25 и 26 февраля в культурном центре «ДОМ» пройдёт двухдневная резиденция трио Full Blast (название можно перевести как «На полную мощность»), в которое входят самый радикальный и бескомпромиссный авангардист европейской джазовой сцены — 76-летний германский саксофонист Петер Брётцманн (Peter Brötzmann) и два швейцарских музыканта поколением младше: басист Марино Плякас (Marino Pliakas) и барабанщик Михаэль Вертмюллер (Michael Wertmüller). Коллектив выступит также в Санкт-Петербурге 28 февраля (пространство «Арт-Измерение»). Резиденция состоится при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция Москва» и Гёте-Института в Москве. Информационные партнёры — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».
Трио Full Blast сравнивают с еще одним ансамблем с участием Брётцманна, самого последовательного адепта радикальной свободной импровизации в Европе последнего полувека — квартетом Last Exit, существовавшим со второй половины 1980-х до 1994 г. Там с германским тяжеловесом играли три американца: басист-продюсер Билл Ласвелл, один из первых фри-джазовых гитаристов Сонни Шэррок и сотрудничавший со звёздами фри-джаза поющий барабанщик Роналд Шэннон Джексон. Однако если в Last Exit фри-джаз соединялся преимущественно с чем-то вроде хард-рока, то в Full Blast можно говорить скорее о соединении огненно-жёсткого фри-импров с различными видами хэви метал и нойза.
Когда 12 лет назад этот же состав играл в «ДОМе» на фестивале «Длинные руки», «Джаз.Ру», в частности, написал (репортаж вышел в бумажном «Джаз.Ру» №1-2007):
Обсуждать отдельные пьесы, или спонтанные композиции, великого деятеля германского фри-джаза 60-70-х — бессмыслица. Брётцманн есть Брётцманн, он создает не отдельные сочинения, а ошеломляющий, подобный водопаду или взрыву на газопроводе «Дружба» поток звука, в котором имеет значение не «что» и даже не «как», а, скорее, «сколько». На отдельные эпизоды этот поток, вероятнее всего, разделяется отчасти в силу физиологических причин (должны же музыканты когда-то переводить дух), отчасти — в силу композиционных (как в классической пьесе разные части играются в разном темпе и с разной динамикой, образуя, тем не менее, единое целое). Единица игры Брётцманна — не пьеса, а концерт. […] С нынешней ритм-секцией, состоящей из неимоверно громкого инфраниза бас-гитары и высокотехничной исступлённой бомбардировки ударных в сугубо рокерской, чтобы не сказать — металлической манере (включая продолжительные эпизоды пулемётных очередей в басовый барабан двойной педалью), Брётцманн производит звуковой поток, аналогичный довольно продолжительному крушению линии непрерывной разливки стали. Никаких капель, только пролетающие мимо лица (и больно задевающие по барабанным перепонкам) крупногабаритные железные ломы.
Принцип композиционного построения всех частей выступления Брётцманна примерно одинаков. Сначала — ошеломляющая экспозиция, несколько минут обвала железных ломов. Затем — Продолжительный Сольный Эпизод, в ходе которого ритм-секция молча утирает трудовой пот, а ветеран германского авангардного фронта единолично обрушивает на публику запредельно экстремальный поток звукоизвлечения либо на тенор-саксофоне, либо на одном из кларнетов (он их меняет время от времени, иногда в ходе одной части). После Продолжительного Сольного Эпизода на публику вновь рушится ритм-секция, но железные ломы валятся уже не с одинаковой интенсивностью: начинаются синусоидальные взлеты и падения динамики.
Арсенал звукоизвлечения Брётцманна строится на постоянной детонации, даже в моменты понижения динамики. Причем детонация эта в самом общем виде включает два основных приёма: исключительное использование расширенного диапазона инструмента плюс ещё одно средство, чисто механическое — саксофонист на нотах длиннее восьмой судорожно мотает головой, добиваясь резкого, глубокого вибрато. Ту же технику он применяет и на старинном металлическом кларнете, где интенсивность вибрато доходит до прерывания тона. А кроме того, сольные эпизоды, пока ритм-секция утирает трудовой пот, выявляют ещё одну особенность техники игры Брётцманна: помимо мультифонии (экстремального звукоизвлечения, строящегося на детонирующих обертонах) самого инструмента, он широко использует оглашённое дыхание — то есть, попросту говоря, поёт, одновременно играя на саксофоне: смыкает голосовые связки на выдохе, добиваясь того, что к основному тону и многочисленным обертонам его инструмента добавляется ещё один тон, тон его собственного голоса, иногда унисонный с инструментом, но чаще резко диссонансный. Пока позади пронзительных зовов саксофона оглушительно рубится ритм-секция, этого, конечно, не разобрать.
ДАЛЕЕ: видео, контакты, билеты
ВИДЕО: Full Blast
httpv://www.youtube.com/watch?v=xlAnBtlItn4
Сравнить собственные ощущения с впечатлениями автора этих строк 12-летней давности ценители и знатоки крайних пределов передовой линии авангардного поиска в импровизационной музыке могут самолично. Расскажите потом, как всё было.
Надо заметить, что в последние годы в сокрушительной музыке трио появились и неожиданно лирические моменты. Так что, наверное, плотность железных ломов на единицу пространства в среднем должна оказаться совместимой с жизнью.
ВИДЕО: Full Blast в клубе El Internado, Вальпараисо, Чили, 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=yuHSWBfvGHw
25 и 26 февраля, КЦ «ДОМ». Начало в 20:00. Большой Овчинниковский пер., 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1300 ₽, электронных билетов (до 00:00 даты проведения мероприятия) — 1625 ₽, в день концерта — 1700 ₽. Стоимость абонемента на 25 и 26 февраля — 2200 ₽; абонемент можно приобрести только в кассе КЦ «Дом», количество ограничено.
28 февраля, Санкт-Петербург, пространство «Арт-Измерение» (Литейный пр., 28, вход с Артиллерийского переулка, зелёная дверь). Стоимость — 800 ₽ в предпродаже, 1000 ₽ в день концерта.