Утром 11 мая 2018 в Осло (Норвегия) после тяжёлого продолжительного заболевания скончался на 62 году жизни пианист Михаил (Миша) Альперин. Музыкант из бывшего СССР прожил в Норвегии более четверти века, но многие его работы, прежде всего участие в Moscow Art Trio (он сам на фортепиано и духовой мелодике, Аркадий Шилклопер на валторне и флюгельгорне, Сергей Старостин — вокал и фольклорные духовые), удерживали артиста в поле зрения российской джазовой аудитории.
Михаил Альперин родился в городе Каменец-Подольский (Украина) 7 ноября 1956 г., в родном городе окончил музыкальную школу (его мать была преподавательницей музыки, что в значительной степени предопределило его жизненный путь) и в 1971 году поступил в Хмельницкое музыкальное училище. Затем Альперин переехал в Бельцы (Молдавия), где окончил музыкальном училище по классу фортепиано в 1976. Как профессиональный музыкант он впервые вышел на сцену 1977 в составе ВИА «Букурия» Кишинёвской филармонии (солисткой была известная молдавская певица Мария Кодряну). C 1980 г. Альперин обратился к джазу, играл в первом профессиональном коллективе современного джаза в Молдавской ССР — кишинёвском ансамбле «Кварта», во главе которого стоял саксофонист Симон Ширман. Уже в те годы оформилась стилистика, которая впоследствии на долгие годы стала основой личного стиля Альперина — сочетание джаза с молдавскими народными мелодиями, то есть то, что в 1980-90-е годы получило в мировой практике название «этно-джаз».
Отсутствие перспектив в Кишинёве заставило Альперина и Ширмана перебраться в Москву, где в 1983-84 гг. они играли в ансамбле Алексея Козлова «Арсенал»: их игру можно услышать на альбоме «Второе Дыхание», который вышел на ВФГ «Мелодия» в 1985 г. В 1984-85 они выступали уже отдельно, как дуэт Ширман-Альперин, а в 1987 г. вышел первый студийный альбом Михаила Альперина — «Автопортрет» (ВФГ «Мелодия»).
СЛУШАЕМ: Михаил Альперин «Автопортрет»
В 1988, после гастролей в США с авангардным саксофонистом Кешаваном Маслаком (известным также как Кенни Миллионс), Михаил Альперин создал в Москве дуэт с валторнистом Аркадием Шилклопером, который только что тоже успешно выступил в США — правда, на вполне мэйнстримовом Международном джаз-фестивале Лайонела Хэмптона, в дуэте с басистом Михаилом Каретниковым. Так пианист окончательно выбрал путь на стыке жанров, между фольклорными мотивами разных народов, академической музыкой и джазовой импровизацией.
Совместная запись Альперина и Шилклопера «Wave Of Sorrow» (1989) стала первым альбомом прославленного европейского лейбла ECM в российской джазовой дискографии.
СЛУШАЕМ: «Wave Of Sorrow», ECM, запись 1989, релиз 1990
Миша Альперин — фортепиано, духовая мелодика; Аркадий Шилклопер — валторна, флюгельгорн
Позднее Шилклопер участвовал в записи ещё трёх альбомов Альперина для ЕСМ: «North Story» (1997), «First Impression» (1999) с великим британским саксофонистом Джоном Сёрманом и норвежской ритм-секцией и «Her First Dance» (2008). Но их главный проект, Moscow Art Trio с крупнейшим специалистом по русскому фольклорному вокалу Сергеем Старостиным, никогда не выпускался на ECM, потому что авторитарный продюсер и глава этой компании Манфред Айхер отрицательно относился к включению в звучание этно-джаза Альперина и Шилклопера чистого потока русской народной песни, идущего от Старостина.
Зато альбомы трио — около десятка — выходили на других лейблах, прежде всего в бременском музыкальном издательстве Jaro Medien, и в течение почти двух десятилетий, до конца 2000-х, «Московское художественное трио» было частым и успешным гостем европейских фестивалей как джаза, так и world music, едва ли не самым известным в Европе этно-джазовым проектом с российскими корнями.
ВИДЕО: Moscow Art Trio «Разговоры». Выступление на Piano Jazz Festival, Калиш, Польша, 1998
В названии Moscow Art Trio была определённая маркетинговая ирония, так как Альперин с 1991 жил и работал в Осло, Норвегия, где с 1993 г. преподавал фортепиано, композицию и современную импровизацию в Норвежской музыкальной академии. Собственно в Москве, да и вообще в России, «МХТ» выступало крайне редко, а другие проекты Альперина и вовсе почти не показывались.
«Джаз.Ру» в репортаже с иерусалимского фестиваля «Джаз-Глобус» в 2011 г. определил роль Альперина в истории отечественного джаза так:
…пианист Миша Альперин — артист лейбла ECM и один из самых противоречивых по отклику среди «джазовых консерваторов» выходцев с постсоветского пространства: он родился в Советской Украине, вышел на джазовую сцену в Советской Молдавии, а в норвежскую эмиграцию в начале 90-х гг. прошлого века уезжал из Москвы…
Ряд альбомов с участием Альперина выходил в 1990-е гг. и в России, прежде всего на московском лейбле RDM с более поздними переизданиями на Boheme Music. Только на «Богеме» выходил альбом Moscow Art Trio «Live in Karlsruhe» (1999), как и «Prayer» (1998) — запись Moscow Art Trio 1991 г. с русским народным хором и тувинским фольклорным ансамблем, «Live In Grenoble» (1998) — запись выступления дуэта с Шилклопером на фестивале во Франции в 1992. На том же лейбле выходил и альбом «The Blue Fiords» — сольная запись 1993 г., выпущенная в 2004 также германским лейблом JARO под орфографически более правильным названием «Blue Fjord».
В новом столетии у Альперина вышел целый ряд записей на ECM: «At Home» (2001) — сольные домашние записи 1998 г.; «Night» (2002) — запись выступления на джаз-фестивале в норвежском городе Восса в 1998 дуэтом с виолончелисткой Аньей Лехнер; «Her First Dance» (2008) — студийная запись с Шилклопером и Лехнер.
В 2010 г. Альперин показал в Москве проект «Украдено из Норвегии» — трио с Аркадием Шилклопером и норвежским фольклорным скрипачом Вегаром Вордалом.
ВИДЕО: Stolen from Norway (2010)
Михаил Альперин — фортепиано, Аркадий Шилклопер — флюгельгорн, Вегар Вордал — скрипка. Еврейский культурный центр, Москва, 06.10.2010
В 2015 на JARO вышел крупный проект «Prayers and Meditations», в записи которого участвовали норвежский камерный хор, болгарский фольклорный ансамбль, вокалист Сергей Старостин и поющая аккордеонистка Эвелина Петрова, ставшая в последние годы жизни Михаила Альперина спутницей его жизни.
Последним крупным прижизненным проектом Миши стал новый ансамбль Oslo Art Trio — он сам плюс Эвелина Петрова и итальянский барабанщик-импровизатор Роберто Дани. Была сделана запись, об издании которой велись переговоры с несколькими лейблами, но пока что она не опубликована — можно посмотреть только видеоверсию концертного исполнения в норвежском городе Йовик.
ВИДЕО: Oslo Art Trio, 2015
В феврале 2016 г. Михаил Альперин последний раз выступал в России в рамках тура к 25-летию «Московского Художественного Трио». Концерты состоялись в Москве и Воронеже.
ВИДЕО: Moscow Art Trio в Доме музыки, Москва, 2016
Ах, как печально узнать, что умер Михаил Альперин. Мы с ним дружили и обменивались идеями по поводу джаза.
http://jazz-portal.blogspot.ru/2009/09/blog-post_27.html
Миша в последние годы проникся Евангельским Светом и постоянно проповедовал об этом в Фб.
О его месте в российском джазе ещё будут спорить музыковеды, но одно ясно — это пожалуй самый самобытный российский музыкант, сумевший отрезать пуповину от американского джаза и напитать свою музыку от русских народных источников. И ему, в его творчестве, пожалуй единственному удалось решить задачу Н. Бердяева для России — «Соединить медитативность Востока, с динамичностью Запада».
Его микст с тувинским ансамблем «Хуун-Хуур-Ту», с болгарским хором и джазовым «Московским арт трио» — свидетельство тому. Мне особенно тяжело принять эту весть потому, что Миша помог мне в трудной жизненной ситуации, но меня утешает мысль о том, что у Бога все живы, и что Миша сможет нести музыкальный свет в Жизни Вечной.
Миша — очень оригинальный музыкант, каким и должен быть настоящий артист: неподражаемым, ищущим свой неповторимый стиль. Это очень сложно, и далеко не каждому удаётся быть убедительным… Мы много спорили с ним о природе и границах джаза, в том числе летом 2016 года, когда мне довелось встретиться с ним в его доме в Аскере под Осло. Миша никогда не заострял внимания на своей болезни… Мир его праху!
Миша, как жаль, что в этой жизни мы уже больше не встретимся. Не услышу твои оригинальные, вызывающие споры, мудрые суждения о музыке и жизни…Это так печально, когда человек уходит не договорив, не доспорив…. Нам осталась его музыка и запись беседы с участниками МХТ во время гастролей в Казани в конце 90-х годов. Надеюсь, эти записи мы опубликуем на страницах нашего журнала.
Игорь Зисер
Ушёл Друг, Коллега, Учитель, Соратник, основатель Moscow Art Trio… Миша кардинально изменил мою жизнь! Я получил хорошее музыкальное образование, стал профессиональным ремесленником, рано попал в оркестр Большого Театра (даже не успев закончить МГПИ им. Гнесиных), получал хорошую зарплату, продовольственные пайки к праздникам, пропуска на спектакли, ездил в зарубежные поездки, радовался привилегиям, которые были в те годы доступны, лишь, единицам, на сэкономленные суточные покупал джаз и рок пластинки и не мог даже предположить, что судьба меня сведёт с такой удивительной личностью как Михаил Альперин!.. Мы познакомились в 1985 году. После какого-то выступления с Мишей Каретниковым Альперин подошёл ко мне и сказал примерно следующее: «Старик! Ты хороший музыкант, но играешь не свою музыку», на что я ответил: «Да! Я знаю!» Тогда Миша предложил сыграть с ним две композиции на его творческом вечере, точнее две части сюиты «Свет и Тени»! Они прозвучали в конце декабря того же года в ДК «Москворечье». (У Миши Митропольского, вроде бы, сохранилась запись). Репетировали в Крылатском, благо жили по соседству, сначала в ДЭЗе, а потом в детском садике, чаще по ночам. Не сразу мне дался язык Миши, несмотря на то, что я был в восторге от его музыкальных идей и репетировал взахлёб, забывая о времени. Прошли годы прежде чем я «въехал» в полиритмические и полиметрические приёмы игры Миши, в штрихи, артикуляцию, акцентировку, в сложные, не симметричные размеры и т.д. Как писал Рерих: «Благословенны препятствия — ими растём». А сегодня всё это является частью моего собственного языка и частью моих творческих поисков! :).. Тот же Рерих писал: «Люди различаются на осуждающих и на творящих»…Да! Мишу осуждали и коллеги по джазовому цеху, и фольклористы, и критики, и… Но он шёл своим путём, своими тропинками, порой очень узкими, извилистыми, каменистыми, тёмными, пыльными и т.д. в поиске собственного стиля, собственного голоса, никого не слыша, никого не слушая и вёл за собой таких же ищущих творцов, Оказывается и один в поле воин! Это про него, про Мишу Альперина! Спасибо Тебе дорогой мой Брат! Покойся с миром!
В начале 2000-х купила диск Moscow Art Trio. Тяжело представить состояние Аркадия Шилклопера и Сергея Старостина после ухода третьей части Души Трио. Глубоко Соболезную семье, коллегам, и всем ученикам Михаила Альперина. Грустно, что так быстро и рано уходят такие люди…
Много нашего ушло с Мишей, но много и его с нами осталось!..
У Мишы было самое главное, необходимое качество для музыканта-ОГРОМНЫЙ ТАЛАНТ! Но помимо таланта он обладал удивительной сценической энергетикой,харизмой..Сочетание этих качеств всегда превращало его концерты в событие..Равнодушных среди публики никогда не наблюдалось..
Огромная утрата…….
Покойся с миром,Мишик…
У Миши было потрясающее чувство юмора. Помню, как после одного из Голландских концертов он обратился к Старостину:
-А что, Старостин, правда мы с тобой больше на Северные моря (North Sea Jazz Festival) не поедем??
— Не поедем!!!, — подтвердил Сергей
— Отчего так..? — уточнил я.
— Понимаешь, — сказал Миша,- мы себя там людьми не чувствуем… Мы ведь как привыкли — все нас знают, уважают. А там заходишь в лифт — блин, так это ж Филя!
— Киркоров, что ли..?
— Какой наXXX … Киркоров, Коллинз!»
Миша, светлая тебе память!
Миша был потрясающий. Умный, тонкий, безмерно талантливый. Музыка сочилась из всего его естества. Как никто другой он рушил искусственные барьеры между джазом и этникой, классикой и фольклором. Еврей, уроженец Украины, выросший в Молдавии, он вместе с Аркашей Шилклопером и Сережой Старостиным создал великопепный, непревзойденный русский этно-джаз. Он вплетал в него болгарский хор и тувинское горловое пение. Казалось для него — горячего южанина с балканско-еврейскими корнями должна была быть чуждой холодная Норвегия, где он прожил практически полжизни. Но и тут он оказался предельно органичен, вписавшись в насыщенную фольклором богатейшую музыкальную сцену этой страны. Благодаря ему там же нашла свое место еще один великолепный музыкант — Эвелина Петрова, которая была рядом с ним последние годы жизни. Человек мира, обладавший десятком национальностей. Огромная, невосполнимая потеря для нашей музыки. И еще он был великолепный человек — добрый, чистый, открытый. Как жаль! Светлая память тебе, дорогой друг!
Еще один номер в моём телефоне, который никогда не хватит сил стереть… Светлая память…
Я не знала Михаила Альперина лично, но многие в городе его рождения, Каменце-Подольском, помнят о нем и как о музыканте, и как о человеке…
К сожалению, не знал Михаила лично, но музыку его очень люблю и часто слушаю — она обладает целебным воздействием, на душе становится легче, проверено. Один из самых глубоких наших джазовых музыкантов, яркий, самобытный, со своим оригинальным вИдением, просветленный… Страшно жаль, что такой талант так рано покинул нас. Светлая память!
Ушёл в мир иной мой друг Миша Альперин. Мой самый близкий и дорогой друг. Мой единственный друг.
Наша встреча произошла в далеком 1973 и с тех пор наши души слились воедино.
Он был настоящим воином Света, до конца честным и бескомпромиссным служителем Музыки, никогда не заботившемся ни о славе, ни о популярности, ни о вознаграждении — ничего не было для него важнее творчества. Он, как всякий гений, знал о своей миссии!
В моей электронной почте сотни его писем и ни в одном из них ни слова о проблемах со здоровьем или каких либо других проблемах — он был счастливым человеком! Таким он и навсегда останется в моей памяти.
Жаль очень, мой друг детства из Каменец Подольска
Полина Осетинская:
«Как сейчас помню — мы неслись по туннелю сквозь норвежские фиорды, менялись за окном снег, дождь, солнце, радуга — мы ехали на концерт Миши Альперина в одном норвежском городе с дирижёром Андреем Борейко. После этого концерта я стала совсем иначе относиться к музыке — я поняла, что есть энергия в звуках, а в каком стиле или направлении эта энергия движется, не имеет никакого значения. То, как Миша препарировал само понятие ритма и прикосновения, открывало совсем новые смыслы и векторы. Грубо говоря, музыка в его исполнении переставала делиться на классику, джаз или авангард, а становилась чистым первоисточником. Созданное им Moscow Art Trio с Аркадием Шилклопером и Сергеем Старостиным демонстрировало совершенно отдельный головокружительный музыкальный жанр, не поддаться влиянию которого было невозможно.
Думаю, именно под его воздействием с меня потихоньку начал слетать махровый академизм.
Есть ли разница между Прокофьевым и Питерсоном? В чём природа звука — в дыхании, в свисте, в игре камней, в полёте ветра? В чём ценность пульсации? — Мишу занимали эти вопросы больше, чем что-либо.
Мы подружились и всегда встречались, когда Миша приезжал в Москву. Он ужасно любил борщ, и я всегда варила ему борщ по своему рецепту, который ему страшно нравился. Однажды в новогоднюю ночь, которую я встречала одна в своей новой московской квартире, я рассылала друзьям по всему миру смски, и Миша так обрадовался, получив от меня поздравление, что перезвонил мне, и мы проболтали добрых полчаса. Мы часто созванивались, и когда он уже болел — и всё равно всегда говорили о музыке и том, как она живёт в нас. Последние годы Миша под влиянием болезни очень глубоко ушёл в самопознание, в самопринятие через работу со своими внутренними запросами и мыслями. Порой окружающие этого не понимали, но он считал свой путь верным и не отклонялся от него. Проиграл ли он эту схватку или выиграл — знает только он, а звуки его продолжают жить и более того, кого-то продолжают обращать в свою веру. Единственный, уникальный, неповторимый Миша Альперин. Светлая память.»