Константин Волков |
Утром 23 января в Йоханнесбурге (Южная Африка) в возрасте 78 лет умер один из самых известных в мире джазовых музыкантов из ЮАР, первопроходец и ярчайший представитель своеобразной южноафриканской джазовой сцены — трубач Хью Масекела (Hugh Masekela). Всего три месяца назад стало известно, что у музыканта диагностировано онкологическое заболевание. Президент Южноафриканской Республики Джейкоб Зума заявил, что народ Южной Африки будет оплакивать музыканта, который «высоко нёс факел свободы».
Хью Рамополо Масекела родился 4 апреля 1939 в городе Витбанк в южноафриканской провинции Мпумаланга (в то время часть государства Южноафриканский Союз, бывшего британского доминиона). В 14 лет он увидел американский фильм «Трубач» (в оригинале «Young Man with a Horn», 1950), в котором прославленный голливудский актёр Кёрк Дуглас играл джазового трубача. История персонажа Дугласа в целом был основана на подлинной печальной истории первой белой звезды раннего джаза — трубача Бикса Байдербека, и Масекела решил, что тоже хочет играть джаз на трубе. Первый инструмент ему подарил один из ярких деятелей движения против апартеида («раздельности»), официальной политики расовой сегрегации в ЮАР до 1991 г. — архиепископ Тревор Хаддлстон. В честь этого незаурядного человека был назван первый в ЮАР молодёжный джаз-оркестр, Huddleston Jazz Band, в котором Масекела дебютировал как джазовый солист. Профессионально окрепнув на гастролях в составе оркестра первого в Южной Африке мюзикла «Кинг Конг», в конце 1959 г. Хью Масекела присоединился к Jazz Epistles, первому южноафриканскому джазовому ансамблю, записавшемуся на пластинку. В составе был и ещё один первопроходец южноафриканского джаза — пианист Доллар Брэнд, в будущем прославившийся в США под именем Абдулла Ибрахим. Ансамбль продолжал сенсационно успешную серию концертов в Кейптауне и Йоханнесбурге, когда в марте 1960 после расстрела антиправительственной демонстрации в Шарпвилле белая верхушка ЮАР запретила в стране все собрания десяти и более человек, оставив чернокожих музыкантов без возможности публичных выступлений. Вскоре Масекела уехал из ЮАР, при помощи архиепископа Тревора Хаддлстона поступив в Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне.
Затем, вплоть до 1964 г., он учился в Манхэттенской школе музыки в Нью-Йорке. Отчасти благодаря завязавшейся дружбе с популярным американским певцом Гарри Белафонте, Масекела стал широко известен в США, где выпустил множество весьма популярных записей, в которых в разных пропорциях смешивал джаз, соул и африканскую поп-музыку. Эта смесь принесла Масекеле массовую известность. В конце 1967 года его пластинка — инструментальная версия песенки афроамериканской группы The 5th Dimension «Up Up & Away» — впервые появилась в американских хит-парадах, добравшись до 71 места в списке ста самых продаваемых песен в США. Интересно, что несмотря на общий поп-джазовый колорит этой записи, трубач играет в ней крепкое джазовое соло.
СЛУШАЕМ: Hugh Masekela «Up Up & Away», 1967
httpv://www.youtube.com/watch?v=YTUpZ2-RQdM
А звёздный час Масекелы настал в 1968 г., когда его инструментальная пьеса «Grazing In The Grass» взлетела на первое место в американских хит-парадах, и пластинка-сингл с нею была продана в США в количестве 4 млн. копий. Здесь, правда, соло уже не носило ярко выраженного джазового характера — это был инструментальный соул в чисто песенной форме, только что без пения — и с явным, пряным, экзотическим привкусом «афро».
СЛУШАЕМ: Hugh Masekela «Grazing In The Grass»
httpv://www.youtube.com/watch?v=qxXZF60EPdM
ДАЛЕЕ: продолжение биографии артиста
В 1970-е гг. Масекела вёл активную музыкальную жизнь как в США, где играл в джазовых коллективах и записывался как трубач-солист с фолк-рок-группой The Byrds, певцом Полом Саймоном и др., так и в различных странах Африки. В 1980-84 гг. он работал в Ботсване, соседней с ЮАР независимой африканской страной, где возобновил контакты с южноафриканскими музыкантами, которым для работы с ним достаточно было пересечь границу своей страны на автомобиле. Это общение сильно повлияло на музыку Масекелы, в которой стали доминировать элементы современной популярной музыки южноафриканского народа зулу — стиля «мбаканга». Наибольшую известность в этот период получили две злободневные политические песни Масекелы. «Soweto Blues» (1977) была посвящена кровавому подавлению восстания африканцев в пригороде Йоханнесбурга, Соуэто; трубач написал её для своей бывшей жены, выдающейся южноафриканской певицы Мариам Макеба. Десять лет спустя вторую песню, «Bring Him Back Home», он исполнил сам: она была посвящена лидеру протестов чёрного населения Южной Африки, Нельсону Манделе, который в это время находился в заключении, а позднее, после падения режима апартеида, стал первым чёрным президентом ЮАР.
ВИДЕО: Hugh Masekela «Bring Him Back Home (Nelson Mandela)»
выступление на фестивале Пола Саймона в Зимбабве, 1987
httpv://www.youtube.com/watch?v=NG3oKb2JQow
На альбомах и фестивальных выступлениях 2000-2010 гг. Масекела уже не слишком много играл на трубе и/или флюгельгорне, зато много пел, в том числе и злободневные политические тексты в манере «куайто» (южноафриканский рэп). При этом он продолжал позиционироваться как джазовый музыкант; впрочем, «южноафриканский джаз» почти весь строится на принципах соединения пришедших из американского джаза тембровых фактур и приёмов игры с африканским ритмом, с сугубо местными музыкальными традициями, обобщенно именуемыми «township music» (музыка городских кварталов) — традициями, прежде всего, песенными. До конца жизни Хью Масекела оставался одним из самых ярких представителей «южноафриканского джаза» на мировых фестивальных сценах.
ВИДЕО: Хью Масекела на джаз-фестивале в Лугано, Италия, 2015
httpv://www.youtube.com/watch?v=FE1vSjikzEQ