиду за выдающихся музыкантов, которые выступают на столь неподобающей сцене. Правда, в таком зале легче создать домашнюю атмосферу, и после концерта очень просто подойти к музыкантам, поговорить с ними, передать привет от московских коллег. Что я и сделал.
17 октября
Вывеска со звукоподражательным названием «Тванг» (Twang) украшает кафе и магазин винтажных гитар на первом этаже (винтаж — модный тренд в Стокгольме; гуляя по городу, постоянно натыкаешься на магазины мебели и предметов интерьера в стиле «середина века»). В его уже совсем индустриальном подвале — маленький клуб. Настолько маленький, что контрабасист играл живым звуком без усиления, и его было прекрасно слышно. Выступал квартет трубача Эрика Палмберга (Erik Palmberg), гостем была виртуозная тромбонистка Карин Хаммар (Karin Hammar). Пианист Антон Дромберг играл на вполне винтажном «Родес-пиано». Отдавая должное мастерству и профессионализму музыкантов, должен заметить, что всё-таки слушать их было скучновато.
Следующий концерт этого вечера проходил в театре «Скáла» (не путать с «Ла-Скала»!) недалеко от клуба «Фашинг». В этом театре я обнаружил настоящий концертный зал мест на 400 со сценой, балконом и амфитеатром. Однако — к моему разочарованию — концерт проходил в клубе в подвале (опять в подвале!), в котором мест для зрителей было немногим больше, чем музыкантов на сцене. Выступал Ekdahl / Bagge Big Band («Экдаль/Багге Биг-Бэнд»). Вот по-настоящему прекрасный оркестр! Пер Экдаль и Карл Багге — барабанщик и пианист, которые организовали бэнд. Здесь вообще всё в порядке: очень сильные музыканты-солисты, великолепная ритм-секция, отличные аранжировки. Современное, сочное звучание, яркие импровизации, умелое использование деревянных духовых инструментов. Репертуар — аранжированные музыкантами оркестра любимые всеми композиции современного джаза: «Humpty Dumpty» Чика Кориа, «Butterfly» Хёрби Хэнкока и подобные. Неожиданно зазвучала «Don’t Get Around Much Anymore» в аутентичной аранжировке. После концерта Карл Багге сказал мне, что оркестровку написал саксофонист биг-бэда, стилизовав под раннего Эллингтона. То-то я не мог вспомнить, на каком альбоме Дюка эта аранжировка была записана! Сделано со знанием дела, с любовью к музыке Эллингтона! Удивительно, что эти супер-профессионалы работают в разных местах и специально собираются в свободное время, чтобы поиграть вместе прекрасную музыку, хотя они не получают никакой поддержки от государственных или частных компаний. Поговорив с руководителями этого замечательного оркестра, я мысленно попрощался со Стокгольмским джазовым фестивалем, назавтра уже нужно было улетать домой. Надеюсь, до новых встреч!
Автор и редакция «Джаз.Ру» выражает благодарность директору по маркетингу клуба «Фашинг» и Стокгольмского джазового фестиваля Саре Асплунд. Tack Sara!