По сообщениям друзей и коллег, 6 сентября в Германии на 74 году жизни скончался от инфаркта Роман Копп — важнейшее лицо в истории ленинградского/петербургского джаз-клуба «Квадрат» и в клубном движении СССР, начиная с 1960-х гг. Долгие годы он был правой рукой главы «Квадрата» Натана Лейтеса (1937-2013), вёл в клубе организаторскую работу, был редактором известной на весь Союз периодической стенгазеты «Пульс джаза», материалы которой после демонстрации на стене «Квадрата» рассылались джазовым энтузиастам по всей стране, а также сотрудничал с джаз-клубами СССР, которых тогда насчитывалось больше десятка. После учреждения Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки (1998) он некоторое время работал в её административном аппарате, а осенью 2003 уехал на ПМЖ в Германию, где жил с супругой в городе Мёнхенгладбах.
Старейшина петербургского джазового сообщества Владимир Фейертаг говорил о Коппе в связи с его 70-летием:
В «Квадрате» одно время он был вторым лицом, во многом брал на себя какие-то организационные функции президента, помогая своей природной сметливостью реализовывать стратегические планы Натана Лейтеса. Самый заметный вклад Романа — регулярно выходившая стенгазета «Пульс джаза». На каждом клубном воскресном концерте в ДК им. С.М.Кирова газета становилась центром внимания, потому что в ней было много разной информации — критические и исторические статьи, рейтинги музыкантов по опросам критиков, рисунки Сергея Богданова, стихи Сергея Мелещенко, поздравления юбилярам и прочее.
[…] Благодаря его энтузиазму и умению устанавливать контакты «Квадрат» стал постоянным участником и отчасти вдохновителем фестиваля традиционного джаза в Витебске.
«Джаз.Ру» подробно рассказывал о Романе Коппе в связи с его 70-летним юбилеем в январе 2015 г.
Редакция выражает искреннее соболезнование друзьям и близким Романа Коппа.
Постоянный автор «Джаз.Ру» Валерий Коннов пишет нам о своём друге Романе Коппе:
С Романом судьба тесно свела меня в далеком 1975 году, когда я приехал из Куйбышева (Самара) в Ленинград на курсы повышения квалификации аж на три с половиной месяца. К тому времени заочно я был знаком с джаз-клубом «Квадрат» и его руководителем Натаном Лейтесом в рамках подготовки к фестивалям и организации концертов питерских джазовых коллективов. Как только обустроился, я пришел в ДК им. Кирова, где тогда базировался «Квадрат». С Ромой мы сошлись (в хорошем смысле) легко и сразу и дружили до сих пор. Он отвечал тогда за внешние связи с джаз-клубами, разбросанными по Союзу, и за выпуск известной на всю джазовую страну стенгазеты «Пульс джаза».
Кроме встреч на мероприятиях клуба, я был допущен в прокуренную насквозь комнатку на Коломенской, где собирались друзья и единомышленники и общались под рюмочку, табачный дым и, конечно, джаз. Мы были молоды, одержимы джазом и физически выносливы. Меня тогда живо интересовала клубная деятельность во всех её проявлениях, и лучше Ромы консультанта было не найти. Полученный опыт помог мне по возвращении в родные пенаты оживить работу нашего джаз-клуба. Я регулярно приезжал в Питер на концерты и фестивали уже как президент Куйбышевского джаз-клуба и всегда останавливался у Ромы. С ним было приятно общаться, благодаря его чувству юмора и эрудиции во всем, что касалось джаза. В 78-м Роман вместе с Натаном приезжали к нам на Х джазовый фестиваль «Весна». Во многом благодаря их помощи, нам удалось собрать там руководителей почти всех, работавших в то время, джаз-клубов, от Новосибирска до Риги. Ещё вспоминается поездка в Витебск в 1984 году по приглашению Романа, где он принимал активное участие в организации мероприятий.
Я ездил к Роме в Ленинград холодной и снежной зимой 2002 года на недельку, просто погостить и пообщаться. Тогда он уже готовился к переезду на ПМЖ в Германию, в уютный городок Мёнхенгладбах на юго-востоке страны (приходилось побывать там в 1997 году). Там образовалась джазовая питерская диаспора: Рома, Владимир Раскин и Александр Усыскин (бывший участник Ленинградского диксиленда. — Ред.). Рома был замечательным другом. Например, не так давно он просил меня конвертировать несколько концертов Ленинградского диксиленда, записанных на видео, в аудиоформат, так как Александр потерял зрение и мог только слушать.
И очень рад, что нам удалось встретиться на 50-летии «Квадрата» в декабре 2014 года.
На память о Роме у меня осталась видеотека из 850 DVD, на которых содержится более 2700 концертов. Несколько последних лет Рома скрупулезно изучал программы немецких телеканалов и записывал все джазовые программы сначала на VHS, потом на DVD. Скомпоновав по четыре-пять концертов, записывал на DVD и высылал мне бандеролями по пять дисков. Как-то я ему сказал, что он тратит на это свои деньги, а он мне в ответ: так я при деле, и, может быть, это кому-нибудь пригодится.
А ещё я храню нашу переписку. В эпистолярном жанре Роме не было равных. Тогда не было электронной почты и скайпа, которые в последние годы помогали нам регулярно общаться.
Он был болен диабетом и гипертонией, но я ни разу не слышал от него жалоб. Наоборот. Он несколько раз советовал мне какие-то лекарства, предлагал их мне прислать.
Для меня это большая утрата. Мы общались практически через день, либо по скайпу, либо по почте. Обсуждали концерты, которые посетили, записи. Рассказывали анекдоты, ёрничали.
И вот его нет. А его последняя посылка ещё в пути…
Прощай, дорогой друг.
Благословенна память о Большом джазовом Человеке. Роман будет всегда с нами. Гдалий Левин.
Каждый раз, когда я общаюсь, слышу или читаю о ‘джазовых людях’, меня охватывает трогательное чувство восторга — все-таки они какие-то особенные! И я их всех люблю, даже если лично незнакома. В мае этого года специально ездила на пару дней в Спб, чтобы послушать питерский джаз — побывала в Филармонии джаза у Давида Голощекина (16 саксофонов Геннадия Гольштейна) и в JFC у Андрея Кондакова. Вот в «Квадрате» побывать не получилось, а так хотелось!!
Для меня Вайнштейн, Лейтес, Мысовский и многие другие остаются живыми…
Рома был жизнерадостным человеком.
Роман действительно любил юмор. В частном порядке иногда становился в известную позу Ильича и был весьма похож.
Живущие в Израиле бывшие ленинградцы, любители джаза, в том числе бывшие члены клуба «Квадрат», знают Рому Коппа не понаслышке. Помню, где-то в начале 1970-х Рома вышел на авансцену после первого отделения и, пока публика не разбрелась, сделал несколько объявлений о планируемых концертах, а также обратился к публике с просьбой приходить в клуб, чтобы помочь ему. Среди прочих нужных «специальностей» он назвал переводчика с английского для знаменитой стенной газеты «Пульс джаза», редактором которой он был. Я сразу же пошёл за кулисы, тут же нашёл его и предложил свои услуги в качестве переводчика. С того дня я и числю начало нашей дружбы — с Ромой это было несложно, такой уж он был экстраверт в лучшем смысле этого слова.
Разъехавшись по разным странам, мы продолжали с ним общаться и по Скайпу, и по электронной почте, и несколько раз встречались в Израиле. И, конечно, у нас всегда находились темы для разговора, времени вот только на них всегда оказывалось мало… Нам будет его очень не хватать.