Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) Наталья Кравченко (видео) |
21 и 22 мая в Архангельске в 13-й раз прошёл фестиваль Arkhagelsk Blues. Его проводит в старинном северном русском городе продюсерский центр «Архангельск Джаз» — та же команда организаторов, которая каждый октябрь делает посвящённые передовым, поисковым направлениям импровизационной музыки Международные Дни джаза (бывший Фестиваль Владимира Резицкого). В этом году оба концерта фестиваля «Архангельск блюз» проходили в зале драматического театра им. М.В. Ломоносова.
Фестивали в Архангельске делают люди джазовые: во главе фестиваля стоит полистилистический гитарист Тимофей Дорофеев. Поэтому наряду с чисто блюзовыми артистами — в основном гастролирующими зарубежными гостями, от «корневых» аутентичных американцев до представителей блюзового искусства из более экзотических для этого музыкального направления стран — в программе фестиваля каждый год бывает множество блюзовых проектов российских музыкантов, чаще всего джазовых. Всё это образует, по данному «Джаз.Ру» в репортаже с фестиваля 2016 года определению, «разнообразную и пёструю картину, в которой есть место и корневому блюзу, и блюз-року, и джаз-року, и чему только не — по крайней мере, публике не дают заскучать».
Сразу после окончания последнего концерта Тимофей Дорофеев, сидя в опустевшем зале Театра им. Ломоносова, рассказал «Джаз.Ру» об истории и идеологии фестиваля «Архангельск блюз».
…Это, по большому счёту, была авантюра — в хорошем смысле слова. У меня есть традиция: на мой день рождения я собирал музыкантов, мы играли. Играли разную музыку. А потом я решил… У меня был знакомый, он увлекался блюзом. А я с самого начала заболел Джими Хендриксом, потихонечку слушал, изучал блюз. И промелькнула идея: много лет у нас в Архангельске есть джазовый фестиваль, это традиция, а блюзового никогда не было…
ВИДЕО: интервью Тима Дорофеева
httpv://www.youtube.com/watch?v=l5Nwb23O3F8
Дальше всех на «джазовую сторону блюзового искусства» в фестивальной программе склонялся ансамбль, который представили петербургский пианист и клавишник Андрей Кондаков и один из самых необычных джазовых вокалистов США — Джей Ди Уолтер (JD Walter).
В том составе, что сопровождал их на северном блюз-фестивале, играли арт-директор фестиваля, гитарист Тимофей Дорофеев, и ритм-секция легендарной джаз-группы «Архангельск» — басист Николай Клишин и барабанщик Олег Юданов.
ВИДЕО: Андрей Кондаков и Джей Ди Уолтер «Between The Bars»
httpv://www.youtube.com/watch?v=W-rALV8SK5c
Андрей и Джей Ди также дали короткое интервью «Джаз.Ру», рассказав на двух языках сразу, что специально подготовили для этого фестиваля особую программу — не такую, как для других совместных выступлений во время этих гастролей.
Хотя в ней и нет блюза в чистом виде, но стилистически она взаимопроникает с блюзом — который, по словам Джей Ди, не следует путать с соул-музыкой (и он прав!). Посмотреть это интервью можно в документальном фильме, который «Джаз.Ру» выпустил по результатам фестиваля (см. в конце этого текста).
ДАЛЕЕ: продолжение репортажа из Архангельска и целый ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ о фестивале!
Британский гитарист Тони Реми (Tony Rémy) с российским аккомпанирующим составом представил архангельской публике современный джаз-фанк. С ним играли московский барабанщик Пётр Ившин, ярославский исполнитель на губной гармонике и баритон-саксофоне Сергей Кузнецов, опять-таки петербуржец Андрей Кондаков за клавишными со звуком электрооргана в паре номеров и архангелогородцы — басист Георгий Стрелков и Алексей Барандов за перкуссионной установкой. В нескольких номерах к нему присоединилась также вокалистка из Северодвинска Екатерина Колосова.
При общей виртуозности гитарист, к с сожалению, не всегда справлялся с формой музыкального произведения: то, упиваясь красотой звука гитары, затянет сольную каденцию сверх разумных пределов, то внезапно на ходу «срубит» солиста, уже начавшего было играть заранее согласованную именно на этом месте импровизацию, и сыграет соло вместо него, хотя и так всё время солирует. Но в целом его сет прозвучал богато, ярко и насыщенно.
ВИДЕО: Тони Реми «Little Wing»
httpv://www.youtube.com/watch?v=9u91Pe6jHz0
Ещё одну версию современного блюз-рока представила американская группа Mama’s Bad Boys, ранее также известная как Lamar Chase Band. Собственно, это два опытных поющих блюзовых инструменталиста — гитарист Ламар «Кинг Би» Чейс (Lamar «King Bee» Chase) и басист Отис Рахим Хорнсби (Otis Rahim Hornesby). Они выступали в России в 2008, 2010 и 2013 годах и после пятилетнего перерыва приехали в четвёртый раз, по дороге из аэропорта Талаги в гостиницу со знанием дела показывая друг другу знакомые элементы северных пейзажей и восклицая: «О, берёзы! Берёза — национальное дерево России!»
На сцене они выглядят чрезвычайно внушительно: этакий гибрид байкеров, индейцев и ковбоев, да и в пении и игре на своих инструментах знают толк. Подвёл их барабанщик, приехавший с ними впервые: автору этих строк не приводилось ещё слышать за ударными инструментами на профессиональной сцене музыканта, настолько не чувствующего ритмических основ исполняемой музыки — ну, или просто не умеющего эту музыку играть. Поэтому простите, драгоценные читатели — видео не будет, чтобы не расстраиваться. На фото группа гораздо лучше!
Высокоэнергетичную, близкую к року сторону блюзового искусства — ну а если точнее и честнее, то попросту откровенный хард-рок, слегка окрашенный блюзовыми интонациями — показывала и международная группа The Cards, в которую входят британский гитарист Пол Куинн, нидерландский барабанщик Кун Херфст (Kоеn Herfst) и живущий в Голландии американский басист и вокалист Харрисон Янг. Этот певец — необычайно разносторонний музыкант, сочетающий активную работу в качестве джазового вокалиста с гастролями в составе рок-групп, преимущественно «тяжёлых»: например, он работал клавишником немецкой группы U.D.O. с вокалистом Удо Диркшнайдером и гастрольного коллектива «королевы хэви метал» Доро Пеш. В «Картах» он играет на бас-гитаре, на клавишных и поёт: хорошо поёт, стильно, хотя, опять-таки, его манера далека от блюза в его чистом виде.
И надо сказать, что 66-летний гитарист Пол Куинн (Paul Quinn) тоже не из чернозёма Миссисипи вылез: с 1977 и по настоящее время он играет в одной из самых «тяжёлых» металлических групп Великобритании — Saxon, а The Cards — это так, для души.
Зато у песен «Карт» есть одно несомненное преимущество перед номерами других блюз-рокеров: песни эти очень короткие!
ВИДЕО: The Cards
httpv://www.youtube.com/watch?v=JjBydXTilTU
И, как обычно, в программе фестиваля были выступления целого ряда российских коллективов. Один из них — это традиционный для архангельского фестиваля «Гитарный саммит» — Guitar Summit.
«Гитарный саммит», в данной инкарнации (она каждый год меняется) — это Тим Дорофеев — гитара (Архангельск), Виктор Колесов — гитара (Вологда), Ксения Федулова — гитара (Москва), Алексей Барандов — барабаны (Архангельск), Пётр Ившин — барабаны (Москва), Николай Клишин (бас) и Сергей Кузнецов — саксофон, губная гармоника (Ярославль).
«Гитарный саммит» — это всегда длинная череда героических блюзовых соло на гитаре и иногда на других инструментах. «Встреча в верхах» и на этот раз не обманула ожидания слушателей: соло было много, и были они героические и разнообразные. Плюс поющие участники, Колесов и Федулова, спели по паре номеров — от души и, как полагается в блюзе, на разрыв эмоций.
Карнавальную сторону блюза представил коллектив из Москвы под названием Dynamic James Blues Orchestra: Макс Баканов — вокал, Александр Евдокимов — клавишные, Виталий Дмитренко — гитара, Борис Васильев — бас-гитара, Кирилл Демахин — саксофон, Павел Беликов — труба и Алексей Барандов — барабаны.
Весёлое, яркое шоу понравилось публике, хотя всерьёз обсуждать его музыкальное содержание нелегко.
И, конечно, не может быть блюзового фестиваля, на котором не звучит исконный, аутентичный блюз. Его в Архангельске показал не просто американец, а самый что ни на есть аутентичный южанин: 80-летний уроженец штата Луизиана — Леон Аткинс, в блюзовом мире известный как Lil’ Jimmy Reed (произносится «Лил Джимми Рид»).
Он родился в 1938-м в в городке Хардвуд на Миссисипи, где только и было, что хлопковые поля, лесопилка и блюзовый клуб. В шесть лет у него уже была самодельная гитара, сделанная из сигарной коробки; в подростковом возрасте он уже играл на гитаре и губной гармонике в тавернах и «джук-джойнтах» в Батон-Руже и окрестностях. Однажды ему пришлось заменить на клубной сцене не появившегося в назначенный час короля луизианского блюза Джимми Рида (1925-1976). Так появилось его музыкантское прозвище: «лил» — так на луизианском диалекте «патуа» произносят Little, «маленький».
После службы в армии Джимми Рид-Малый вплотную занялся блюзом как профессией и призванием. Он объехал всю Европу, неоднократно ранее выступал и в России. Несмотря на преклонный возраст, ветеран южной блюзовой сцены продолжает играть блюз — корневой, упрямый, вечно современный. В Архангельске он играл с московской ритм-секцией, которая делала ровно то, что нужно было делать: играла стилистически точно, чутко отзывалась на энергетику лидера и компетентно поддерживала его, не перетягивая на себя ни внимание публики, ни уровень звука. Браво, Юрий Новгородский (гитара), Юрий Горелов (бас-гитара) и Владимир Воеводин (барабаны)!
ВИДЕО: Лил Джимми Рид
httpv://www.youtube.com/watch?v=kgmkwLRS4wc
29 июня редакция журнала «Джаз.Ру» опубликовала на своих каналах 35-минутный документальный фильм, снятый на фестивале «Архангельск Блюз 2018». В фильме можно увидеть интервью с рядом участников фестиваля, о своём детище рассказывает арт-директор «Архангельск Блюза» Тим Дорофеев, звучат музыкальные номера американского вокалиста Джей Ди Уолтера с российским клавишником Андреем Кондаковым, британского гитариста Тони Реми с российской группой, ансамбля The Cards с вокалистом Харрисоном Янгом и ветерана луизианского блюза Лил Джимми Рида. Это первый опыт такого рода для нашей редакции.
Фильм сделан на весьма аскетичной технической базе. Съёмка, обработка звука, монтаж звука и видео, постобработка — все этапы выполнены непосредственно в редакции всего двумя людьми: это главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков и ассистент главного редактора Наталья Кравченко. Авторы выражают глубокую признательность продюсеру фестиваля Тиму Дорофееву за неоценимую помощь в организации съёмок.
Редакция уже планирует продолжение этого опыта: хотим снять такие же небольшие документальные фильмы о ряде других фестивалей.
ВИДЕО: документальный фильм о фестивале «Архангельск Блюз 2018», продолжительность 35 минут.
httpv://www.youtube.com/watch?v=Mld3IAjsNtU