♪ | Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
16 июня 2018 контрабасист Сергей Хутас выпустил второй сольный альбом. Он озаглавлен «Time», «Время» (Hutas Music, 2018).
Всего второй? — скажут некоторые, и будут неправы. Да, первый альбом, «Москва… Небо» («Moscow… Sky») вышел на лейбле ArtBeat Music уже довольно давно, почти шесть лет назад — в конце 2012 г. Но за эти годы Хутас участвовал в записи нескольких десятков альбомов! Он очень востребованный инструменталист — и не только на строго джазовой сцене: широкая публика знает его как участника проектов Андрея Макаревича («Оркестр креольского танго» и др.), актрисы и певицы Екатерины Гусевой, как соавтора проекта «Визбор V.S. Хутас» с певицей Варварой Визбор…
Контрабасист редко бывает лидером джазового ансамбля. Исключения наперечёт: Мингус, Хэйден, Холланд… Вот уже во второй раз примерил на себя эту роль и Хутас. Пять лет назад в интервью «Джаз.Ру» по случаю выхода своего первого альбома он говорил:
…Всё-таки басист в джазовом ансамбле — это не лидер по большому счёту, что касается музыки; это не ведущий голос, главное для басиста — умение аккомпанировать. В принципе, мне какие-то сольные пластинки даже самых выдающихся басистов слушать неинтересно. Мне интересно слушать ансамблевую музыку в целом. И на своей пластинке я к этому стремился. Не пытался быть лидером, старался думать прежде всего об ансамбле…
При прослушивании нового альбома впечатления сходные — но результаты явно более зрелые. Ансамбль получился весьма интересный, так как Сергей собрал на эту запись необыкновенный состав. Из тех, кто участвовал в записи первого альбома шесть лет назад, в новой работе присутствует только постоянный музыкальный партнёр, с которым у Хутаса за годы совместной работы в разных ансамблях развилось буквально телепатическое взаимопонимание — пианист Евгений Борец, с его капитальным ощущением музыкального времени, скульптурной аккордикой и деликатными мелодическими линиями. Он играет во всех треках, кроме стоящего в альбоме особняком остросовременного «Right Feeling. Wrong Time», в котором фортепиано у молодого мастера Алексея Иванникова звучит намного агрессивнее и напористее. Но в целом, несмотря на опору на тандем Хутас-Борец, звучание ансамбля сильно отличается от первого альбома. Это и потому, что за барабанами здесь порывистый, импульсивный Саша Машин с его замысловатыми суперсовременными полиритмами. И потому, что за мелодические линии и импровизационные соло отвечают три чрезвычайно разных по стилистике и устремлениям музыканта: гитарист Максим Шибин (Jazzmobile Алины Ростоцкой, «Гитарные формы» Алексея Кузнецова), яркий саксофонист Павел Скорняков и самый известный в мире русский трубач современного джаза — Александр Сипягин, житель Нью-Йорка родом из Ярославля.
Что же мы слышим на альбоме?
ДАЛЕЕ: продолжаем изучать новый альбом Сергея Хутаса, СЛУШАЕМ ТРЕКИ С НЕГО, собираемся на презентацию 27 июня и СМОТРИМ ВИДЕО!
Главный эффект этой работы выражен в её названии. Время — главная музыкальная категория: ведь музыка — это организация звуков во времени, и значит, для неё важнее всего то, как артисты работают со временем, как в тонкой паутине бесконечного количества неслышимых, неощущаемых слушателем, но ясно видимых самим музыкантам мельчайших единиц времени — долей такта — укладывают свои ноты, аккорды, акценты и интонации. Тонкая, практически интуитивная, почти не фиксируемая в нотах работа с музыкальным временем — то, что отличает джаз от других видов музыкального искусства, то, что делает его таким особенным, таким таинственным. Конечно, только в том случае, когда музыканты ансамбля живут и дышат одним музыкальным временем. И новый альбом Сергея Хутаса — как раз такой случай.
Альбом наполнен современными, очень разнообразными звуковыми фактурами: от остроритмичных номеров с бурной сменой сложных ритмических моделей, как в треке «February» — до задумчивых, неторопливых пьес, самой характерной из которых можно назвать прозрачную элегическую балладу «Save Our Souls (S.O.S)» с сумрачным соло Сипягина и капитальным импровизационным эпизодом самого Хутаса.
СЛУШАЕМ: Сергей Хутас «Save Our Souls (S.O.S)»
Но в этом разнообразии альбом не подавляет слушателя. Эта музыка — неброская, она не навязывает себя слушателю; но в каждом треке есть и потаённая красота непростых, но легко ложащихся на слух мелодий, и исполнительское мастерство, и разнообразие ритмических фактур, тембральных построений и аранжировочных решений. Всё это звучит конкретно, акустически достоверно, осязаемо, но в то же время достаточно прозрачно и разреженно — нет здесь этой модной в последние годы сверхплотности, сверхжёсткости саунда (запись — Василий Сиденко на студии Московского театрально-концертного центра Павла Слободкина, сведение — Андрей Левин). Это звук живого акустического ансамбля, помещённого в воображаемое, но вполне ощутимое живое пространство. Бывают уникальные, захватывающие искусственные звуковые пространства (вспомним звуковую эстетику европейского лейбла ЕСМ); но это не тот случай: какие бы тонкие современные технологии ни были применены при записи и сведении треков, альбом разворачивается в ощущении звуковой подлинности. Звук «Времени» — не искусственный, не виртуальный, а самый что ни на есть реальный, как и то музыкальное время, многоликость которого передают музыканты в этой незаурядной работе.
АЛЬБОМ В iTunes (покупка) / Apple Music (прослушивание через подписку)
СЛУШАЕМ: весь альбом «Time» в сервисе Яндекс.Музыка (бесплатное воспроизведение доступно в России, Армении, Беларуси и Казахстане)
Презентация альбома состоится 27 июня (20:00, JAM Club Андрея Макаревича: ул. Сретенка, 11, м. Сухаревская или Тургеневская/Сретенский Бульвар/Чистые Пруды). Билеты онлайн (1500 ₽ и 2000 ₽).
ВИДЕО: Сергей Хутас обращается к читателям «Джаз.Ру»
httpv://www.youtube.com/watch?v=MDjnYR8xmKE