Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
Хотя тема «канонизации» великого джазового музыканта Джона Колтрейна (John Coltrane) в лике христианских святых не нова, ей уже более сорока лет, но осенью 2018, вероятно — в связи с различными нестроениями в современном мире, тема эта вновь и вновь поднимается в социальных сетях. Если коротко, то звучит это примерно так: «А знаете ли вы, что саксофонист Джон Колтрейн был канонизирован Африканской Православной церковью, где он именуется Св. Иоанн Колтрейн»? Затем, как правило, приводится одна из трёх картинок, на которых в стилистике православной иконографии изображён Джон Колтрейн с саксофоном, из которого вырываются языки огня. Ну или все три картинки вместе.
Давайте попробуем разобраться, откуда всё это взялось и что означает.
В основе — факты. Давайте изложим их системно.
Строго говоря, в США действительно есть религиозная организация под названием «Африканская Православная церковь» — и она действительно почитает святого Джона Колтрейна, канонизированного в рамках деятельности одного из приходов этой организации под именем Saint John Will-I-Am Coltrane — что приблизительно можно передать как «Св. Иоанн Воля-Аз-Есмь Колтрейн».
Есть и несколько икон Св. Иоанна, которые написал с соблюдением некоторых внешних признаков византийской иконографии, включая греческую надпись «О Агиос Иоаннос» (Святой Иоанн), диакон этой организации — художник Марк Дьюкс. Действие Святаго Духа через легендарного музыканта на этих иконах передаётся изображением в раструбе его саксофона пламенеющих языков огня.
Но какое отношение эти факты имеют к православию?
ДАЛЕЕ: разбираемся в фактах. Только факты, никаких домыслов.
Так называемая Африканская Православная церковь, в которой канонизирован Св. Иоанн Колтрейн), по вероучению — англиканская, точнее епископальная: в США англиканцы именуются епископалами. Следовательно, это не православные христиане, а протестанты. Их религиозная организация (прямо говоря — секта) была создана в начале 1920-х гг. под названием Независимая епископальная церковь, с целью дать чёрным епископалам собственное юридическое лицо и общину, в которой они могли бы исповедовать свою веру самостоятельно, а не в подчинённом по отношению в расистскому белому большинству положении.
Члены этой организации считают, что её первый епископ Александр Макгуайр был канонически рукоположен настоящими англиканскими епископами, а поскольку мировое англиканство имеет так называемое «апостольское преемство», они автоматически возводят родословие своей секты к единой Церкви до времён раскола христианского мира на католическую (западную) и Православную (восточную) ветви. Отсюда присвоенное этой протестантской сектой самой себе в более поздние времена название «Африканская Православная церковь». Её не следует путать с восточными церквами, православными и коптскими, епархии которых находятся в Африке и имеют несколько миллионов последователей (например, Александрийским патриархатом). Однако интересно, что у «Африканской Православной церкви» до Второй мировой войны было несколько приходов в Африке, но в 1946 г. эти приходы разорвали общение со своей американской сектой и были приняты в состав Александрийской Православной Церкви.
На пике массовости членство афроамериканской секты достигало 30 000 прихожан. Сейчас в АПЦ около пяти тысяч прихожан в 15 приходах по всем Соединённым Штатам. И только в одном её молельном доме, а именно в «Церкви Св. Иоанна Колтрейна» в Сан-Франциско, почитают джазового музыканта, которого последователи этой организации ещё в начале 1970-х провозгласили святым.
Полностью этот молельный дом называется St. John William Coltrane African Orthodox Church, Африканская Православная церковь св. Иоанна Колтрейна. Почитание Колтрейна в форме посвящённых ему джем-сешнов началось в Сан-Франциско ещё в 1971 г., через четыре года после смерти саксофониста. Тогда секта именовала себя «Храмом Единого Разума» и не упоминала православных терминов и понятий: к АПЦ она, после долгих духовных поисков, присоединилась только в 1981 г. Ныне воскресное богослужение в этой «церкви» совершается в смешанной форме, идущей из глубины народных традиций афроамериканских протестантских деноминаций. После литургии и принятия св. Даров желающие члены конгрегации могут помузицировать в честь святого Джона вместе с клириками общины, каждый из которых — неплохой музыкант-любитель. Музицирует и глава общины Франзо Кинг, который именует себя архиепископом. Он прилично играет на саксофоне.
Об этой любопытной секте в 1996 г. режиссёр Алан Клингенстайн снял 26-минутный документальный фильм «Церковь Святого Колтрейна», который получил в 90-е награды на семи кинофестивалях и сейчас ещё время от времени показывается на кабельных каналах по всему миру. Впрочем, на видеохостингах можно найти и более поздние съёмки. Вот так, например, выглядела музыкальная часть одной из служб в Сан-Франциско, в центре которой было исполнение одной из хористок текста Двадцать первого псалма общехристианской Псалтири в 2015 г.:
httpv://www.youtube.com/watch?v=7SJHAkMkE1w
Но всё равно джазовой публике, конечно, приятно, что для кого-то творчество Колтрейна настолько важно, что его провозгласили святым. Святый отче Иоанне, моли Бога о нас!
На чём же основывается восприятие Колтрейна как не только музыканта-визионера, музыканта-новатора, но и религиозного деятеля? Сам архиепископ Франзо Кинг рассказывал о бывшем ему в сентябре 1965 года, менее чем за два года до смерти Джона Колтрейна, божественном откровении с участием великого саксофониста:
…Когда Джон Колтрейн вышел на сцену, мы почувствовали присутствие Св. Духа. Он поднял сопрано-саксофон, направляя его на нас, сфокусировал на нас взгляд своих ясных очей и заиграл нечто в форме одночастной сюиты без единой паузы. Мы не говорили друг с другом во время его игры, потому что были захвачены тем, что впоследствии именовали своим Крещением Звуком. Даже в джаз-клубе мы смогли почувствовать излияние Св. Духа через звук.
Обратимся к книге исследовавшего ещё в 1970-е гг. этот вопрос первопроходца российского джазоведения Леонида Переверзева «Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе» (составитель и редактор Кирилл Мошков, 2011). Целая глава в этом фундаментальном труде посвящена «Афро-христианскому опыту» — лежащим в протестантизме корням афроамериканской духовности, глубоко проникшим в художественное творчество многих чёрных художников, писателей и музыкантов.
…Имеется документальное свидетельство Джона Колтрейна о «задании» сюиты «A Love Supreme» («Высшая Любовь»), записанной 9-го декабря 1964 года, ознаменовавшей собой коренную смену его идейно-художественных ориентиров и оставшейся, по мнению многих, вершиной всего им созданного.
Сразу признаюсь: твердых формальных оснований усматривать там бесспорно христианские мотивы у меня нет. Хотя его дед со стороны отца был методистским пастором, неизвестно, испытывал ли Колтрейн какие-либо религиозные чувства до начала шестидесятых годов, а позже — принадлежал ли он какой-либо определённой конфессии. Он нигде и никогда (во всяком случае — публично) не провозглашал исповедание Евангелия, не касался непосредственно библейской тематики, и среди его инструментальных пьес, очевидно инспирированных традицией спиричуэлс и госпелз, я могу сейчас найти лишь три с подходящими сюда названиями: «Spiritual», «Dear Lord» и «The Father, and the Son, and the Holy Ghost». В своих устных высказываниях в последние годы жизни Колтрейн ссылался преимущественно на Кришнамурти, мистиков Суфи и Каббалу, всегда говоря, однако, о «едином Боге» как «окончательной реальности», причем у его собеседников складывалось впечатление, что такой реальностью для него была смерть.
Мне, разумеется, крайне трудно судить, но тут ощущается и не даёт покоя какое-то противоречие. Как, например, понималась им смерть в данном случае? Виделся ли ему в ней полный финал, небытие, нирвана, или же всё-таки предожидалось и воскресение?
Как рассказывал сам Колтрейн, идея сюиты внезапно открылась ему целиком, с начала и до конца, после многочасовой медитации. По словам его матери, «Джону явилось видение Бога при её сочинении. Он говорил, что такие видения являлись к нему много раз во время игры. И это было смертельно страшно, потому что когда кто-либо увидит Бога, то скоро умрёт» (её сын скончался два с половиной года спустя, и панихида по нему была совершена преподобным Ральфом Питерсоном при участии джазовых музыкантов во главе с Орнеттом Коулманом в Лютеранской церкви Св.Петра, что на Лексингтон-Авеню в Нью-Йорке). Сам же Колтрейн говорил о смерти философически, как о предмете обычной беседы, сообщает его биограф.
У меня, во всяком случае, остаётся впечатление, что Бог у Колтрейна — личный Бог, Бог-творец, Бог, не ре-инкарнирующий, но создающий свой благодатью человека заново, как в этой жизни, так и по окончании времён.
Впрочем, решайте сами. Вот […] текст (в моём дословном переводе), помещённый на конверте альбома «A Love Supreme» […] завершающий её «Псалом» — интонационно артикулированный Колтрейном на тенор-саксофоне как речитатив, хотя и состоящий из одних только гласных звуков, но позволяющий распознать в них буквально каждый слог и каждое слово.
A Love Supreme. Высшая любовь
Я сделаю все, что могу, чтобы быть достойным Тебя, О Боже.
Так должно быть во всём.
Благодарю Тебя, Боже.
Мир.
Нет никого другого.
Бог есть. Это так прекрасно.
Благодарю Тебя, Боже. Бог есть всё.
Помоги нам избыть наши страхи и слабости.
Благодарю тебя, Боже.
В Тебе всё возможно.
Мы знаем. Бог создал нас такими.
Не отрывайте глаз от Него.
Бог есть. Всегда был. Всегда будет.
Что бы ни было… это Бог.
Он благодатен и милостив.
Самое важное — я знаю Тебя.
Слова, звуки, речь, люди, память, мысли, страхи и чувства — время — всё соотносится… всё из одного… всё в одном.
Да будет благословенно имя Его.
Волны мысли — волны тепла — все вибрации — все пути ведут к Богу. Благодарю Тебя, Боже.
Путь Его… так прекрасен… так благодатен.
Так милостив — Благодарю Тебя, Боже.
Одна мысль производит миллионы вибраций и все, что ни есть, возвращаются назад к Богу… все до единого.
Благодарю Тебя, Боже.
Оставь страхи… уверуй. Благодарю Тебя, Боже.
У вселенной много чудес. Бог есть всё.
Путь Его… так чудесен.
Мысли, дела, вибрации, всё остальное.
Все возвращаются к Богу и Он очищает всё.
Он благодатен и милостив… Благодарю тебя, Боже.
Слава Господу… Бог наш жив бесконечно.
Бог есть.
Бог любит.
Удостоюсь ли взгляда Твоего.
Все мы одно в Его благодати.
То, что мы существуем, есть наша признательность Тебе, о Боже.
Благодарю Тебя, Боже.
Бог осушит все наши слёзы…
Он всегда так…
Всегда будет делать…
Ищите Его каждодневно. Всеми путями каждодневно ищите Бога.
Споём же Ему все наши песни.
Тому, Кому предназначены все хвалы… хвалите Господа.
Ни один путь не лёгок, но все возвращают к Богу.
На всех мы Его находим.
Всё, что есть — есть с Ним.
Все, что есть — есть с Ним.
Следуйте Его повелениям.
Благословен Он да будет.
Мы все вышли из Одного… по воли Божией.
Благодарю Тебя, Боже.
Я видел Бога — я видел и непотребное — ничто не может быть выше, ничто не сравнится с Богом.
Благодарю Тебя, Боже.
Он сотворит нас заново… Всегда так и всегда в будущем.
Воистину, благословенно будет имя Его — благодарю Тебя, Боже.
Бог дышит в нас так полно и так нежно, что мы едва это чувствуем… однако в этом вся наша сущность.
Благодарю Тебя, Боже.
ВОСТОРГ — ИЗЯЩЕСТВО — ЭКЗАЛЬТАЦИЯ —
(в оригинале: ELATION-ELEGANCE-EXALTATION, т.е., говоря языком русских переводов Писания, скорее, «восторжение-премудрость-возвышение». — Ред.)
Всё от Бога. Благодарю Тебя, Боже. Аминь.
Джон Колтрейн — декабрь 1964.
СЛУШАЕМ: John Coltrane «Psalm», финальная часть сюиты «A Love Supreme», 1964.
Спасибо, Кирилл! очень интересный текст, прекрасный перевод и отличный музыкальный финал!!!
Перевод, конечно же, Л.Б. Переверзева, как и весь фрагмент о «Псалме». Спасибо! Рад, что понравилось. КМ
Интересный и познавательный материал. Любопытно было сравнить подход к этим вопросам в советское время и нынешней России, погруженной в православие. Характерны осторожные выражения: «Так называемая Африканская Православная церковь», «прямо говоря — секта». Вообще-то, секта — это религиозная организация , отделившаяся от основного направления и имеющая своего основателя. Для тех, кто в ней состоит, она является церковью не хуже других (и даже лучше, т.к. они ее выбрали). Деление на церкви и секты выгодно для церквей, сросшихся с государством. Это позволяет им рассматривать молодые религиозные организации как нелегитимные, вредные и т.д. Однако, Мартин Лютер в свое время организовал классическую секту.
Я не был в сан-францисской Церкви Св. Иоанна Колтрейна, но будучи в Нью-Йорке побывал в Cathedral of St. John the Divine. Там, среди прочего, было две картины (не уверен, что то были иконы), посвященные Джону Колтрейну.
Возможно, из-за пределов ареала бытования русского языка дискурс изнутри этого ареала кажется непривычным. Но он таков. В мире есть больше одного взгляда на мир.
Кстати, собор Иоанна Богослова принадлежит англиканской церкви (в США -епископальная), к АПЦ отношения не имеет. У англикан есть религиозная живопись, не имеющая статуса икон,аналогичного восточному христианству- sacred art.
Колтрейн несомненно заслуживает канонизации, пусть немногочисленной, но вполне уважаемой религиозной организацией, за одно такое своё искреннее высказывание, особенно в контексте времени и ситуации, в которой оно было сделано.
В 1957 году Колтрейн уже имел религиозный опыт, который, возможно, уже позже помог бы ему преодолеть пристрастие к героину и алкоголизм, с которыми он боролся с 1948 года. В буклете к альбому «A Love Supreme», Джон утверждал: «В 1957 году я испытал, по милости Божией, духовное пробуждение, которое должно было привести меня к более богатой, более полной, более продуктивной жизни. В то время, в знак благодарности Ему, я смиренно просил, чтобы у меня появились средства и возможность делать других счастливыми с помощью музыки». В комментариях к новым песням появляются упоминания о Боге в Универсалистском смысле — « я не сторонник превосходства одной религии над другой». Об этом также свидетельствует всеобщее представление о духовности, которое можно найти в буклете к альбому «Meditations» (1965), в котором Колтрейн заявляет: «Я верю во все религии».
После «A Love Supreme», множество названий и содержаний песен и альбомов Джона были связаны с духовными вопросами: «Ascension» («Вознесение»), «Meditations» («Медитации»), «Om» («Ом»), «Selflessness» («Самоотверженность»), «Amen» («ш»), «Ascent» («Восхождение»), «Attaining» («Постижение»), «Dear Lord» («Дорогой Господь»), «Prayer and Meditation Suite» («Молитвенная и медитативная сюита»), and «The Father and the Son and the Holy Ghost» («Отец, Сын и Святой Дух»). В коллекцию книг Колтрейна входили Евангелие Шри Рамакришны, Бхагавада Гиты, и Парамахансы Йогананды — «Автобиография Йоги». Последняя из них описывает, по словам Лавецолли: «Это был поиск универсальной истины, это путь, который Колтрейн уже принял. Йогананда считал, что и восточные, и западные духовные пути были одинаково эффективны, и писал о сходстве между Кришной и Христом. Эта открытость к различным традициям резонировала с Колтрейном. Джон также изучал Коран, Библию, Каббалу, астрологию с одинаково равным желанием и увлечённостью». Джон также исследовал индуизм, Джидду Кришнамурти, африканские истории, философские учения Платона и Аристотеля и дзен-буддизм.
В октябре 1965 года, Колтрейн записал альбом «Om», ссылаясь на священный слог в индуизме, который символизирует бесконечность всей Вселенной. Колтрейн написал в буклете: «Ом — это как „первый слог, изначально это слово слов, слово силы“. В 29-минутной записи содержатся песнопения из индуистской Бхагавадгиты и буддийской тибетской „Книги мертвых“, и чтение отрывка с описанием первичной вербализации „Ом“ в качестве космического/духовного общего знаменателя для всех вещей.
Бхагавадгита, чисто для сведения — это не имя и фамилия, а название книги (буквально «Песнь Господа» или «Божественная песнь»), часть огромного эпоса «Махабхарата»
Интересная статья, жалко что речь все-таки о секте