23 октября в Культурном центре ДОМ выступает квартет Miller’s Tale, который придумали главные действующие лица нью-йоркской Даунтаун-сцены и соратники знаменитого Джона Зорна, главного действующего лица «новой импровизационной музыки» 1980-90-х гг.: швейцарско-американская пианистка Сильви Курвуазье (Sylvie Courvoisier) и обладатель премии Grammy скрипач Марк Фелдман (Mark Feldman).
С ними в квартете играют японская электронщица Икуэ Мори (Ikue Mori), стоявшая у истоков движения no wave в Нью-Йорке конца 70-х, и легендарный британский саксофонист Эван Паркер (Evan Parker) — один из столпов международной сцены «свободной импровизации».
Название Miller’s Tale — отсылка к творчеству знаменитого американского драматурга Артура Миллера («Смерть коммивояжёра» и др.), обладателя Пулитцеровской премии и последнего мужа Мэрилин Монро, и одновременно к хрестоматийному рассказу основоположника английской литературы Джеффри Чосера из его «Кентерберийских рассказов» (конец XIV в.) У квартета вышел пока что один альбом (в 2016, на именитом швейцарском авангардном лейбле Intakt).
Откровенно неблагодарным делом было бы подробно расписывать заслуги каждого из участников группы. Очевидно, что составы такого уровня звёздности, пусть и в небольшой «нише» новой импровизационной музыки, добираются до России нечасто. Отметим лишь несколько фактов.
Пианистка Сильви Курвуазье родилась в швейцарской Лозанне, а в Бруклине живёт уже двадцать лет. Она записала больше полусотни альбомов для ECM, Tzadik и Intakt, ей заказывают музыку для театральных постановок и современного танца, она постоянно участвует в зорновских ансамблях Cobra и The Bagatelle Marathon. Из тех, с кем играла Курвуазье, можно назвать лишь два имени — Юсеф Латиф и Томаш Станько, — чтобы понять стилистический размах её творчества.
Скрипач Марк Фелдман участвовал в записи более сотни альбомов современной академической музыки и нового джаза. Он — обладатель премии «Грэмми» (за участие в записи альбома саксофониста Майкла Бреккера «Wide Angles», 2004) и один из ключевых партнёров Джона Зорна: его игра звучит на самых известных альбомах бескомпромиссного саксофониста — «Bar Kokhba», «Duras: Duchamp», на ряде релизов серии «Filmworks».
Когда Икуэ Мори ещё играла на барабанах, она успела стать одним из создателей направления no wave — именно она играла в породившей «никакую волну» группе DNA с гитаристом Арто Линдси. Впоследствии Икуэ сменила барабанную установку на электронику и играла c Тёрстоном Муром, Фредом Фритом, Лотте Анкер, а также с Зорном и компанией в Electric Masada (в составе этой группы она приезжала в Москву в 2004 г.)
Известный уже с конца 60-х Эван Паркер — один из отцов-основателей европейской импровизационной сцены и один из самых влиятельных саксофонистов-импровизаторов в мире. Во многом Паркер заново изобрёл игру на саксофоне: расширенные техники игры на нём — его второе имя. Дуэты с Барри Гаем и Джоном Стивенсом, трио Александра фон Шлиппенбаха, Machine Gun Петера Брётцманна — лишь вершина айсберга, коим является его огромный вклад в историю «свободного джаза».
ДАЛЕЕ: билеты, контакты, видео
23 октября, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел.: +7(495)953-7236
Концерт на сайте ДОМа, билеты (1700 ₽, в день концерта 2000 ₽)
ВИДЕО: Miller’s Tale на фестивале в Заальфельдене, Австрия, 2017
httpv://www.youtube.com/watch?v=zGx3Ck_AbSY