Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
Поздней ночью 2 ноября в Нью-Йорке скончался один из ярчайших джазовых трубачей современности — Рой Харгроув (Roy Hargrove). 16 октября ему исполнилось 49 лет.
Джазовое сообщество хорошо знало, что у Роя есть определённые личные проблемы — но при этом его музыкальность, его уникальная творческая многоликость и невероятное мастерство джазового трубача не знали равных, и его игра украшала любой джазовый фестиваль, любой концерт, в котором он участвовал. Его выступления в России — с собственной группой RH Factor в апреле 2004, с Dizzy Gillespie All Stars Big Band в мае 2007 и с собственным квинтетом на фестивале «Триумф джаза» в марте 2018 — были настоящим праздником современного джаза. Именно современного: при безусловном и безупречном владении всем арсеналом выразительных средств джазовой трубы великого прошлого, Харгроув представлял передний край развития джазового искусства, уникальным образом объединяя в своей игре глубокое знание джазового канона эпохи «золотого века джаза» и самое передовое, самое современное музыкальное мышление.
Те, кто видел его, понимали, что этот человек полностью погружён в музыку и живёт ею так, как люди дышат: остановишься — и конец. Рой был очень востребованным музыкантом, несмотря на свои проблемы со злоупотреблением тем, чем не стоило бы. Он много выступал по всему миру, но при этом, когда был в Нью-Йорке, постоянно играл на ночных джемах в джаз-клубе Smalls, причём играл так много и так ярко, как будто ему всё ещё 20 и он всё ещё с жадностью познаёт мир джаза — мир, в котором для него на самом деле практически не оставалось секретов.
Он просто очень любил играть. Он делал многое для того, чтобы возможностей играть у него самого и у множества других музыкантов было больше. Многие ли знают, что именно Рой Харгроув (вместе с двумя партнёрами) основал ещё в 1995 г. нью-йоркский клуб The Jazz Gallery — некоммерческий творческий центр, где не было нужды гнаться за прибылью и поэтому без оглядки на необходимость «продать зал» могли представлять новые, максимально творчески смелые программы десятки самых передовых джазовых артистов? Даже после того, как в 2013 г. «Джаз-галерея» из старого, похожего на сарай зала в Нижнем Манхэттене переехала в новое помещение на пятом этаже здания в престижной части Бродвея, она продолжает работать под придуманным основателями лозунгом «Where the future is present» («Там, где будущее — настоящее»), и хотя Харгроув давно не входил в состав художественного совета «Галереи», он регулярно выступал там с новыми программами.
Рой Энтони Харгроув родился в Уэйко, штат Техас, 16 октября 1969 г. и вырос в Далласе, где учился в Школе искусств им. Букера Т. Вашингтона — одной из лучших детских школ с упором на художественное и музыкальное образование в США; в те же годы эту школу посещали, например, будущие звёзды американской эстрады Эрика Баду и Нора Джонс.
В 1987 г., 18-летним юношей, на мастер-классе в родной школе он произвёл такое сильное впечатление на ярчайшую звезду тогдашнего джазового мэйнстрима, трубача Уинтона Марсалиса, что тот предложил талантливому школьнику выступить вместе с ним буквально на следующий день. Окончив школу, Харгроув полтора года учился в легендарном колледже Бёркли в Бостоне, где получил полную стипендию, но затем перевёлся на джазовое отделение Университета Новой Школы в Нью-Йорке и влился в музыкантское сообщество столицы мирового джаза. Как писал известный джазовый критик и журналист Нэйт Шинен, «появление Харгроува в тесном мирке джазовых музыкантов произвело эффект разорвавшейся бомбы, сопоставимый разве что с появлением самого Уинтона Марсалиса десятилетием раньше». В 1990 г. вышел дебютный альбом Харгроува, «Diamond in the Rough»; он в это время гастролировал с группой Jazz Futures, в которую входили такие же, как он, новые звёзды молодого поколения джазовой сцены, в том числе контрабасист Крисчен Макбрайд и альт-саксофонист Антонио Харт.
Но не только сверстники играли с Роем: одна их первых студийных записей Харгроува была в составе ансамбля ветерана джаза, альт-саксофониста Бобби Уотсона. А в 1991 юношу пригласил участвовать в записи своего альбома «Here’s to the People» сам Сонни Роллинз, колосс джазового саксофона 1950-60-х гг., и даже дал 22-летнему трубачу отдельный номер на альбоме, пьесу под названием «Young Roy» («Молодой Рой»).
httpv://www.youtube.com/watch?v=sgvivYuZY5o
Рой Харгроув никогда не оставлял ряды исповедников джазового мэйнстрима: и в своём джазовом квинтете, и в оркестрах, прежде всего в составе «Звёздного биг-бэнда имени Диззи Гиллеспи» и в собственном биг-бэнде, который он регулярно собирал для гастролей и выступлений на фестивалях в последние десять лет и с которым записал мощный альбом «Emergence» (2009), он играл именно мэйнстрим — современный, искушённый, глубоко укоренённый в традиции.
СЛУШАЕМ: Roy Hargrove Big Band «Emergence» (2009)
Но на рубеже веков стилистический диапазон того, что играл Харгроув, значительно расширился. Он не «залипал» в невозвратном золотом прошлом джазового искусства: отдавая ему дань и продолжая работу в мэйнстримовой идиоме, Рой также участвовал в развитии современных стилей афроамериканской музыки, прежде всего нео-соул. Он играет на эпохальном альбоме основоположника нео-соул, певца и мультиинструменталиста Ди Анджело (D’Angelo) — «Voodoo» (2000). Его игра звучит и на ещё одном важном для истории нео-соул альбоме того же года — «Mama’s Gun» Эрики Баду, одноклассницы Роя по школе им. Букера Т. Вашингтона, достигшем «платинового» уровня продаж в США. А на её альбоме 2003 г. «Worldwide Underground» он не только играет на трубе, но и поёт в одном треке: Харгроув был незаурядным вокалистом. Мало того, в 2000 г. он записался и на альбоме «Like Water for Chocolate», который принадлежит к другому, более радикальному направлению афроамериканской музыки — альтернативному рэпу: именно с этого альбома, вскоре достигшего «золотого» статуса по продажам, начался большой коммерческий прорыв выпустившего эту пластинку на лейбле МСА рэпера, известного под именем Коммон.
Вскоре ритмы и мотивы современного ритм-н-блюза («ар-эн-би») и нео-соул зазвучали и в музыке самого Харгроува. Он создал группу RH Factor (название читается одновременно как «Резус-фактор крови» и «Фактор Роя Харгроува»), в первоначальный состав которой вошёл, помимо других первоклассных инструменталистов, и клавишник Джеймс Пойзер, с которым Харгроув работал на записи альбомов Ди Анджело и Коммона и который был исполнительным продюсером двух альбомов Эрики Баду, где играл Рой.
СЛУШАЕМ: Джазовый подкаст «Слушать здесь», 31 января 2006 (выпуск 005, автор Кирилл Мошков): Рой Харгроув и его группа RH Factor
С этим коллективом, в музыке которого хитро и увлекательно соединялись ар-эн-би, нео-соул, хип-хопа и других современных стилей афроамериканской музыки, густо замешанные на джазовом языке изложения материала и импровизации, Рой Харгроув в 2004 г. побывал и в России.
Все, кто знал Роя, отмечали, что после ареста в Нью-Йорке за обладание запретными субстанциями в 2014 г. он начал бороться с несчастной зависимостью, и в последние два года ему удалось преодолеть её. Его физическая форма начала меняться к лучшему, а в музыкальном плане он вновь утвердился на вершине мастерства — с которых, впрочем, никогда и не сходил. Он всё больше гастролировал, 6-10 ноября должен был играть со своим джазовым квинтетом в клубе Blues Alley в Вашингтоне, а на 21-22 декабря были назначены два его концерта в нью-йоркской «Джаз-галерее». Но организм музыканта не выдержал проблем, возникающих при длительном злоупотреблении «веществами»: длительное время Харгроув страдал от болезни почек, и в пятницу у него случилось финальное обострение, приведшее, по словам его многолетнего менеджера Ларри Клотьера, к остановке сердца.
Спасибо за музыку, Рой.
ВИДЕО: Roy Hargrove Quintet «Strasbourg Saint Denis»
httpv://www.youtube.com/watch?v=CQ6dbUmU__o
В 90-е годы Рой Харгроу часто бывал в Zing Bar (в старом, на Хаустон стрит), и играл там неутомимо. Было удивительно наблюдать, как в этом субтильном, далеко не крепком человеке жила мощная джазовая энергия. Не он первый, не он последний, сгубивший себя… молодой, талантливый. Большая потеря.
На ряду со своей не предсказуемой мощнейшей энергетикой присутствовала в нём и тонкая линия не предсказуемой внутренней романтики, как отголоска, порой перестающего в волшебный звук его импровизаций. Как жаль, уходят лучшие…
Кирилл! Спасибо за прекрасный некролог. Очень жаль, что ушел такой музыкант. Я его очень любил…
Печальная история, очень похожая на то, что случилось ровно двадцать лет назад и тоже в ноябре с Кенни Кёрклэндом (1955-1998).
Ну, не вполне. Рой всё-таки освободился от зависимости, хотя нанесённый им себе самому ущерб и оказался уже слишком тяжёл.
Ну, мы не можем этого знать наверно.
спасиба за прекрасную статью о Музыканте!
Достоин восхищения. Я постоянно думаю о том, как у Роя получается так играть и не могу найти ответ. Мне за 70 и джаз любимая со школы музыка. Играл на барабанах и все равно не могу понять, как происходит такое чудо. Без конца можно слушать и медитировать.