28 ноября в санкт-петербургском клубе Opera Concert Club и 29 ноября в Центральном Доме художника в Москве одна из ключевых фигур нью-йоркской сцены импровизационной музыки — гитарист Марк Рибо (Marc Ribot) — представит российской публике один из своих новых проектов, Ceramic Dog. В состав группы, кроме Рибо, входят Шазад Исмаили (Shahzad Ismaily, гитара, бас-гитара, ударные, электроника) и Чес Смит (Ches Smith) — ударные.
Гитарист Марк Рибо — один из героев нью-йоркского Даунтауна: этим словом обозначается не только южная часть острова Манхэттен, где находится центр Нью-Йорка, но и сцена «нового джаза», «новой импровизационной музыки» и других экспериментальных жанров, развивавшаяся в этом районе в 1980-90-е гг. Список артистов, на пластинках которых можно услышать игру Рибо — цвет современной мировой музыки. Самое долгое и плодотворное сотрудничество у него сложилось с Томом Уэйтсом (начиная с альбома «Rain Dogs») и с Джоном Зорном — Рибо постоянный участник проектов Electric Masada и Bar Kokhba Sextet. Российским слушателям Марк, к тому же, известен по работе с рок-автором Леонидом Фёдоровым — он записался на двух альбомах его группы «Аукцыон», а именно «Разин, Рим и Лев» и «Девушки поют»; представлять оба этих диска Рибо приезжал и в Москву в составе целой делегации американских музыкантов, игравших в те годы с «Аукцыоном».
Но среди музыкантов, с которыми он записывался и выступал — в том числе и категорически не джазовые люди: Дэвид Силвиан, Элвис Костелло, даже Роберт Плант с Элтоном Джоном. Бурлящая звуковая фактура Даунтауна, плотью от плоти которой является Рибо, лишь опосредованно принадлежит джазовому миру. Да, в ней в самом деле полностью усвоена джазовая страсть к импровизации и, главное, джазовое же понимание музыки как пространства полной свободы — или даже наоборот, свободы как основного условия для возникновения музыки. Но непосредственные звуки, получающиеся на выходе, могут быть любыми: и афро-латинским фьюжн, как в записях проекта Marc Ribot y Los Cubanos Postizos, и фри-джазом, как на посвящённом Алберту Айлеру альбоме «Spiritual Unity», и чистейшим, незамутнённым гитарным роком, как на пластинках, выходящих под вывеской Ceramic Dog.
Ceramic Dog, впервые приезжающие в Москву, — это, на первый взгляд, классическое пауэр-трио: такое же, как, например, Cream или Jimi Hendrix Experience. Гитара, бас и ударные — ничего лишнего; да, бас-гитарист ещё эпизодически использует синтезатор, но в остальном всё по-честному. Партнёры Рибо по этому проекту — барабанщик Чес Смит и басист Шазад Исмаили. Вместе они играли в Secret Chiefs 3, полистилической авант-прог-металлической группе Трэя Спруэнса из Mr. Bungle, а по отдельности — ещё в паре десятков заслуживающих внимания ансамблей (среди которых, например, Xiu Xiu, 2 Foot Yard Карлы Килстедт, Theory of Ruin, Barbez или Doveman). Сам организатор ансамбля здесь не только играет на гитаре, но и поёт — как и пристало фронтмену рок-бэнда. Единственная дань джазово-академическим привычкам — в отличие от великих пауэр-трио былых времён, не только ударник, но и остальные музыканты Ceramic Dog выступают сидя. Что, впрочем, никоим образом не остужает их пыл: мощнейший поток энергии, несущийся со сцены во время концерта группы, неподготовленного зрителя легко может просто-напросто сбить с ног.
ВИДЕО: Ceramic Dog
httpv://www.youtube.com/watch?v=EyhGNklqArU
В Москву трио везёт новейший альбом под названием «YRU Still Here» («Почему ты ещё здесь?») — набор без преувеличения сокрушительных боевиков, насыщенных в этот раз ещё и актуальным политическим содержанием. Оно очевидно даже по заголовкам песен: например, «Muslim Jewish Resistance» или «F**k la Migra» (жаргонное название иммиграционной полиции). Жёсткий роковый саунд всегда идеально подходил «песням протеста» — вспомнить хотя бы классиков жанра, детройтскую группу MC5, — и неудивительно, что из всех доступных ему музыкальных форм Марк Рибо выбирает для злободневного высказывания именно эту. Однако играть просто и примитивно Ceramic Dog не могут при всём желании — слишком велик их коллективный музыкальный опыт, слишком высок их технический и композиционный уровень. Поэтому «YRU Still Here» — всё, что угодно, только не прямолинейная агитка: и в музыке, и в текстах здесь — масса неожиданностей, иронических каламбуров и стилистических манёвров. Пальба из всех орудий сменяется изысканной арабской гитарной вязью, а в ритмических рисунках нет-нет да и проскользнут лёгкими бликами латиноамериканские или ямайские мотивы. Иногда характерному, захватывающему нойз-роковому переосмыслению в творчестве ансамбля подвергаются и знаменитые мелодии чужого авторства — от «Break on Through» с первого альбома The Doors до «Take 5» квартета Дэйва Брубека.
28 ноября, Opera Concert Club
29 ноября, 20:00. Центральный Дом Художника, Киноконцертный зал: Крымский Вал, 10, тел. +7(499)230-3442
Билеты онлайн (1500 ₽ — 3500 ₽)
Почему в заголовке написано «Марк Рибо покажет в Москве НОВУЮ группу Ceramic Dog», если первый альбом этого трио вышел в июне 2008 года, то есть ровно десять лет назад?
Коля, потому что для нас всё, чего мы раньше не знали — новое ;-) КМ
Ну и ещё новое — это хорошо забытое старое:-)