Ким Волошин |
Попечительский совет Института джаза им. Телониуса Монка — одной из крупнейших некоммерческих организаций в США, занимающихся поддержкой и развитием джазового искусства — объявил на минувшей неделе, что с 1 января 2019 г. название этого учебно-просветительского заведения изменится. С 2019 г., согласно просьбе представителей наследников джазового пианиста Телониуса Монка (1917-1982), институт больше не будет использовать имя великого джазового композитора. Взамен попечители Института решили присвоить ему имя другого великого джазового пианиста и педагога, который стоит во главе Института в настоящее время. Новое название — Институт джаза им. Хёрби Хэнкока, Herbie Hancock Institute of Jazz!
Заявление попечительского совета, в частности, гласит:
Совет действовал единогласно, предлагая мистеру Хэнкоку назвать Институт в его честь. Решение совета отражает самоотречение, с которым мистер Хэнкок служит Институту последние три десятилетия, его искушённое руководство в качестве Председателя Института на протяжении последних 15 лет, а также его мощный вклад и глубокое воздействие на музыку, музыкальное образование и всю гуманитарную сферу.
Будучи и сам членом попечительского совета, легендарный пианист Хёрби Хэнкок отказался голосовать по этому вопросу, но согласился с единодушным решением попечителей и принял переименование Института в собственную честь.
Инсайдеры джазового сообщества широко обсуждают в социальных сетях эту неожиданную новость, пытаясь установить мотивы такого, на первый взгляд, странного решения. Пока все сходятся на том, что решение, скорее всего, как-то связано со щекотливой юридической ситуацией, в которой уже более двух лет находятся наследники Телониуса Монка.
Вкратце история такова. В начале нового столетия сын великого пианиста, Телониус Монк-мл. (он же T. S. Monk), дал «устное разрешение» на использование имени своего отца расположенной в северной Калифорнии пивоваренной компании North Coast Brewing. Пивовары начали производить крепкий тёмный эль, содержащий 9,4% алкоголя, под названием Brother Thelonious Belgian Style Abbey Ale («Брат Телоний: монастырский эль в бельгийском стиле»).
На этикетке бутылок изображён принадлежащий к африканской расе мужчина в монашеском одеянии, на голове которого при этом надета шапочка, подобная тем экстравагантным головным уборам, что носил Телониус Монк, а глаза прикрыты тёмными очками, подобными тем, что предпочитал пианист. Мало того, лицо мужчины носит явное портретное сходство с лицом Монка, а вокруг его головы изображены, на манер стилизованного нимба, расположенные по кругу фортепианные клавиши. То есть сомнений в том, что в качестве «Брата Телония» (латинское имя Телоний по-английски как раз и пишется Thelonious) изображён Телониус Монк, не остаётся. Изображение подписано латинским девизом «Capre diem vita brevis», т. е. «Лови момент, жизнь коротка». Телониус-младший пояснял, что дал пивоварам устное разрешение на производство «Брата Телония» в обмен на то, что они будут перечислять часть прибыли… Институту джаза им. Телониуса Монка!
ДАЛЕЕ: продолжаем разбираться…
Но что-то пошло не так. То ли часть прибыли оказалась не соответствующей ожиданиям, то ли пивовары зашли слишком далеко, помимо пива «Брат Телоний» продавая ещё и «мерчандайз» (товары с рекламной символикой) этой марки пенного напитка и ничего за это не выплачивая. Короче говоря, в 2016 г. Телониус Монк-мл. отозвал своё устное разрешение (которое в США признаётся равнозначным с письменным контрактом) и подал на North Coast Brewing в суд. Процесс длился два года. Пивовары подали встречный иск, но 1 февраля 2018 суд постановил, что Монк-младший имел полное право отозвать разрешение, а пивоваренной компании предстоит объяснить, почему кроме оговорённого в устном соглашении пива они продавали ещё и кружки, мыло, толстовки, коврики для мыши и другие товары (всего 17 наименований) с портретом музыканта и символикой пива Brother Thelonious — ничего при этом не платя ни Телониусу Телониусовичу, ни Институту джаза, который с момента своего создания в 1986 г. носил имя его папы.
Судебный процесс продолжается: подобного рода разбирательства в США, с их мириадами опытных и небескорыстных адвокатов, специализирующихся на корпоративных исках, могут длиться годами.
Можно предположить, что эта «негативная публичность» (или, попросту говоря, антиреклама), вызванная проявленной в своё время неразборчивостью Телониуса-младшего в средствах, оказалась в конце концов совершенно лишней для попечительского совета Института джаза. Ведь эта организация, штаб-квартира которой находится в федеральной столице — Вашингтоне, не только проводит престижнейший конкурс молодых джазовых исполнителей им. Телониуса Монка (который, кстати, в этом году был внезапно отложен без объяснения: возможно, по тем же причинам?) и совместно с UCLA (Университетом Калифорнии в Лос-Анджелесе) ведёт образовательную деятельность в Музыкальном колледже им. Херба Алперта, где работает высококлассная программа подготовки молодых музыкантов, дающая по её окончании степень магистра искусств. Именно Институт, во главе которого уже полтора десятилетия стоит Хёрби Хэнкок, с 2012 г. занимается организацией всемирного празднования Международного Дня джаза — официального праздника ЮНЕСКО, Организации Объединённых Наций по вопросам науки и культуры! В 2018 г., как мы помним, Глобальный концерт в честь Дня Джаза (30 апреля) состоялся в Санкт-Петербурге. И вот эта-то организация вовлечена в сложную правовую коллизию вокруг производства пивного мерчандайза?
Можно предположить, что эта ситуация действительно настолько никому не нравилась, что совет попечителей пошёл на экстраординарные меры: просто удалил имя великого джазового музыканта из своего названия. И вместо него дал Институту джаза имя другого великого джазового музыканта, который при этом вышеозначенным Институтом ещё и руководит. Ситуация запутанная, странная, но вполне объяснимая. Впрочем, у неё могут быть и другие объяснения, которые мы когда-нибудь узнаем.
Главное, что под руководством Хёрби Хэнкока обновлённый Институт Джаза им. Хёрби Хэнкока, по заявлению самого Хёрби Хэнкока, «будет продолжать свою миссию во всех её направлениях, совет попечителей не прекращает работу, образовательные и просветительские программы Института будут продолжаться, и сотрудники Института как в Лос-Анджелесе, так и в Вашингтоне будут по-прежнему выполнять свои обязанности».
Лауреат премии Американской киноакадемии «Оскар» и 14-кратный лауреат премии Академии звукозаписи «Грэмми», 78-летний Хэнкок играл в одном из самых значительных малых ансамблей джазовой истории — «Втором великом квинтете» трубача Майлза Дэйвиса (1964-1968) и был одним из первопроходцев джаз-рока и фьюжн в 70-е. В 1983 его инструментальный трек на грани джаз-рока, фанка и хип-хопа, «Rockit», стал мегахитом, оказавшим влияние на два следующих поколения музыкантов, а в 2007 он получил «Грэмми» в самой престижной и массовой категории «Альбом года», став первым завоевавшим эту награду джазменом за 44 года. В последнее десятилетие Хэнкок получил высокий статус Посла доброй воли ЮНЕСКО по межкультурному диалогу и в этом качестве стал инициатором введения этой международной организацией всемирного празднования Международного Дня джаза.
СМ. ТАКЖЕ: интервью Хёрби Хэнкока нашему изданию