16 ноября 2018 в Театральном зале Московского международного Дома музыки состоится концерт, которым саксофонист Олег Киреев отмечает своё 55-летие. Отсюда название: «Юбилейный концерт».
«Джаз.Ру» много писал о Кирееве. В 2017 г. мы объединили в одной публикации два его интервью прежних лет, в которых Олег рассказывал о своей истории и взглядах на творчество. Но к «Юбилейному концерту» назрела необходимость в новом интервью, и оно произошло. Музыкант отвечает на вопросы нашего автора Яны Дёминой.
Олег, мы с вами давно не беседовали, хочется узнать, что изменилось за последние годы, как сейчас организован ваш жизненный и творческий график.
— Я продолжаю много путешествовать, в первую очередь, со своими авторскими проектами, и сейчас мои маршруты — это Москва, другие города России, и, конечно же, зарубежные гастроли.
Совсем недавно я выступил в Будапеште с известным трио пианиста Питера Шарика, а сейчас уезжаю в двухнедельный тур. Сначала в Токио с четырьмя концертами, которые состоятся в известных джазовых местах. В Японии со мной будет играть американский пианист Деннис Ламберт, а ещё в составе трио лучшие американские и японские басисты и барабанщики.
После этой поездки состоится турне с четырьмя концертами в Пекин, где мои концерты пройдут впервые, один из них в университете.
Я всю жизнь также занимаюсь и продюсированием как самой музыки, так и музыкальных событий — концертов и фестивалей, в основном выступая как художественный руководитель этих проектов.
В следующем году произойдёт еще одно знаменательное событие: 30 лет исполняется моему детищу — этно-джазовому ансамблю из Уфы, «Орлан». Мы много путешествовали за эти годы; на какое-то время прекращали сотрудничество, а теперь стали официальным коллективом Башгосфилармонии. Представляем республику и страну со своими концертами и в России, и за рубежом.
Вы много времени проводите на Балканах, — повлияла ли эта культура на вас в музыкальном отношении? Завязалось ли сотрудничество с местными музыкантами? Как в целом оцениваете местную сцену и джазовую инфраструктуру?
— В моей жизни часто случались циклы, связанные с годами сотворчества, а порой и проживания в различных странах: в начале 90-х я жил и работал в Кракове, творческим итогом стала пластинка «Song for Sonny», записанная с ведущими польскими музыкантами — трио Йоахима Менцеля.
Годы, прожитые в Англии, тоже ознаменовались выходом пластинки — «Live in England».
Я несколько раз выступал на Балканах на фестивалях, и в 2016-м году очередные гастроли с моим этно-джаз бэндом «Орлан» на большом фестивале в Нише положили начало творческим контактам с балканскими музыкантами.
ВИДЕО: выступление на фестивале в городе Ниш
httpv://www.youtube.com/watch?v=OHET58T5dr0
Экс-Югославия удивила достаточным количеством высококлассных музыкантов, в Белграде у меня уже состоялись несколько интересных концертов — в первую очередь хочу отметить наш концерт в престижном зале им. Илие Колараца под названием «Русский джаз в Белграде». В нём участвовали солисты биг-бэнда Радио и телевидения Сербии и специально прилетевший на этот концерт мой партнёр, пианист Евгений Гречищев. А весной прошлого года прошёл большой аншлаговый сербско-русский концерт с выдающимся балканским пианистом Василом Хаджимановым.
ВИДЕО: Васил Хаджиманов и Олег Киреев в Белграде, 2017
httpv://www.youtube.com/watch?v=11Mw37pG6VE
ДАЛЕЕ: продолжение интервью, ВИДЕО
Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с Томом Харреллом — это один из самых необычных представителей джазового сообщества, очень интересно ваше впечатление о нём. Как сложился состав, с которым вы записали альбом «The Meeting»? Что, на ваш взгляд, повлияло на то, что ваш альбом был так тепло встречен критиками и так долго продержался в Тор-25 американского джазового радиочарта?
— Для меня это удивительная история. Ещё в далеком 1990 году я впервые услышал Тома Харрелла на фестивале Jazz Jamboree в Варшаве, в составе квинтета саксофониста Фила Вудcа. Я был очарован звуком флюгельгорна Тома и его манерой игры в стиле бибоп. Конечно, мне было трудно представить, что через много лет Том будет сидеть рядом в студии со мной и после первых минут репетиции произнесёт в мою сторону: «кул раунд, мэн», и, тем более, будет играть мою авторскую музыку!
Том Харрелл в жизни оказался скромным и обаятельным человеком — это характерная черта для многих настоящих звёзд.
Идея записать альбом с Томом принадлежит пианисту и продюсеру Киту Джаворсу. Конечно, участие Тома придало дополнительное мощное звучание пластинке и подогрело интерес к нашей работе. (Подробности см. в нашей публикации «Саксофонист Олег Киреев и пианист Кит Джаворс выпустили в США второй совместный альбом» от июня 2016. — Ред.)
Первый наш альбом, кстати, также был на многих американских радиостанциях и до сих пор в ротации, это альбом 2009-го года «Rhyme and Reason», где играли выдающиеся музыканты — Борис Козлов и Бен Уильямс на контрабасе, а на ударных на обоих альбомах играл И Джей Стрикланд (E. J. Strickland). Приятно, что иногда мне приходят сообщения из разных стран о том, что сейчас они слушают мой «Апрель» на американском радио.
Насколько я помню, вы бывали раньше в Японии. Чем, на ваш взгляд, тамошняя публика отличается от аудитории других стран?
— Я уже дважды побывал в Японии с концертами и должен заметить, что рассказы о высокообразованной японской аудитории — не преувеличение. В сердце Токио есть регулярные концерты в Blue Note, «дочке» американского клуба, а также большое количество других клубов с настоящим джазом — Pit Inn, Absolute Blue, B Flat и др. Есть несколько сильных американцев, живущих в Японии (в основном в связи с женитьбой на местных девушках), которые там же активно и работают.
Ну а в целом публика везде одинаковая — реагирует на эмоциональный посыл и мастерство исполнителя.
Пожалуй, каждый творческий человек проход через стадии развития, кризисы, переоценки. Есть ли какие-то изменения в вашем творческом подходе за последнее время? К чему вы приходите в год своего 55-летия? Отражаются ли на вашей музыке трансформации, которым подвергается современный мир?
— Безусловно, с годами начинаешь больше понимать, что есть настоящее искусство…
Оглядываясь на свое творчество, я рад, что благодаря рождению в Башкирии я впитал азиатскую культуру, а вместе с ней — и интерес к этно-музыке. В то же время в моей душе всегда была и есть любовь к американскому джазу в лучших его традициях, вплоть до современности.
Я рад, что в моём распоряжении есть такой широкий спектр музыки, и я остаюсь абсолютно не зашоренным в этом смысле музыкантом.
Ну и конечно же, взгляд на современную музыку у меня всегда постепенно меняется, в наше время важно быть «в тренде» того, чем образован слушатель. Я вижу, как на концертах сильно поменялась аудитория: почти ушла старая публика, понимавшая, что такое Дюк Эллингтон, Элла Фитцджералд и Чик Кориа (я имею в виду, в количественном отношении). В наше время всё становится универсальным, процветают трибьюты и музыка к фильмам. Это не хорошо и не плохо — просто так есть.
16 ноября у вас запланирован большой юбилейный концерт в Московском Международном Доме Музыки. Видимо, стоит ждать специальных гостей? Что особенного вы готовите своим слушателям?
— Я подготовил новую программу, которую покажу в рамках юбилейного концерта — там и продолжение этнической темы в сочетании с джазом, абсолютно новые прочтения башкирских народных мелодий, и авторская любовная лирика в джазовых стилях. Программа концерта состоит из двух частей — в одной из них отображён весь спектр моего творчества за долгие годы, а во второй представлены новые композиции — «Семь девушек», «Шиханы» и многое другое. Причем необычность этого концерта в том, что в нем собраны самые красивые мелодии, по типу калейдоскопа, принадлежащие к разным жанрам и направлениям джазовой музыки. Будет, конечно и ассоциативный видеоряд ко многим композициям. Так что зрителя ждет интересное путешествие!
ВИДЕО: информационный ролик к юбилейному концерту
httpv://www.youtube.com/watch?v=CajJWeoNY2E
БИЛЕТЫ НА ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ (700 ₽ – 1200 ₽)