Константин Волков |
1 сентября в Нью-Йорке в возрасте 92 лет умер пианист и композитор Рэнди Уэстон (Randy Weston), мастер сплавов джаза с африканскими ритмами, кавалер французского ордена Искусств и литературы, лауреат высшего почётного звания для джазовых музыкантов в Америке — «Мастер джаза» Национального культурного фонда США (2001), а также «Джазовой премии» Ассоциации джазовых журналистов в категории «За вклад в течение жизни» (2015), награды «Зал славы» журнала DownBeat (2016) и премии «Легенда» Национального музея джаза в Гарлеме (2017). Его называли «послом африканской музыки в Америке», и о себе он говорил так:
Я делаю то, что делаю, чтобы все знали о самом естественном для нас культурном феномене — об Африке и её музыке.
Рэндолф Эдвард Уэстон родился 6 апреля 1926 в Бруклине (Нью-Йорк), где его отец, происходивший от эмигрантов из Панамы и Ямайки, содержал ресторан. Отец отправил сына учиться в одну из лучших бруклинских школ того времени — Школу для мальчиков в районе Бедфорд-Стайвезант, задолго до того, как этот старинный квартал превратился в одну из самых страшных трущоб Нью-Йорка. Рэнди изучал в детстве классическое фортепиано, но слушал и играл только джаз: наибольшее влияние на него оказал старший современник Телониус Монк. В годы Второй мировой войны Уэстон отслужил в армии и, вслед за отцом, стал владельцем ресторана в Бруклине, но уже в конце 1940-х его захватила работа в качестве джазового пианиста. В 1955 вышла его дебютная пластинка в качестве лидера, 10-дюймовый альбом «Cole Porter in a Modern Mood» (Riverside Records). Лучшим из ранних альбомов Уэстона считается «Little Niles» (United Artists, 1958).
С началом нового десятилетия его музыка приобрела новое направление: он заинтересовался африканскими ритмами. Альбом «Uhuru Afrika» (Roulette, 1961: название означает «Свобода Африка») представил одно из первых в современном джазе обращений к ритмам Чёрного континента — сюиту в пяти частях для джазового оркестра из 24 музыкантов. В двух треках альбома звучали стихи известнейшего афроамериканского поэта Лэнгстона Хьюза, посвящённые обретению несколькими африканскими странами независимости от европейских колониальных держав — настолько радикальные, что пластинка оказалась запрещена в Южноафриканской республике, где в то время господствовал режим «апартеида», расовой сегрегации, утверждавшей власть белого меньшинства.
СЛУШАЕМ: первая часть сюиты «Свобода Африка» — «Uhuru Kwanza»
перкуссия — Сахиб Шихаб
httpv://www.youtube.com/watch?v=Q5FdTYZJgoI
Сразу после выхода альбома Уэстон впервые посетил Африку, отправившись в Лагос (Нигерия) с делегацией афроамериканских культурных деятелей США. Впечатления от этой поездки вылились в 1963 г. в альбом «Music from the New African Nations featuring the Highlife», или просто «Highlife» (Colpix), в котором он впервые представлял американской публике стилистику «хайлайф», развивавшуюся в Западной Африке на стыке местной популярной музыки и американского джаза. Аранжировки для обоих этих альбомов выполнила тромбонистка Мелба Листон, с которой Уэстон часто работал. Оба альбома числятся среди лучших у Уэстона.
СЛУШАЕМ: «Caban Bamboo Highlife» с альбома «Highlife», 1963
httpv://www.youtube.com/watch?v=YQK-pHDmgCU
ДАЛЕЕ: продолжение биографии Рэнди Уэстона
В 1967 г. Уэстон во второй раз отправился в Африку. Маршрут делегации, в которой он принимал участие, пролегал по нескольким странам, и конечным пунктом было королевство Марокко, где в конце поездки Рэнди решил остаться на неопределённое время. Вскоре он открыл в городе Танжер собственное музыкальное заведение — African Rhythms Club, где, по его замыслу, должны были выступать принадлежащие к африканской расе артисты со всего мира: и из стран Африки, и из США. Уэстон провёл в Танжере пять лет и в 1972 г. вернулся в США, чтобы записать для лейбла CTI, во главе которого стоял продюсер Крид Тейлор, свой самый популярный альбом — «Blue Moses». Тейлор, активно разрабатывавший в те годы новое студийное звучание, десятилетия спустя ставшее прототипом так называемого «современного джаза», заставил Уэстона играть в этом альбоме на электропиано. «Я этому не обрадовался, — вспоминал музыкант, — но это мой единственный хитовый альбом. Людям нравилось». В записи альбома участвовали, помимо обширного оркестрового состава, барабанщик Билли Кобэм, басист Рон Картер, трубач Фредди Хаббард, саксофонист Гровер Вашингтон и флейтист Хьюберт Лоуз.
СЛУШАЕМ: весь альбом Рэнди Уэстона «Blue Moses», CTI, 1972
httpv://www.youtube.com/watch?v=U4Ij_vCU3WM
В 1970-80-е гг. Уэстон в основном записывался на небольших независимых лейблах, хотя в том же 1972 г. на мощной фирме грамзаписи Atlantic у него вышел интересный альбом «Африканская поваренная книга».
СЛУШАЕМ: заглавная тема альбома «African Cookbook», Atlantic, 1972
Уэстон — ф-но, Букер Эрвин — саксофон, Рэй Коупланд — труба, Вишну Вуд — контрабас, Ленни Макбраун — барабаны, Биг Блэк и сэр Харолд Мёррэй — перкуссия
httpv://www.youtube.com/watch?v=sda6b_0Kiak
Музыкальным директором и аранжировщиком студийных записей Уэстона в 90-е гг. стал саксофонист Талиб Кибуэ, известный также как Ти Кей Блю. Рэнди выступал как с джазовыми музыкантами, так и с представителями традиционной марокканской стилистики «гнауа», регулярно принимал участие в крупных концертах на межкультурных мероприятиях (например, на открытии Александрийской библиотеки в Египте или в Кентерберийском соборе в Англии) и вообще перешёл в категорию «титана джаза», признанного мастера, которым восхищаются не только за текущие достижения, но и, так сказать, по совокупности заслуг. Многие его темы — «Little Niles», «African Sunrise», «Blue Moses», «The Healers», но особенно «Hi-Fly» — вошли в число джазовых стандартов, которые активно изучают, исполняют и записывают более молодые музыканты.
Одной из последних его студийных записей стал дуэтный альбом с саксофонистом Билли Харпером — «The Roots of the Blues» (Sunnyside, 2013). Удивительно не то, что 87-летний мастер записал альбом — удивительно, что Уэстон и Харпер весь 2014 год гастролировали с этим материалом!
ВИДЕО: Рэнди Уэстон и Билли Харпер на Международном джазовом фестивале в Монреале, июль 2014
httpv://www.youtube.com/watch?v=il2IUu5EsDA
Своё 90-летие Рэнди Уэстон отметил сольным концертом в легендарном Карнеги-Холле в Нью-Йорке, но и после этого продолжал выступать, причём не только как музыкант: летом 2016 он выступал, например, с докладом на всемирной конференции Международного общества музыкального образования в Глазго (Шотландия). Его последним прижизненным релизом стал двойной альбом «Sound» (African Rhythms, 2018) с записью его сольного выступления на джаз-фестивале в Монтрё (Швейцария) в 2001 г. На этом фестивале он выступал много раз, в том числе и в год своего 90-летия (2016), совпавший с годом 50-летия фестиваля.
ВИДЕО: «Hi-Fly», Randy Weston African Rhythm Orchestra — выступление на Montreux Jazz Festival, 1985
httpv://www.youtube.com/watch?v=FRvZ6Tur9dk