31 мая в Культурном центре «ДОМ» выступит скандинавский дуэт, чей стилистический диапазон описывается терминами «новый джаз» и «свободная импровизация»: Лотте Анкер (Lotte Anker — саксофоны, Дания) и Стен Санделл (Sten Sandell — фортепиано, Швеция).
Концерт состоится при поддержке посольства Дании в России. Информационные партнёры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».
Датская саксофонистка и композитор Лотте Анкер давно зарекомендовала себя как одна из движущих сил европейского и мирового джазового авангарда; её манеру игры отличают глубина, отточенность и широчайший тембральный диапазон. Кажется, что Лотте может всё: в её арсенале изысканные мелодии и более абстрактные звуковые структуры; ей подвластны как тонкие воздушные игры с тембрами и полутонами, так и создание плотных экспрессионистских звуковых картин. На протяжении многих лет Лотте Анкер создавала и создаёт собственные коллективы — трио Mokuto, квартет с Йоханнесом Бауэром, Джоном Эдвардсом и Паулем Ловенсом, «американское» трио с передовыми нью-йоркскими импровизаторами — Крэйгом Тэборном и Джералом Кливером, трио со знаменитыми Сильви Курвуазье и Икуэ Мори, дуэт с гуру современной авангардной музыки Фредом Фритом. В числе её прошлых и настоящих партнёров — Петер Брёцманн, Матс Густафссон, Пол Нильссен-Лав, Жоэль Леандр, Фил Минтон, Фред Лонберг-Холм, Марк Сандерс, а с американским трубачом Хербом Робертсоном были записаны оба диска трио Mokuto («Message For The Errand Boy», 2006, и «Dressed Like A Horse», 2009). Будучи желанным гостем на главных мировых новоджазовых фестивалях, Лотте и сама принимает участие в организаторской деятельности: она — один из кураторов Копенгагенского джазового фестиваля.
Три года назад Анкер привозила в Москву свое датское трио Mokuto, а в прошлом году выступила в «ДОМе» в сногсшибательном дуэте с легендарным гитаристом и композитором Фредом Фритом. Анкер продолжает постоянно выступать и записываться в разных импровизационных составах: последние месяцы отмечены, среди прочего, работой с польскими и японскими музыкантами.
ВИДЕО: Лотте Анкер — сольная импровизация
httpv://www.youtube.com/watch?v=HHUbr3LRp8k
Её партнёр — шведский пианист, органист, исследователь природы звука Стен Санделл, вместе с которым в разных коллективах они работают уже больше двадцати лет. Один из актуальных проектов, где они оба участвуют, — квинтет Life and Other Transient Storms, который собрала переехавшая в Швецию португальская трубачка Сусана Сантуш Силва. Кроме того, Анкер и Санделл входят в скандинавский состав из девяти человек Pan-Scan Ensemble, организованный барабанщиками Полом Нильссеном-Лавом и Столе Лиавиком Сульбергом. По словам Санделла, они с Лотте Анкер входят в своего рода скандинавский пул музыкантов, востребованных в разных проектах, а идея выступать дуэтом принадлежала именно Лотте.
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о музыкантах, видео, билеты
Сам Санделл весьма активен в области свободной импровизации. Он входил в один из составов основанного Матсом Густафссоном огромного Fire! Orchestra, а также играет с Густафссоном и шведским барабанщиком Раймондом Стридом в трио Gush, которое в этом году отмечает своё 30-летие. Ему случается выступать и с ветеранами американского и европейского фри-джаза, среди которых Роско Митчелл, Эван Паркер, Бобби Брэдфорд. Нельзя обойти вниманием и собранное самим Санделлом трио с всё тем же Нильссеном-Лавом и контрабасистом Fire! Юханом Бертлингом, а также ряд других коллективов с менее стабильным, но не менее ярким составом.
ВИДЕО: Стен Санделл — сольная импровизация
httpv://www.youtube.com/watch?v=9epPmE14mek
В разговоре о своем творчестве Санделл разделил его на две части: свободную импровизацию и работу с саунд-поэзией и вообще текстами. В роли поэта и декламатора выступает в большинстве случаев сам Стен. Он использует всевозможные вокальные техники, включая гортанное пение, приёмы, заимствованные из классической музыки Северной Индии и европейской музыки XIII—XIV веков. Голос нередко подвергается различной обработке, вступает во взаимодействие с электроникой. Иногда Санделл работает и с чужими голосами — выступая, например, с певицей Туне Осе. Следует отметить, что Стен использует голос и в сольных выступлениях в рамках свободной импровизации, так что грань между двумя названными выше частями его творчества довольно зыбкая.
Кроме того, особое место в музыкальной деятельности Санделла занимает работа с органом. Подход музыканта здесь напоминает его же работу с голосом — на первый план зачастую выходят нестандартные приёмы и обработки, непривычные для классического представления об инструменте. По словам Стена, его интересуют прежде всего «звуки, которые идут изнутри органа, взаимодействие с давлением воздуха, звуки, извлекаемые «нетрадиционным путём». Важная роль отводится бурдону — низкому тянущемуся звуку. Слово «borduna» («бурдон» по-шведски) фигурирует в названиях многих произведений Санделла — даже в тех, где орган не участвует. Подобным же нетрадиционным образом Стен подходит к игре на клавикорде — клавишном инструменте, использовавшемся преимущественно в XVI—XVIII веках, — а также на настроенном определенным образом наборе камней… Наконец (и это важно для понимания масштаба личности приезжающего к нам исполнителя), свой музыкантский и композиторский опыт Санделл умело конвертирует в слова — как музыковед и автор исследований о природе звука, о свободной импровизации, о взаимодействии между музыкой и текстом, о природе тишины.
31 мая, 20:00, КЦ «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236
Билеты в кассе КЦ «ДОМ»: в предварительной продаже — 1200 ₽; в день концерта — 1500 ₽.