Яна Кобзева фото: Daniel Lilleeng |
Вот уже в 31-й раз в заполярном норвежском городе Тромсё состоялся самый северный в Европе фестиваль искусств «Северное сияние». Изначальная идея небольшого фестиваля классической музыки постепенно трансформировалась в полновесный международный праздник искусств, представляющий также современный танец, лучшие образцы поп- и рок-музыки, фольклор и, конечно же, джаз. С 25 января по 4 февраля концерты и представления прошли в концертных залах, соборах и на клубных площадках старинного города в 400 км севернее Полярного круга.
Местные называют этот фестиваль «эстетским». Именно здесь отмечается самое большое скопление продвинутой молодёжи, знаменитых и влиятельных граждан Тромсё. С гордостью замечу, что программа фестиваля неоднократно представляла российских артистов. К примеру, три года назад, впервые в Норвегии выступила труппа Большого театра с оперой «Свадьба Фигаро» в концертном исполнении, а балет Мариинского театра в прошлом году вызвал искренний восторг публики.
Норвегия славится активной поддержкой культурных проектов, в особенности в таких удалённых уголках страны, как Тромсё. Многие знают, что, при высоком уровне жизни, депрессия — знакомое состояние для жителей Норвегии, особенно в зимнее время года. Чтобы компенсировать недостаток солнца, создаются государственные программы, направленные на поддержку искусства и развитие творческих индустрий. Безусловно, Тромсё — это туристическая жемчужина Норвегии, место, посетить которое стремятся люди из разных уголков мира. Фестиваль такого масштаба — дополнительный стимул отправиться в незабываемое путешествие.
28 января на клубной сцене Концертного зала выступил совместный российско-норвежский квартет «Трескатреск», объединяющий прославленных российских джазменов — пианиста Андрея Кондакова и контрабасиста Владимира Волкова — и ярких молодых музыкантов из Тромсё: это саксофонист Ула Асдаль Рокконес (Ola Asdahl Rokkones) и барабанщик Якоп Янссённ Хауан (Jakop Janssønn Hauan). Ула Рокконес — многогранный музыкант, частый гость больших европейских музыкальных программ, участник не только джазовых, но и фольклорных проектов, концертов классической музыки. Он выступал на фестивале «Звезды Белых ночей» с оркестром Мариинского театра, сотрудничает с известным нидерландским пианистом Майком дель Ферро и другими европейскими музыкантами. Барабанщик Якоп Янссённ был признан лучшим молодым музыкантом 2016 года по мнению авторитетного жюри Arctic Art Festival, плодотворно сотрудничает с компанией Sviskemaskin по созданию музыки к фильмам, видеоиграм, рекламе.
Название проекта происходит от игры слов, в нем есть звук и ритм, понятный русскому человеку, и насущная составляющая культуры Норвегии — всем известная треска, по-норвежски «тошк», плотно закрепившая свои позиции в кухнях разных стран мира. Впервые музыканты встретились на международном кинофестивале ТИФФ (Tromsø International Film Festival ) в Тромсё в 2015 г. Тогда им предстояло создать и исполнить оригинальный саундтрек к немому фильму, который в 1927 г. снял советский режиссёр Абрам Роом — «Третья Мещанская». Выступление состоялось не только на фестивале, но в северных городах России, включая Санкт-Петербург. Успешное совместное творчество так захватило музыкантов, что они продолжили деятельность в формате квартета. В 2017 году ансамбль выступил в Санкт-Петербурге, Архангельске и на джазовом фестивале Smeltedigelen в норвежском городе Му-и-Рана.
К участию в «Северном сиянии» музыканты готовились с особым трепетом, ведь для Улы и Якопа — это родной город, место силы и творческого потенциала и потому новый проект хотелось представить во всей многогранности. Программа квартета «Трескатреск» — это всегда оригинальная музыка участников, но именно для этого выступления были написаны новые пьесы.
ВИДЕО: «Трескатреск» в Тромсё
httpv://www.youtube.com/watch?v=WyUm9ckX4Kc
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о фестивале, ВИДЕО
Мало кто знает, что во время второй мировой войны русские военнопленные помогали восстанавливать некоторые норвежские поселения. Память о тех временах жива и передается из поколения в поколение. Несмотря на звучавшие в 60-е годы предложения предать забвению эти страницы истории на государственном уровне и перенести захоронения на более удаленные острова, жители маленького городка Му-и-Рана встали стеной и сохранили могилы русских героев. Ула Рокконес предваряет исполнение своей новой композиции «Operation Tarmac» рассказом о тех временах. Свет и искренне уважение транслируется на аудиторию через музыку. Восхищает способность саксофониста пластично подстраивать звук своего инструмента под глубинный смысл музыкального материала. В этой композиции слышны оттенки военного горна и отголоски традиционного саамского пения «йойк», а в балладе Владимира Волкова саксофон звучит тембром флейты, удивительно точно передавая утонченную сентиментальность нашего прославленного контрабасиста. Именно баллада из всей программы выделилась, на мой взгляд, своей почти нереальной цельностью и законченностью. Владимир Волков включает эту композицию в репертуар самых разных проектов со своим участием, но в этом концерте она приобрела, пожалуй, своё истинное воплощение.
ВИДЕО: «Трескатреск» в Тромсё — «Баллада» Владимира Волкова
httpv://www.youtube.com/watch?v=ySHlbLj4CNU
Ещё раз убедилась, что «Трескатреск» — это не традиционный джазовый квартет с саксофоном. В случае с норвежскими музыкантами все самые традиционные формы приобретают новый окрас, особую подачу. Например, нередко ударная установка для норвежского барабанщика включает массу дополнительных инструментов, иногда даже вместо малого барабана, как в концерте в Тромсё. Соответственно, установка звучит иначе, необычно. Якоб часто использует палочки со специальными закругленными набалдашниками, извлекающими из пластиков более мягкий, ухающий звук. Такая техника сказочным образом преобразуют звучание всего квартета. Замысловатая перкуссия добавляет новые краски. Продолжая раздвигать рамки привычного, музыканты исполнили композицию Якопа под названием «Kabelvåg» (городок на Лофотенских островах) в формате трио без барабанов. «Играть без барабанов это как без презерватива — опасно, но приятно», произносит Якоп, представляя свою пьесу, и покидает сцену. Зал оценил.
Не менее интригующе прозвучала и новая пьеса Кондакова под названием «Человек в море». Все в том же героическом Му-и-Рана есть странная статуя, которая стоит в море. В зимнее время, когда поверхность моря сковывает лёд и покрывает туман, едва виднеется абрис статуи. До конца не понимаешь, в каком пространстве и измерении она располагается, и насколько далеко или близко стоишь ты и созерцаешь её. В композиции на кварто-квинтовой основе с остинатной ритмической фигурой накладываются постоянно варьирующиеся гармония и мелодия. Вкрапления лидийского лада в диатоническую мелодию создают фольклорный дух. В результате «Человек в море» невероятно точно передает это ощущение. Финальной энергетической точкой концерта прозвучала пьеса Кондакова «Пэт», заставив публику двигаться на стульях в такт музыке и улыбаться друг другу.
После успешного выступления музыканты отправились в студию, где продолжили работу над первым альбомом, который в ближайшее время выйдет в Норвегии. В России «Трескатреск» выступит в мае на сцене концертного зала Мариинского театра.
«Северное сияние» в этом году представляло более полусотни проектов. Подарком для любителей танца стала постановка труппы «Балета Испанико» из Нью-Йорка со своей версией балета «Кармен». В списке также были заявлены шведская группа Kalabalik с музыкой в балканском стиле, органистка из Южной Кореи Хичжу Мун и легендарный фьюжн-барабанщик Билли Кобэм, концерта которого я, к сожалению, не дождалась, так как вынуждена была вернуться в Петербург.
Безусловной доминантой фестиваля стал The Orchestral Joik Project — новый проект любимца публики, норвежского композитора Фруде Фьелльхейма (Frode Fjellheim), получившего мировое признание после сотрудничества с компанией Disney. По определению организаторов, его музыка — это сплав западного арт-джаза, современной импровизационной музыки и саами-джаз.
В прошлом году этот проект был впервые представлен на фестивале в Бодё и имел ошеломляющий успех. Норвежские журналисты захлебывались в превосходных степенях, описывая свои восторги. В Тромсё действо проходило 25 и 26 января при полном аншлаге. The Orchestral Joik — это полуторачасовая симфоническая поэма в сопровождении оркестра под управлением прославленного дирижёра Андерса Элиаса (Anders Elias), который успел в свое время поработать с ансамблем ABBA и в бродвейских мюзиклах. На сцене за клавишами и микрофоном появился сам Фрцде и потрясающие исполнительницы саамского национального пения «йойк»: великая Мари Бойне (Mari Boine), Аннели Дреккер и Марья Мортенссон, а также академическая певица (сопрано) Берит Нурбаккен Солсет. Каждой из вокалисток и лидеру действа была отведена особая партия, и было бы действительно трудно, да и не нужно выделять кого-то из них. В сущности, не было главных и второстепенных ролей. Все они вместе творили единую музыкальную канву. Зал погрузился в сказочную атмосферу норвежского эпоса. Для йойка, считающегося древнейшей формой пения в Европе (саамы — прямые потомки палеолитического населения европейского Севера), характерен особый ритм. Это философские размышления о жизни человека и силах природы, зачастую не имеющие прямого смысла, но завораживающие своей глубинной значимостью. В Норвегии, где проживает больше всего представителей народа саами, эта музыка хорошо знакома и любима.
Говорят, что исполнять йойк имеют право только саами по рождению, и если есть хоть капля сомнения в происхождении, то лучше и не мечтать о карьере исполнителя в этом поле, все равно ничего не получится. Слушая программу, невольно подмечаешь сходство вокальной интонации саами с китайской музыкой: возможно, поэтому проект очень востребован в Китае.
ВИДЕО: краткий ролик с фрагментами проекта The Orchestral Joik Project, снятыми на фестивале Bodø 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=Zud7oP819Jg
После представления зал аплодировал стоя, а я невольно задумалась, как приняла бы такой проект российская публика. Вспомнила, как во время моего детства были популярны норвежские сказки. «На восток от солнца, на запад от луны» долгое время была моей любимой книгой сказок.
В эту ночь было суждено исполниться моей давней мечте — я увидела северное сияние. Фантастическое природное световое шоу как заключительная нотка восторга в дополнение к прекрасной музыке. Мое арктическое путешествие состоялось вполне — я ощутила магию Тромсё.