Альбомы отечественного джаза. Контрабасист Сергей Хутас выпустил новый альбом «Time»

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»
CM

16 июня 2018 контрабасист Сергей Хутас выпустил второй сольный альбом. Он озаглавлен «Time», «Время» (Hutas Music, 2018).

Sergey Hutas «Time» (Hutas Music, 2018)
Sergey Hutas «Time» (Hutas Music, 2018)

Всего второй? — скажут некоторые, и будут неправы. Да, первый альбом, «Москва… Небо» («Moscow… Sky») вышел на лейбле ArtBeat Music уже довольно давно, почти шесть лет назад — в конце 2012 г. Но за эти годы Хутас участвовал в записи нескольких десятков альбомов! Он очень востребованный инструменталист — и не только на строго джазовой сцене: широкая публика знает его как участника проектов Андрея Макаревича («Оркестр креольского танго» и др.), актрисы и певицы Екатерины Гусевой, как соавтора проекта «Визбор V.S. Хутас» с певицей Варварой Визбор

Контрабасист редко бывает лидером джазового ансамбля. Исключения наперечёт: Мингус, Хэйден, Холланд… Вот уже во второй раз примерил на себя эту роль и Хутас. Пять лет назад в интервью «Джаз.Ру» по случаю выхода своего первого альбома он говорил:

…Всё-таки басист в джазовом ансамбле — это не лидер по большому счёту, что касается музыки; это не ведущий голос, главное для басиста — умение аккомпанировать. В принципе, мне какие-то сольные пластинки даже самых выдающихся басистов слушать неинтересно. Мне интересно слушать ансамблевую музыку в целом. И на своей пластинке я к этому стремился. Не пытался быть лидером, старался думать прежде всего об ансамбле…

Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)
Сергей Хутас (фото © Маргарита Шол)

При прослушивании нового альбома впечатления сходные — но результаты явно более зрелые. Ансамбль получился весьма интересный, так как Сергей собрал на эту запись необыкновенный состав. Из тех, кто участвовал в записи первого альбома шесть лет назад, в новой работе присутствует только постоянный музыкальный партнёр, с которым у Хутаса за годы совместной работы в разных ансамблях развилось буквально телепатическое взаимопонимание — пианист Евгений Борец, с его капитальным ощущением музыкального времени, скульптурной аккордикой и деликатными мелодическими линиями. Он играет во всех треках, кроме стоящего в альбоме особняком  остросовременного «Right Feeling. Wrong Time», в котором фортепиано у молодого мастера Алексея Иванникова звучит намного агрессивнее и напористее. Но в целом, несмотря на опору на тандем Хутас-Борец, звучание ансамбля сильно отличается от первого альбома. Это и потому, что за барабанами здесь порывистый, импульсивный Саша Машин с его замысловатыми суперсовременными полиритмами. И потому, что за мелодические линии и импровизационные соло отвечают три чрезвычайно разных по стилистике и устремлениям музыканта: гитарист Максим Шибин (Jazzmobile Алины Ростоцкой, «Гитарные формы» Алексея Кузнецова), яркий саксофонист Павел Скорняков и самый известный в мире русский трубач современного джаза — Александр Сипягин, житель Нью-Йорка родом из Ярославля.

Что же мы слышим на альбоме?
ДАЛЕЕ: продолжаем изучать новый альбом Сергея Хутаса, СЛУШАЕМ ТРЕКИ С НЕГО, собираемся на презентацию 27 июня и СМОТРИМ ВИДЕО! 

Главный эффект этой работы выражен в её названии. Время — главная музыкальная категория: ведь музыка — это организация звуков во времени, и значит, для неё важнее всего то, как артисты работают со временем, как в тонкой паутине бесконечного количества неслышимых, неощущаемых слушателем, но ясно видимых самим музыкантам мельчайших единиц времени — долей такта — укладывают свои ноты, аккорды, акценты и интонации. Тонкая, практически интуитивная, почти не фиксируемая в нотах работа с музыкальным временем — то, что отличает джаз от других видов музыкального искусства, то, что делает его таким особенным, таким таинственным. Конечно, только в том случае, когда музыканты ансамбля живут и дышат одним музыкальным временем. И новый альбом Сергея Хутаса — как раз такой случай.

Альбом наполнен современными, очень разнообразными звуковыми фактурами: от остроритмичных номеров с бурной сменой сложных ритмических моделей, как в треке «February» — до задумчивых, неторопливых пьес, самой характерной из которых можно назвать прозрачную элегическую балладу «Save Our Souls (S.O.S)» с сумрачным соло Сипягина и капитальным импровизационным эпизодом самого Хутаса.
СЛУШАЕМ: Сергей Хутас «Save Our Souls (S.O.S)»

Но в этом разнообразии альбом не подавляет слушателя. Эта музыка — неброская, она не навязывает себя слушателю; но в каждом треке есть и потаённая красота непростых, но легко ложащихся на слух мелодий, и исполнительское мастерство, и разнообразие ритмических фактур, тембральных построений и аранжировочных решений. Всё это звучит конкретно, акустически достоверно, осязаемо, но в то же время достаточно прозрачно и разреженно — нет здесь этой модной в последние годы сверхплотности, сверхжёсткости саунда (запись — Василий Сиденко на студии Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина, сведение — Андрей Левин). Это звук живого акустического ансамбля, помещённого в воображаемое, но вполне ощутимое живое пространство. Бывают уникальные, захватывающие искусственные звуковые пространства (вспомним звуковую эстетику европейского лейбла ЕСМ); но это не тот случай: какие бы тонкие современные технологии ни были применены при записи и сведении треков, альбом разворачивается в ощущении звуковой подлинности. Звук «Времени» — не искусственный, не виртуальный, а самый что ни на есть реальный, как и то музыкальное время, многоликость которого передают музыканты в этой незаурядной работе.
АЛЬБОМ В iTunes (покупка) / Apple Music (прослушивание через подписку)
СЛУШАЕМ: весь альбом «Time» в сервисе Яндекс.Музыка (бесплатное воспроизведение доступно в России, Армении, Беларуси и Казахстане)

Презентация альбома состоится 27 июня (20:00, JAM Club Андрея Макаревича: ул. Сретенка, 11, м. Сухаревская или Тургеневская/Сретенский Бульвар/Чистые Пруды). Билеты онлайн (1500 ₽ и 2000 ₽).

ВИДЕО: Сергей Хутас обращается к читателям «Джаз.Ру»
httpv://www.youtube.com/watch?v=MDjnYR8xmKE




реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяСаксофонист Йорма Тапио о выступлениях сборной финского нового джаза Sound & Fury в Питере и Москве
Следующая статьяИзбранное «Джаз.Ру». Эрик Долфи (1928-1964): саксофонист-эпоха
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя