К 120-летию Гершвина Большой Джазовый Оркестр исполнит оригинал «Рапсодии в блюзовых тонах»

2
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

26 сентября 2018 исполнится 120 лет со дня рождения Джорджа Гершвина — крупнейшего американского композитора ХХ столетия (1898-1937), родившегося в Бруклине в семье эмигрантов из Российской Империи. А 2 октября в память о композиторе, чьи работы образовали связующие звенья между европейской академической музыкой и джазом — первым подлинно американским музыкальным искусством, московский Большой Джазовый Оркестр под руководством трубача Петра Востокова исполнит на сцене Малого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского важнейшее произведение Гершвина — «Рапсодию в блюзовых тонах», название которой («Rhapsody in Blue») в нашей стране долгое время переводили «по словарю», не учитывая отсылки к стилистике блюза, афроамериканской музыки — «Рапсодия в голубых тонах» или «Голубая рапсодия».

George Gershwin
George Gershwin

Написанная в начале 1924 года, «Рапсодия», как произведение «идеологически чуждого» американского композитора, не звучала на московских сценах. В Ленинграде в 1931 г. её несколько раз исполнил оркестр Мюзик-холла, но в столице СССР она не звучала до августа 1945, когда СССР и США — победоносные союзники по Второй мировой войне — находились в конце уникального периода открытости к культурам друг друга, которому вскоре суждено было смениться «холодной войной». В год великой Победы на сцене Большого зала Московской государственной консерватории «Рапсодия» прозвучала в исполнении Большого симфонического оркестра, дирижировал Николай Голованов, а за роялем был блестящий пианист с консерваторским образованием, лучше всех в стране на тот момент знавший и джазовую стилистику — первопроходец советского джаза Александр Цфасман. В 1960 г. Александр Наумович сделал студийую запись «Рапсодии» с Государственным симфоническим оркестром СССР, дирижировал Геннадий Рождественский.

Но штука в том, что это была не оригинальная версия «Рапсодии в блюзовых тонах»!

Симфоническую оркестровку, которую играл Цфасман и в которой в нашей стране только и исполняли «Rhapsody in Blue» в последующие годы, выполнил в 1942 г. Ферд Грофе (Ferde Grofé, 1892-1972, настоящее имя Фердинанд Рудольф фон Грофе) — тот же самый аранжировщик, который готовил и оригинальную аранжировку к премьере 1924 г. Но эти оркестровки отличаются друг от друга, как небо от земли!

Во-первых, в аранжировке 1924 года не были выписаны сольные фортепианные фрагменты: у дирижёра было просто написано «wait for nod» (жди кивка). Дело в том, что Гершвин писал «Рапсодию» в страшной спешке и не выписал каденции для рояля к премьере просто потому, что на премьере играл партию фортепиано сам, так что в значительной степени сымпровизировал свои продолжительные эпизоды (на премьере Рапсодия звучала больше 16 минут) и в нужный момент действительно кивал дирижёру, после чего вступал оркестр. Фортепианная партия была окончательно записана Гершвином только после премьеры, поэтому мы в точности не знаем, как именно звучало первое значительное произведение современной американской симфонической музыки при премьерном исполнении!

Во-вторых, оригинальная версия «Рапсодии в блюзовых тонах» не была написана для симфонического оркестра! Её заказчиком и первым исполнителем был Пол Уайтман, самый популярный бэндлидер США в начале 1920-х годов. Его оркестр не был, строго говоря, полностью джазовым: это был эстрадный оркестр. Уайтман начал нанимать настоящих джазовых солистов только тогда, когда появились белые импровизаторы, сравнимые по технике игры с афроамериканскими первопроходцами — то есть уже на рубеже 1920/30-х гг. Ведь его оркестр был полностью белым, а совместные выступления белых и чёрных музыкантов в то время для расистской Америки были ещё невозможным, неслыханным нарушением общественных условностей. И тем не менее, Уайтмана называли «королём джаза», и оркестр его назывался джазовым. То, что он играл, впоследствии получило в истории джаза наименование «sweet jazz», сладкий джаз — в противовес «горячему джазу» афроамериканских музыкантов (hot jazz). Именно для этого оркестра — с саксофонами, трубами, тромбонами, ритм-секцией и группой струнных инструментов — и была написана первая, оригинальная версия «Rhapsody in Blue», премьера которой (с Гершвином за роялем) состоялась в нью-йоркском зале «Эолиан-Холл» 12 февраля 1924 г. В первом ряду сидели Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский, Яша Хейфец, Ефрем Цимбалист, Леопольд Стоковский — то есть весь цвет американской классической музыки того времени. Успех был невероятный, овации продолжались гораздо дольше, чем звучала сама Рапсодия!

Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова
Большой Джазовый Оркестр п/у Петра Востокова

К 90-летию премьеры, в 2014 году, Большой Джазовый Оркестр — коллектив, созданный в 2010 г. трубачом Петром Востоковым и вокалисткой Дарьей Антоновой специально для исполнения исторически достоверных аранжировок богатейшего джазового оркестрового наследия в исторически точных стилях — подготовил московскую премьеру оригинальной версии «Рапсодии в блюзовых тонах». За роялем тогда был выдающийся российский академический и джазовый пианист — заведующий кафедрой инструментального джазового исполнительства Российской Академии музыки им. Гнесиных Валерий Гроховский.

Валерий Гроховский
Валерий Гроховский

А 2 октября 2018, к 120-летию со дня рождения автора «Рапсодии», Валерий Александрович снова выйдет на сцену с оркестром под руководством Петра Востокова, который будет играть в расширенном составе (со струнными!) в точности по оригинальной аранжировке 1924 года — и, в точном соответствии с обстоятельствами премьеры, будет оставлять пианисту обширные пространства для импровизации, так что прозвучат не только записанные Гершвином каденции, но и собственные импровизационные каденции Гроховского.

Во втором отделении концерта оркестр представит музыку Джорджа Гершвина из его «народной оперы» — «Порги и Бесс» (1935) — в версии, которую в 1959 г. подготовили к записи на альбом фирмы «Коламбия» аранжировщик Гил Эванс и трубач Майлз Дэйвис.

Концерт ведёт главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков.
ДАЛЕЕ: контакты, билеты 

ПОСТЕР

2 октября, 19:00, Малый зал Московской государственной консерватории им. Чайковского (ул. Большая Никитская, д. 13/6, м. Библиотека им. Ленина / Арбатская / Охотный Ряд). Билеты онлайн (800 ₽ — 1400 ₽)

реклама на джаз.ру

2 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. В моей домашней фонотеке не менее дюжины исполнений Рапсодии (последняя — Ури Кейна). Своим студентам я показываю видеозапись опен-эйр концерта Берлинского симфонического оркестра (дир. Сейджи Озава) с трио Маркуса Робертса. Очень надеюсь, что анонсируемый концерт будет записан и пополнит мою коллекцию.

    • Вот как Рапсодия прозвучала в Малом зале Консерватории. Зал сложный, гулкий, предназначен для малых составов. Писали «через воздух», сверху — все верха там идут на балкон, в партере верха слышно только в районе 13-14 ряда, т.е. уже под балконом.
      httpv://www.youtube.com/watch?v=bt9ZHHKUsqk

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя