Анна Чистоделова фото: Маргарита Шол |
Хорошая новость для тех, кто ещё не слышал новую программу контрабасиста Сергея Хутаса «Time»: 26 августа он со своим ансамблем сыграет её в Клубе Алексея Козлова на фестивале нового российского джазового лейбла Rainy Days. Новый альбом (подробнее: «Альбомы отечественного джаза. Контрабасист Сергей Хутас выпустил новый альбом «Time»«) имеет безусловный успех: российский журнал «Джаз.Ру» включил его в общеевропейский список рекомендованных альбомов Europe Jazz Media Chart за июнь 2018, а оттуда пластинка попала в список лучших джазовых альбомов, выпущенных с апреля по июнь этого года, по версии французского онлайн-журнала Couleurs Jazz. Стильная обложка, качественный звук, нетривиальная музыка — что ещё нужно для успеха сольного проекта? Узнаем у самого музыканта.
Поздравляем с выходом альбома, с высокими оценками джазовых светил. А что осталось за кадром: лёгкой ли была работа над пластинкой?
— Она была лёгкой и приятной, не очень долгой — всего два года (смеётся), как часто бывает, если не привязан к лейблу, а действуешь самостоятельно, вкладывая личные финансы, лично договариваясь с музыкантами и студиями. Мне повезло с соратниками: практически все согласились сыграть бесплатно, а вот на звукозаписи я решил не экономить, и писали мы альбом на студии Павла Слободкина, где все на высшем уровне, включая акустический рояль Steinway. Записали сначала две общих смены, затем были какие-то дописки, и музыканты приезжали по отдельности в удобное каждому время. Спасибо им огромное. Первый альбом («Moscow… Sky», ArtBeat Music, 2012. — Ред.), кстати, я писал там же.
Может, проще стать частью какого-то лейбла и раз в опредёленный промежуток, допустим, в год, выдавать по альбому?
— Теоретически почему бы и нет, но творчество по контракту — опасная штука: можно не заметить, как выгоришь. Хотя есть и неоспоримый плюс: не надо думать о деньгах, об оснащении студий — лейбл решает всё это за тебя. В нашей стране есть несколько лейблов, ориентированных на джаз. Насколько я осведомлён, за ними стоят люди-энтузиасты, которые своими собственными ресурсами поддерживают музыкантов. С первым моим диском именно так и было.
Почему не воспользовались такой схемой снова?
— С альбомом «Time» было только предложение напечатать партию компакт-дисков. Но сегодня количество людей, желающих получить диск, очень небольшое. Да и напечатать их не проблема: стоит это относительно недорого. Поэтому я решил не обращаться к какому-либо лейблу, а создал свой. Назвал его Hutas Music и выпустил небольшой тираж CD. А цифровой релиз можно приобрести на всех известных интернет-ресурсах (см. в конце этого интервью. — Ред.)
Что же касается записи и продвижения альбомов, хорошо тем, кто умеет легко находить общий язык с нужными людьми. Я, например, таким даром не обладаю, поэтому плачу за всё сам, слава богу — такая возможность есть, но у меня всё происходит неторопливо.
А как вы коллегам, великолепным музыкантам, диктуете, как сыграть? Влиять на тех, у кого по несколько сольных альбомов за плечами, наверняка непросто…
— Моё вмешательство в их игру минимально: только по ключевым моментам аранжировки. А в остальном каждый делал то, что хотел, как чувствовал. Я считаю, что музыка от этого только выигрывает. Мы давно играем вместе, и у меня в голове сложилась примерная картина того, как это может быть. Тем не менее, запись превзошла все мои ожидания! Так же и с вокалистами: когда-то я написал песню для Саши Панайотова, зная его возможности и сильные стороны, а потом — для Вари Визбор…
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Сергея Хутаса, СЛУШАЕМ АЛЬБОМ!
На пластинке ведь не только инструменты звучат.
— Да, монолог Андрея Макаревича органично вплетается в общую канву. Этот человек интересно пишет, говорит; совершенно по-своему и при этом мастерски делает всё, к чему прикасается. Не боится пробовать, начинать, учиться. А мы у него учимся отношению к жизни.
А как вы стали частью его коллектива, клуба, жизни?
— Проще начать издалека (улыбается). Я вообще-то петь хотел всегда, у меня неплохо получалось. В 18 лет переступил порог клуба Modus в Набережных Челнах, чтобы прослушаться у его основателя, Александра Колигера. А его больше заинтересовало, что я на контрабасе играю, и в итоге днём я пропадал в училище искусств, а вечерами — в клубе. Именно там для меня начался джаз, хотя до этого я играл всё подряд в самых разных коллективах, включая рок-группы. В «Модусе» были видеокассеты с творчеством западных легенд, и я залпом их просмотрел, начав с трио Оскара Питерсона и «Электрик бэнда» Чика Кориа. А потом к нам приехала группа Allegro почти полным составом: Николай Левиновский, Виктор Двоскин, Игорь Бутман, Вячеслав Назаров и Виктор Епанешников. Для меня это был культурный шок!
А в Москву как попали?
— Позже Игорь Бутман вновь приехал к нам с тромбонистом Вячеславом Назаровым, и они играли с нашим местным трио — Олег Лужецкий, Колигер и я. И Игорь сказал, что в Москве для меня найдется работа. Первый мой московский концерт с его коллективом состоялся в клубе «Инфант» году в 1997-м, а потом я играл у Бутмана в биг-бэнде, попутно обучаясь в Гнесинке у легендарных Анатолия Соболева и Александра Осейчука.
Опыт игры в большом оркестре пришёлся по душе?
— Да, мне это очень нравилось. Ощущение принадлежности к мощному организму окрыляло, я очень серьёзно относился к своей миссии и благодарен Игорю за эти несколько лет. И к Макаревичу попал прямиком от Бутмана.
Каким образом?
— Мы с [пианистом Евгением] Борцом играли на дне рождения у Валерия Сюткина. Андрей Вадимович, который тоже там был, подошёл к нам сам и предложил записать джазовую композицию, которую сочинил. Мы, конечно, согласились. Песня называлась «Наливай», и с неё начался знаменитый «Оркестр креольского танго».
Очень красивое название.
— Мне оно всегда казалось немножко странным. Этого проекта больше нет, а есть Yo5. Нас там пятеро. Недавно мы этим составом записали пластинку.
Плодотворный год! Или обычное дело?
— Лично я бурную активность развил в последние 10 лет — раньше творил медленнее. Наверное, с годами материала становится больше: мысли, наблюдения, опыт. Альбом мне помог доделать мой друг, джазовый пианист с Кипра Лёня Нестеров. В мае он пригласил меня вместе поиграть, и там между делом спросил: «Второй-то когда выходит? Ты давай не тяни, я жду». Эта его фраза почему-то окончательно убедила меня: надо. Получилась, на мой взгляд, более зрелая, более совершенная и по музыке, и исполнительству работа: ну не могут плохо сыграть Алекс Сипягин, Максим Шибин, Паша Скорняков, Саша Машин, Женя Борец. И Диана Поленова поёт у меня на пластинке, и Макаревич — живой, непосредственный — несёт своё слово.
Диск оригинально оформлен. Это чьих рук дело?
— Дизайн Артура Харламова. Я попросил ярко, но сдержанно, и он попал в точку! Автор фото — Никита Садыков, не нуждающийся в представлении. Спасибо им обоим.
Кроме музыки, вас что ещё радует в жизни?
— Я очень люблю строить: недавно своими руками сделал баню. Процесс возведения своими руками умиротворяет: это игрушка, конструктор для взрослых. Я не один такой: Николай Петров, пианист, тоже сам все мастерил.
Где вас можно будет услышать в ближайшее время?
— 26 августа я сыграю свою программу на фестивале Rainy Days в клубе Козлова — это первое большое событие лейбла барабанщика Саши Машина и компании. Со мной на сцену выйдут саксофонисты Азат Баязитов и Антон Чекуров, пианист Евгений Борец, гитарист Максим Шибин, барабанщик Давид Ткебучава. Начало нашего выступления в 19:00. А 29 сентября выступлю со струнным квартетом Катаржины Флёрчак — тоже в Москве, в JAM-клубе Андрея Макаревича. Всех приглашаю!
АЛЬБОМ В iTunes (покупка) / Apple Music (прослушивание через подписку)
СЛУШАЕМ: весь альбом «Time» в сервисе Яндекс Музыка (бесплатное воспроизведение на март 2019 доступно в следующих странах: Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; в остальных странах требуется оформление подписки)