VIII фестиваль-конкурс «Остров Джаз», Уфа: впечатления, события, беседы с участниками

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Анастасия Крылова
Фото автора
AK

В декабре 2017 в Уфе, столице Республики Башкортостан, прошло важное музыкальное событие: состоялся очередной, уже VIII открытый всероссийский фестиваль-конкурс «Остров Джаз».

Идея возникновения проекта «Остров Джаз» принадлежит народному артисту Республики Башкортостан саксофонисту Олегу Кирееву и уходит корнями в эпоху 70-х годов XX века. Именно тогда Олег Киреев совместно с Ириной Остин (ныне заслуженная артистка Башкортостана, джазовая певица, солистка джаз-квартета «Уфа») впервые задумались о создании творческой площадки, на которой молодые музыканты могли бы свободно играть джаз. Реализовать проект стало возможно только спустя несколько десятилетий. Только в 2010 году на сцене Национального молодёжного театра Республики Башкортостан был впервые проведён фестиваль-конкурс «Остров Джаз».

Гала-концерт конкурса «Остров Джаз», декабрь 2017
Гала-концерт конкурса «Остров Джаз», декабрь 2017

Сейчас, по прошествии семи лет, «Остров Джаз» окреп и стал для уфимцев ожидаемым музыкальным мероприятием со своими традициями. С каждым годом увеличивается количество участников: если в первом фестивале соревновались лишь единицы, то в 2017 в Уфе собралось около сотни молодых музыкантов. Надо отметить и то, как расширилась география мероприятия: из сугубо уфимского фестиваль переквалифицировался во всероссийский. На 8-й фестиваль приехали молодые музыканты из крупных городов и районов Республики Башкортостан (Октябрьский, Салават, Стерлитамак и др.), а также из Самары, Тольятти, Казани.

Гала-концерт конкурса «Остров Джаз», декабрь 2017
Гала-концерт конкурса «Остров Джаз», декабрь 2017

Конкурс проходил 14 и 15 декабря в четырёх номинациях: солисты-инструменталисты; инструментальные ансамбли; солисты-вокалисты и вокальные ансамбли в разных возрастных категориях — от учеников ДМШ до студентов и преподавателей ССУЗов и ВУЗов. Конкурсная часть фестиваля, по традиции, завершилась заключительным гала-концертом, на котором выступили лауреаты.

Арт-директор фестиваля Азамат Хасаншин вручает лауреатам дипломы
Арт-директор фестиваля Азамат Хасаншин вручает лауреатам дипломы

Особенным подарком для посетителей и участников фестиваля «Остров Джаз» в 2017 г. стало участие в концертной и образовательной программе двух молодых музыкантов, уже достойно проявивших себя на мировых сценах. Это Лео де Паула (Léo de Paula, ударные инструменты, Бразилия) и Анна Колчина — певица, работающая в Санкт-Петербурге. Помимо концертных выступлений, они поделились с молодыми музыкантами республики и участниками конкурса знаниями и навыками на мастер-классах, проведённых в стенах Уфимского государственного института искусств.

Мастер-класс Анны Колчиной
Мастер-класс Анны Колчиной

Первой стала встреча с Лео де Паула, в котором, как отметил бессменный арт-директор всех прошедших фестивалей доцент УГИИ Азамат Хасаншин, «совместилось прочное академическое музыкальное образование и этнические традиции своей страны». Об уровне музыкального таланта Лео говорит и то, что он с успехом выступал на престижных джазовых сценах: в его послужном списке — Карнеги-Холл (Нью-Йорк), КЦ им. Илие Колараца (Белград, Сербия), Палейскерк (Гаага, Нидерланды), Пёрселл-Рум (Лондон, Англия). Бразильский музыкант является участником международной группы Camerata Brasil / Vale Música, которая занимается соединением классической музыки с аутентичными тембрами и ритмами Бразилии.

Лео де Паула (справа) проводит мастер-класс
Лео де Паула (справа) проводит мастер-класс

В рамках своего мастер-класса он познакомил российских коллег с традицией центральных штатов Бразилии. Будучи подлинной наследницей двух великих традиций — португальской и африканской, привезённой африканскими рабами, в основном из Южной Африки (в первую очередь — из Анголы), бразильская музыка поражает своей оригинальностью. Необычный для европейца подход к звуку и музыкальному времени, выявляющемуся в постоянном свободном движении («плавании») сильной доли; большая интенсивность музыкальных событий на единицу времени — пока всё это мало знакомо российским музыкантам. Именно поэтому подобные мастер-классы особенно важны для джазовой молодёжи в процессе познания мировой музыки.

Лео привёз с собой перкуссионные инструменты и ноты
Лео привёз с собой перкуссионные инструменты и ноты

ДАЛЕЕ: продолжение репортажа, интервью Лео де Паула и Анны Колчиной 

Концерт Лео де Паула (справа)
Концерт Лео де Паула (справа)

Концерт Лео де Паула прошёл с большим успехом 13 декабря в Башкирской государственной филармонии им. Х. Ахметова и стал первым концертом фестиваля. Вместе с Лео выступала Екатерина Бессмертнова — певица, основу репертуара которой составляет популярная бразильская музыка. Она — выпускница Уфимской государственной академии искусств (2015), сейчас обучается в музыкальном колледже штата Эспириту-Санту, Бразилия. Участоввала также группа уфимских музыкантов: Артур Ибатуллин (ударные), Азамат Хасаншин (клавишные), Алексей Попов (бас-гитара), Владимир Сёмин (флейта). Подготовка концерта, по словам арт-директора Фестиваля Азамата Хасаншина, заняла всего три дня и стала настоящим стресс-тестом для уфимцев: Лео де Паула добивался от уфимцев аутентичности в исполнении бразильской народной музыки.

Второй концерт Лео де Паула
Второй концерт Лео де Паула

Второй концерт Лео де Паула прошёл 15 декабря в Хоровом зале Уфимского государственного института искусств. После выступления музыкант отвечал на вопросы слушателей, рассказывал об экзотических ударных инструментах. Автору статьи удалось взять небольшое интервью у музыканта (текст интервью дан по возможности с сохранением оригинального стиля речи музыканта).

Как вы пришли в музыку? Почему выбрали этот путь?

— Всё началось с бразильского карнавала в Рио-де-Жанейро. С самого детства я посещал батукаду (batucada — ансамбль ударных инструментов в Бразилии, чаще всего исполняющий самбу. — Авт.), где учился играть на разных инструментах. Наш ансамбль выступал на карнавалах в Рио, и этот опыт был для меня очень приятен. Видя всю красоту и силу карнавала, я и сам начал играть, познавать мир музыки. В 14 лет меня пригласили играть в составе биг-бэнда. Именно с этого момента я и понял, что хочу избрать музыку для дела всей своей жизни.

Léo de Paula
Léo de Paula

Семья поддержала это стремление?

— Да. Конечно, сначала они немного не понимали меня, ведь никто из моей семьи не был музыкантом. Но когда пришло время, они увидели, что я действительно этого хочу — стать музыкантом. Тогда, они мне сказали: если хочешь этим заниматься — занимайся. Но делай это наилучшим образом Так я начал профессионально заниматься музыкой, и это навсегда изменило мою жизнь.

Нашли ли вы общий язык с публикой в России?

— В России очень особенная публика. Вначале может показаться, что они слушают тебя несколько отстранённо… Но на самом деле всё совсем наоборот — россияне очень внимательны, и в конце они показывают большую вовлечённость в твою игру, твоё творчество. И это очень неожиданно и, конечно же, приятно!

Не секрет, что темпераменты характеров у россиян и бразильцев разный. Также различается и подход к игре. Удалось ли вам найти контакт с уфимскими музыкантами?

— Когда я играю с музыкантами, с которыми мне ещё не доводилось выступать, я всегда стараюсь воспользоваться каждым моментом, каждой возможностью порепетировать. Ведь все мы разные, и каждый из нас, музыкантов, должен проявить свои лучшие возможности. Мы не должны пытаться изменить друг друга под себя, а, скорее, максимально подстроиться друг к другу.

Для меня стала открытием невероятная чёткость и точность русских музыкантов, уровень профессионализма, который я увидел в Уфе. Например, сегодня мне довелось играть с очень глубокими музыкантами: Андреем Тироном и Маратом Баймухаметовым. Конечно, проблема разницы традиций игры не может сразу решиться. Для этого нужно время. Но в данном случае я постарался полностью адаптироваться. Я осознал, что могу быть точным, смог впитать это в себя, и оказалось, что это очень интересно для меня.

Что вы может пожелать уфимским музыкантам?

— У музыкантов Уфы есть большая сила воли и поэтому всё, что у них есть в сердце — они смогут этого достичь. И я желаю им этого — не бояться и идти вперёд, они этого достойны.

Когда мы приезжаем в новую страну, то мы отмечаем для себя её маленькие особенности. Что стало для вас открытием в России?

— Знаете, наверно это звучит забавно, но я понял, почему русский человек такой: почему у него есть сила воли, упрямство и целеустремлённость… Всё просто: здесь очень холодно. Правда. И, чтобы пережить эти условия, этот холод, каждому человеку нужно бороться, чтобы выжить. Это главное, что я отметил для себя.

В конце нашей беседы я хотел бы поблагодарить правительство моего штата Эспириту-Санту за поддержку, которую они оказали мне в моём путешествии!

Анна Колчина на концерте
Анна Колчина на концерте

Вторая гостья фестиваля — Анна Колчина — уже, можно сказать, звезда джазовой музыки, уверенно восходящая на джазовый Олимп. В её дискографии уже три альбома на престижном японском аудиофильном лейбле Venus Records, выпущенные на виниле и в редком формате SACD (Super Audio CD): «Street of Dreams» (2015, записан совместно с известным итальянским джазовым пианистом Массимо Фарао в Турине, Италия); «Dark Eyes» (авторские аранжировки самой певицы, 2016) и третий альбом, «Wild Is The Wind», который Анна записала в сентябре 2017 с нью-йоркскими музыкантами. В записи участвовали Джон ДиМартино (John DiMartino, фортепиано), Питер Вашингтон (Peter Washington, контрабас) и Уилли Джонс Третий (Willie Jones III, барабаны). Пожалуй, самым приятное для нас, уфимцев — то, что потрясающая джазовая леди Анна родом из Уфы. Более того, своё музыкальное образование она начинала в стенах Уфимского училища искусств.

Накануне своего сольного концерта Анна Колчина провела мастер-класс по джазовому вокалу, на котором познакомила уфимцев и гостей столицы с основами теории Барри Харриса (Barry Harris) и своими секретами джазового пения. На заключительном концерте фестиваля «Остров Джаз» Анна Колчина блистательно выступила вместе с группой уфимских музыкантов, среди которых были Алина Кругликова (фортепиано), Феликс Аксёнов (контрабас), Рустем Каримов (ударные) и Рустем Галиуллин (труба). Этот концерт состоялся в РК «Огни Уфы» 16 декабря. После концерта Анна Колчина согласилась ответить на несколько вопросов о себе и своём творчестве.

— Мне повезло родиться в музыкальной семье: мои папа и брат музыканты. Наверное, для меня особенным человеком-проводником стал именно брат. Он старше меня на 10 лет, и я вживую видела его становление как джазового музыканта (он саксофонист). К нам часто приходили репетировать его друзья, и благодаря этому в моём доме царила особенная, живая атмосфера. Именно она и заманила меня в сети музыки. Кстати говоря, тогда, глядя на брата и его друзей, я представляла себе всё это таким лёгким и доступным… Только много позже я осознала, какой это на самом-то деле труд и сколько сил нужно для того, чтобы появилась та обманчивая лёгкость, которая даёт слушателям ощущение того, что и они так могут.

Анна Колчина
Анна Колчина

Как происходил ваш выход с российского на мировой уровень?

— Я хорошо помню своё первой соприкосновение с этим миром — мирового джаза. Для меня раньше всё было как-то на ощупь. Я вроде бы что-то делала, куда-то двигалась, знала хороших музыкантов, стремилась к эталонам мирового джаза, но у меня не было чёткого видения, опоры. Стержня, вокруг которого всё собирается. Было ощущение, что ты вроде бы всё делаешь, что нужно, но не можешь до конца понять, зачем ты это делаешь. Наверное, каждый музыкант через это проходит, но ощущает по-разному.

Самое первое воспоминание связано со временем, когда я ещё училась в Институте культуры в Санкт-Петербурге. Мне удалось поехать на мастер-класс пианиста Барри Харриса в Италию. Этот человек — уникальный американский пианист и педагог, разработавший свою теорию преподавания искусства джаза. Именно эта теория преподавания и стала для меня стержнем, вокруг которого консолидировались все мои предыдущие знания и навыки. Это именно то, что мне на тот момент не хватало, основа, вокруг которой можно наращивать новое. Наверное, это ощущение ещё связано с самой личностью Барри Харриса. Этот человек, вокруг которого реет особенное энергетическое поле, из которого ты черпаешь знания и обретаешь уверенность в том, что делаешь. Это невозможно объяснить, это магия! Поэтому, приехав домой из этой поездки, я стала жить с ощущением и пониманием того, как петь эту музыку — джаз.

Вторым поворотом в моей судьбе стал мастер-класс и частный урок легендарной певицы Шейлы Джордан (Sheila Jordan). Всё это организовал итальянский пианист Массимо Фарао (Massimo Faraò). Атмосфера Италии, потрясающая певица, которая была рядом и поддерживала меня — всё это стало для меня настоящим откровением и прикосновением к мировому мышлению. Я хорошо помню, что написала тогда в инстаграме под одной из своих фотографий (а было это всего три года назад): «Четыре дня счастья, музыки и абсолютной красоты!» Так оно и было. Ведь на тот момент в Италии для меня случилось и ещё одно важное событие. Мы с Массимо Фарао записали несколько песен. Втайне от меня итальянский пианист отправил эти треки в японскую звукозаписывающую компанию Venus Records. И моя работа там понравились: меня пригласили к сотрудничеству.

Расскажите о ваших ощущениях во время пения.

— Когда я выбираю песню, то смотрю на текст и оцениваю, насколько для меня близка история, рассказываемая в ней. Каждое выступление я наполняю переживаниями и стараюсь быть искренней со своими слушателями. Я верю в слова и в то, что делаю.

Своим уфимским коллегам я хочу пожелать не замыкаться в себе, выходить за рамки, пытаться открыто выражать себя, искать и смотреть на мир. Ещё, пожалуй, я хочу посоветовать музыкантам не отстаивать сугубо свою точку зрения, не отрицать какой-то определённый стиль, а выбирать для себя, то, что близко именно им самим, и идти по жизни с открытыми глазами!
ВИДЕО: Анна Колчина «My Old Flame», с альбома «Dark Eyes», 2016
httpv://www.youtube.com/watch?v=vBmCjRMsPHA


Подводя итоги прошедшего в Уфе VIII открытого всероссийского фестиваля-конкурса «Остров Джаз», хочу сказать следующее: это уникальное для Уфы событие, полностью олицетворяющее основную идею «дорогу — молодым!» На данный момент фестиваль уже достиг определённых высот: в его мероприятиях участвует новое поколение музыкантов, которые уже получили возможность заявить о себе в мировом джазовом сообществе, те, у кого есть опыт выступлений на лучших мировых сценах. И это прекрасная тенденция для уфимской сцены, ибо чем больше будут приезжать к нам музыкантов из разных стран, носителей разных музыкальных традиций, тем больше у нас будет возможностей открываться миру, впитывать в себя и использовать в своём творчестве новые приёмы и принципы исполнения. Это ли не прекрасно? Возможно, это шаг к тому, чтобы сделать джазовую музыку культурным мэйнстримом XXI века…

Фестиваль «Остров Джаз» стал для Республики Башкортостан хорошей предновогодней традицией. Будем с нетерпением ждать следующей декабрьской встречи с хорошей музыкой и талантливыми музыкантами.




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя