Жека Биксина фото автора |
27 мая 2018 в берлинском районе Митте по адресу Горманнштрассе, 11 (Gormannstrasse 11) была установлена скромная мемориальная доска. Надпись гласит, что именно здесь жила семья Рознер, в которой 26 мая далёкого 1910 года на свет появился Эдди (Ади) Рознер — впоследствии легендарный джазовый музыкант. Тот самый Рознер, чей оркестр играет в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956); тот самый Рознер, который в годы Великой Отечественной войны сделал настоящий свинг, «запретный» и завораживающий, доступным советской публике. Скажем больше: заслуженный артист Белорусской ССР Эдди Игнатьевич Рознер был одним из первых, кто открывал и дарил эту музыку советскому зрителю даже в Богом забытой глубинке.
Задолго до переезда в СССР Рознер уже был известным джазменом. Однажды в Брюсселе Луи «Сатчмо» Армстронг, восхищаясь виртуозной одновременной игрой Рознера на двух трубах, назвал его «Белым Сатчмо». Тот не остался в долгу, предложив ответное прозвище «Чёрный Рознер». На что великий музыкант заметил, что самому Ади достаточно пару часов полежать под палящим солнцем Остенде — на этом бельгийском курорте жарким летом 1935 года Рознер регулярно выступал — и зритель начнет сомневаться, кто из них Рознер, а кто Армстронг!
Рознер сумел стать частью национальных культур Германии, Польши, Белоруссии и России, не в последнюю очередь благодаря ему формировался самобытный советский джазовый стиль. При этом был он не только блестящим музыкантом-инструменталистом, но и замечательным шоуменом, постигшим азы сценического искусства в довоенной Европе. Всех очаровывали его элегантность и грациозность, кремовый костюм, улыбка и усики, мимика и жесты, ставшие такими же опознавательными знаками, как неизменный носовой платок Армстронга, шапочка Телониуса Монка или изогнутая труба Диззи Гиллеспи. Однако успех в Париже и Варшаве, собственные оркестры, феерическая популярность в СССР пришли гораздо позже, а поначалу мальчик, родившийся в семье польско-австрийского иммигранта, делал свои первые шаги по улочкам в самом сердце Берлина: интересно, что и наиболее модные места встреч артистической богемы, и школа, куда отдали учиться Ади, находились поблизости от Горманнштрассе.
На открытии памятной доски собрались не только берлинские ценители свинга. Несмотря на полуденную жару, гостями мероприятия стали многие представители общественности и деятели искусства.
Еще живы свидетели рознеровской славы, посетители его концертов. Джазового виртуоза, окончившего берлинские консерваторию (детскую музыкальную школу. — Ред.) и Музыкальный институт по классу композиции и скрипки, знают и помнят в российской диаспоре. Конечно, торжество не обошлось без официальных лиц. Звучали речи, посвящённые джазу, истории музыки, взаимопроникновению творческих методов в художественном мире разных стран. Биограф Рознера, писатель и музыкант Дмитрий Драгилёв, руководитель международного общества им. Оскара Строка и Эдди Рознера (он же — председатель Содружества русскоязычных литераторов Германии), открыл церемонию. Перед собравшимися выступили заместитель директора Российского Дома науки и культуры Александр Авраменко, председатель координационного совета российских соотечественников Берлина и Бранденбурга Жанна Круглякова. Президент Германского отделения творческого профессионального союза художников Максим Дубаев назвал символичным событие, связавшее сразу несколько народов в одной из культурных столиц Европы.
Председатель местного общества им. Михаила Глинки Юрий Фост вспомнил о давней неразрывной общности музыкальных традиций России и Германии. В открытии приняли участие Розвита Воверайт из библиотеки берлинского района Кёпеник, член ПЕН-клуба писатель Вадим Фадин, художник Валерий Матэтский, заместитель председателя Союза писателей межнационального согласия Саади Исаков, соединившие (как и Эдди Рознер) в своей деятельности воедино несколько языков и культур.
За всяким хорошим делом стоит чей-то труд. И в этой связи отдельного повествования заслуживает международное общество имени Оскара Строка и Эдди Рознера и его идейный вдохновитель — музыкант и поэт, музыковед и историк Дмитрий Драгилёв. Рознеровское общество возникло двадцать лет назад; точнее, Драгилёв провозгласил эту организацию, ещё толком не зная, кто станет в ней участвовать, кто поддерживать. Он сам уже давно в одиночку занимался поиском артефактов — аудиозаписей, нот, фотографий, исчезнувших как Атлантида после возвращения Рознера в Берлин; коллекционировал также любые письменные упоминания и устные свидетельства. Не будет преувеличением сказать, что именно Драгилёву принадлежала задумка установить Рознеру в Берлине памятную доску. Кроме того, усилиями Драгилёва были созданы такие музыкальные проекты Общества, как «Свингующие партизаны» (The Swinging PartYsans), «Капелла Строк» (Kapelle Strock) и «Адвокаты свинга» (AdvoCats Of Swing), исполняющие музыку Рознера и те произведения, что звучали в коллективах маэстро. И хотя говорят, что рознеровский стиль, а вместе с ним и стиль эпохи, неповторимы, но Эдди Игнатьевич (именно так к «Белому Армстронгу» обращались в Советском Союзе) застал несколько эпох, в которых он сам жил и работал. При этом Рознер умел, не изменяя ни себе, ни своим привычкам, демонстрировать всё новый и новый почерк. Недаром музыка Рознера времен Госджаза Белорусской ССР (1939-1946) сильно отличалась от того, что слышали и знали фанаты Эстрадного оркестра Москонцерта в 60-х или, ещё позже, биг-бэнда Гомельской филармонии под его управлением. Вот и в каждом ансамбле Рознеровского общества тем или иным образом отражаются и преломляются определённые грани традиций, заметны их продолжение и развитие, а главное — чувствуется дух и квинтэссенция искусства «царя советского свинга».
Сохраняя преемственность, передавая и доверяя свои профессиональные секреты и опыт, многие коллеги Рознера общались с Драгилёвым в пору его работы над книгой о маэстро «Шмаляем джаз, холера ясна» (2011, издательство «Деком», Нижний Новгород), уникальной по количеству фактов, собранных по крупицам, реконструирующей непростую судьбу выдающегося музыканта (см. рассказ о книге и интервью с автором в «Джаз.Ру», 2011— Ред.) А годом раньше – в 2010-м – почином и заботой Общества стал джазовый фестиваль имени Эдди Рознера в рамках Германо-российских дней, сразу же заявивший о себе как важное событие в культурной жизни Берлина.
В разных формах и в разное время с Рознеровским Обществом, фестивалями или коллективами, появившимися под его эгидой, сотрудничали джазовые знаменитости, прошедшие школу биг-бэндов Рознера, например — виртуоз ладового (модального) джаза саксофонист Александр Пищиков или барабанщик ансамбля «Мелодия» Александр Симоновский. Своим знаниями, отдавая дань общему делу сохранения свинговой традиции, делились и другие бывшие артисты оркестра, среди которых Валерий Трофименко, Нина Бродская, Эгил Шварц. Кстати, в ансамбле «Свингующие партизаны» на протяжении нескольких лет играл ветеран восточногерманского джаза Эберхард «Амзель» Майердиркс, деливший с Рознером концертные площадки ещё в конце 60-х гг. — во время собственного турне по Советскому Союзу.
Хочется снять шляпу перед подвижниками, добившимися цели — установки мемориальной доски в первом из пяти мест, связанных с берлинской жизнью Рознера, на доме, расположенном недалеко от Александрплатц. Во время церемонии звучали рознеровские хиты в исполнении солистов «Свингующих партизан» и «Капеллы Строк» — Тимофея Саттарова (аккордеон), Йорна Хенриха (бас-балалайка) и Франка Винкельмана (ударные), к которым присоединился трубач одного из берлинских биг-бэндов Тило Нойман.
СЛУШАЕМ: сборник записей германского, польского и советского периодов жизни Эдди Рознера, выходивший на компакт-диске как приложение к книге Дмитрия Драгилёва «Шмаляем джаз, холера ясна»
Moлодчина Дима Я горжусь тобой