Соня Соколова Фото: официальный сайт фестиваля |
29 июня в городе Монтрё на берегу Женевского озера в Швейцарии начал работу 52-й по счету Montreux Jazz Festival — самое представительное и эклектичное событие в мире джаза Европы. Двухнедельный праздник открылся большим карнавалом в Petit Palace — Малом Дворце, бывшем бальном зале, переоборудованном под концертный зал и выставку джазовых артефактов.До 14 июля MJF покажет зрителям выступления более 120 артистов и коллективов из разных стран. Три ключевых сцены фестиваля примут на своих подмостках музыкантов самых разных, зачастую полярных жанров: на главной сцене сыграют рокеры Ван Моррисон (Van Morrison), Игги Поп (Iggy Pop), Джон Кейл (John Cale), Young Fathers, Джек Уайт (Jack White), а джазмены Жильберту Жиль (Gilberto Gil), Стэнли Кларк (Stanley Clarke), Авишаи Коэн (Avishai Cohen), Чик Кориа (Chick Corea) и Brad Mehldau Trio встретятся с молодыми коллегами — победителями прошлогодних профессиональных конкурсов.
Новые имена
Накануне старта фестиваля завершились сессии Montreux Jazz Academy — международного образовательного проекта, миссия которого — помогать молодым талантливым музыкантам достичь новых высот в профессии и быстро стать полноправными участниками мировой джазовой сцены. Его придумал в 1999 году основатель Montreux Jazz Festival Клод Нобс (1936-2013), который предложил ежегодно проводить фортепианный и вокальный конкурс для молодых джазменов и предоставлять победителям возможность выступить на фестивале с сольными номерами и в составе джема с мэтрами. Вскоре конкурс разросся — оброс маститым жюри, призами и творческими мастерскими, а вскоре по инициативе Montreux Jazz Foundation в Лозанне была открыта Джазовая Академия, которая работает в течение нескольких недель в году и помогает победителям подготовить собственное шоу для грядущего фестиваля под руководством менторов. Конкурсы проходят в течение всего фестиваля и пользуются огромным успехом публики — не только в силу свободного доступа, но и потому, что всем интересно наблюдать юных звёзд в процессе становления. Уже завтра конкурс вновь начинает работу, и совсем скоро мы узнаем имена новых финалистов. Исполнители из одного поколения, но с очень разным бэкграундом, получат первый толчок к международному признанию.
Члены жюри 2017 года на протяжении всей осени готовили молодых исполнителей к сольным выступлениям на фестивале. Менторами молодых талантов стали Трилок Гурту (Trilok Gurtu), Ярон Херман (Yaron Herman), Элина Дуни (Elina Duni), Маркус Миллер (Marcus Miller), Зив Равитц (Ziv Ravitz) и Курт Розенвинкель (Kurt Rosenwinkel).
Первым на фестивале выступит победитель прошлогоднего фортепианного конкурса — Аддисон Фрай (Addison Frei). Кстати, 3 место занял наш соотечественник — Андрей Марухин.
Возможно, вас удивит, что я начала свой рассказ с молодых исполнителей. Но вот вам несколько имен, чтобы оценить масштаб: в 2015 году конкурс пианистов выиграл 16-летний А Бу (A Bu), которого с того момента уже номинировали на «Грэмми»; в прошлом году лучшим гитаристом стал Александр Лёвмарк (Alexander Lövmark) — юный студент из Швеции, выпустивший очень красивый альбом с чилийской саксофонисткой Мелиссой Альданой (Melissa Aldana). Второе место по вокалу получила невероятно талантливая немецкая вокалистка Зара Деккер (Sara Decker) — она исполняет contemporary jazz, и в 2015 году получила European Jazz Award в Италии из рук Сесиль МакЛорин Сальван (Cécile McLorin Salvant), и после этого обе певицы уже начали записываться вместе.
Немало побед Монтрё принес России и соседним странам: в 2016 году Shure Montreux Jazz Voice Competition выиграла Арта Екабсоне (Arta Jekabsone), живущая в Латвии, а в 2015 — Алина Енгибарян, вокалистка из Ростова, сейчас уже уверенно влившаяся в нью-йоркскую сцену.
У Монтрё есть и свои «любимчики»: например, потрясающий кубинский пианист Альфредо Родригес (Alfredo Rodriguez), выигравший конкурс в 2012 г., стал протеже Хёрби Хэнкока и выступет на фестивале несколько лет подряд — сначала в составе гала-концертов, а теперь и с сольной программой.
ДАЛЕЕ: мэтры, первые концерты, полная программа
Мэтры
Программу фестиваля открыл Джон Кейл (John Cale) в сопровождении струнного оркестра. Основатель The Velvet Underground впервые выступил в Монтрё с программой, в которой рок, электроника и современная музыка были снабжены новыми, зачастую довольно тяжеловесными и пафосными аранжировками. Впрочем, Кейл всегда питал пристрастие к большим формам: в возрасте 18 лет он вместе с Джоном Кейджем (John Cage) исполнял композицию Эрика Cати «Vexations» продолжительностью 18 часов. Кейл — невероятно плодовитый автор: он выпустил около двадцати альбомов и почти столько же саундтреков к фильму, в том числе — «American Psycho» или шедевр Патти Cмит «Horses». Но и сейчас Кейл все еще в отличной (хотя, пожалуй, всё же не концертной) форме.
В Montreux Jazz Club хэдлайнером вечера стал Паоло Конте (Paolo Conte), чей бархатный баритон в сопровождении небольшого камерного ансамбля звучит все так же пронизывающе и трепетно спустя годы. В 2016 году композитор записал полностью инструментальный альбом «Amazing Game», и в ходе концерта представил несколько вещей с него.
А в Jazz Lab оттягивались электронщики: дуэт клавишника Мозеса Самни (Moses Sumney) и виолончелиста Вальгейра Сигурдссона (Valgeir Sigurđsson) разворачивал перед зрителем нежные картины северной природы и тревожные пейзажи неизвестных планет. Трепетные, медиативные, неуверенно дрожащие звуки, перемежаемые кусками радиотрансляций и диалогов из прошлого, создавали в зале невероятную космическую атмосферу. Потрясающую, хрупкую красоту их сета нарушил Нильс Фрам (Nils Frahm) с его знаменитой «стеной синтезаторов».
Итак, программа стартовала. Директор программы Матье Жатон (Mathieu Jaton) охарактеризовал ее как «плотную, последовательную и с сильным влиянием рок-музыки, в особенности на сцене Auditorium Stravinski». Но для нас особую радость составляет то обстоятельство, что наконец-то был расширен камерный Montreux Jazz Club — его вместимость увеличилась с 300 до 600 мест.
Заявленный бюджет фестиваля составляет $29 000 000, на платные площадки планируется привлечь не менее 230 000 слушателей.