Как мы уже сообщали, 6 сентября в Германии на 74 году жизни скончался от инфаркта Роман Копп — важнейшее лицо в истории ленинградского/петербургского джаз-клуба «Квадрат» и в клубном движении СССР. Многие эмоционально откликнулись на печальную новость в комментариях к нашей публикации, но в редакцию «Джаз.Ру» продолжают поступать также и письма от тех, кто знал Романа и хочет рассказать о замечательном джазовом энтузиасте. Одно из писем прислал наш казанский автор Игорь Зисер.
Игорь Зисер |
Роман Копп сделал очень много для развития джазового движения в 70-е годы в Ленинграде, где был первым помощником легендарного Натана Лейтеса, но нельзя преуменьшить и его вклад в развитие фестивального движения в Казани. В конце 70-х, когда в Казанском авиационном институте был организован джазовый клуб, первым человеком из тогдашнего ленинградского «Квадрата», с которым меня свел [московский музыковед Георгий] «Гера» Бахчиев, был Рома Копп. Он моментально откликнулся на наш призыв и привез в Казань первые джазовые фильмы. То, что мы увидели на клубном вечере в виде лекции, произвело шок. Одно дело слышать джаз по радио, а другое — увидеть на экране! Помню, это был Дюк Эллингтон и «Модерн джаз квартет» на каком-то фестивале.
Как только в институтском парткоме узнали о демонстрации американских фильмов в режимном ВУЗе, об этом тут же донесли курирующим людям из «органов», и скандал был грандиозный. Роман тогда был представлен как «музыковед из Ленинграда», что несколько успокоило наше начальство.
Дружба с питерским джаз-клубом развивалась и крепла, и начиная с самого первого казанского джазового фестиваля 1985 года Роман привозил к нам и «главного по джазу в стране» — Владимира Фейертага, и всех питерских джазовых звёзд. На фестивальной фотографии 1987 года счастливый Рома в подаренной татарской тюбетейке (которая ему очень шла) вместе с автором этих строк.
В начале 2000-х годов у меня возникла эпистолярная история с Романом, и я как-то заикнулся, что собираю джазовые записи и чего-то не могу найти. В конце концов Роман переписал из своего джазового архива видеозаписей примерно на 500 часов и прислал мне по почте. Два года назад все эти диски я передал нашей джазовой музыкальной школе имени Олега Лундстрема, где Романа будут вспоминать благодарные ученики.
Этой один из моих любимых исполнителей и, конечно, невозможно, не заметить его вклад в казанский джаз. Очень жаль терять таких людей. Я работаю куратором в Университете Талантов на направлении «Искусство» и хочу показать часть фрагментов видеозаписей о развитии джаза в России нашим ученикам, и обязательно это сделаю.
стесняемся спросить: а кто из упомянутых в публикации людей — Игорь Зисер или Роман Копп — является исполнителем? (И тогда уж — что и на чём он исполнял?)