26 февраля 2022 ушёл из жизни ветеран российской джазовой сцены, один из ярких представителей «поколения физиков» в джазе — петербургский саксофонист и кларнетист Олег Гребенников. Ему было 84 года. В январе 2018 «Джаз.Ру» опубликовал юбилейный очерк к его 80-летию, который подготовил наш постоянный автор Валерий Коннов. Мы решили добавить этот печальный абзац, чтобы сохранить память о музыканте. Редакция выражает соболезнования близким и коллегам покойного.
Шестидесятые годы в СССР рискну сравнить с ренессансом в мировой культуре. В эти годы в джазовом движении проявили себя многие представители так называемой технической интеллигенции. Уже было много написано про Георгия Гараняна и Алексея Козлова, Владимира Кулля и Алексея Зубова, Вадима Сакуна и др. Я же хочу рассказать об Олеге Петровиче Гребенникове, которому 6 января 2018 года исполняется 80 лет.
Кандидат технических наук, выпускник Куйбышевского авиационного института (Куйбышев — ныне Самара. — Ред.), доцент кафедры теоретической механики ИХиБТ (Институт холода и биотехнологий) Ленинграда — Санкт Петербурга… Джазовый саксофонист, кларнетист, до сих пор играющий в трио в одном из джаз-кафе Санкт-Петербурга, писатель, издавший три замечательные книги о себе, о своём мировоззрении и отношении к жизни.
Так получилось, что именно Олег заразил меня благотворным вирусом джаза.
В далеком 1967 году я, студент первого курса Куйбышевского политехнического института, ярый битломан, игравший на ритм-гитаре ещё в школьном ансамбле, случайно попал на репетицию квартета молодых преподавателей и аспирантов, игравших бибоп. Композиция Телониуса Монка «Straight, No Chaser» в исполнении Олега Гребенникова и стала вирусом, который поразил меня на всю оставшуюся жизнь.
Олег оказался на острие «трендов» 60-х благодаря родителям. Вот что он пишет об этом в своей книге:
У моей мамы была мечта — сын, играющий на рояле. Осуществлению её мешал один досадный пробел: сын был, но не было рояля. Не только рояля, но хоть какого-нибудь плохенького пианино, которое можно было бы разместить в нашей двадцатиметровой комнате, где обитали пять человек. И потому, чтобы мечта не угасла совсем, мама решила отдать меня в музыкальную школу хоть на какой-то инструмент. Этим «каким-то инструментом» оказалась ни много, ни мало — виолончель, которую я не без некоторого успеха осваивал в течение трёх лет, а потом заявил, что профессиональным музыкантом становиться не собираюсь. А для общего развития этого достаточно. Логика была довольно убедительная, так что мама, скрепя сердце, согласилась. Уже много позже она говорила мне, что ходила в музыкальную школу советоваться, прежде чем согласиться с моими доводами, и что ей решительно не советовали «идти на поводу у сына». «У вашего мальчика не то чтобы какие-то особые способности, но у него душа музыканта. Он любит и тонко чувствует музыку».
В джаз Олег Гребенников вошел в Куйбышеве в конце 50-х годов, где играл на альт-саксофоне в лучшем тогда в городе биг-бэнде клуба им. Дзержинского. Школу этого оркестра также прошли ветераны куйбышевского джаза пианисты Игорь Вощинин и Владимир Виттих, саксофонист Лев Бекасов, трубач Борис Брюханов и др.
В 1962-м Олег оказался в числе организаторов Куйбышевского джаз-клуба, ставшего третьим по времени возникновения в Советском Союзе.
Вот как он описывает то время:
Четверо технарей-музыкантов, кандидатов технических наук, учёных увлеченно играли джаз. Живший последние годы в Москве и ставший доктором наук Евгений Курочкин играл на рояле. Контрабасист Феликс Медников успешно работал по своей технической специальности в Германии, а барабанщик Лев Евфанов тогда трудился в одном из ведущих НИИ. Некоторое время в квартете играл нынешний москвич, барабанщик Валерий Коннов, который в конце 70-х был президентом Куйбышевского джаз-клуба. Будучи преподавателями ВУЗов, мы на летние отпуска выезжали на «халтуры» в Сочи, где играли в ресторанах, совмещая приятное с полезным. Как-то к нам в Сочи подошел молодой человек и попросил разрешения поиграть вместе. Выяснилось, что это был ставший затем одним из лучших пианистов страны, а ныне преподающий в одной из консерваторий Германии Леонид Чижик…
Тогда он со своим ансамблем регулярно выступал на джазовых фестивалях, на концертах. Ансамбль выделялся необычным составом. В нем в качестве мелодического инструмента использовался баритон-саксофон, что было тогда редкостью. На нем играл Юрий Збаранский, а трубачом был один из лучших музыкантов города Борис Акимов. В 1963 г. ансамбль участвовал в легендарном диспуте «Джаз и ты», в котором главным оппонентом был композитор [Дмитрий] Кабалевский. Собственно, в 60-х годах джазовыми лидерами в городе были оркестр Льва Бекасова и ансамбль Олега Гребенникова.
Разными путями он добывал ноты подлинных американских аранжировок или что-то «снимал» с фирменных грампластинок. Сообразно инструментальному составу, предпочтение отдавалось записям выдающегося баритонового саксофониста Джерри Маллигана. Это не было слепым копированием заокеанских мастеров, поскольку наши музыканты тогда уже освоили приемы импровизации. Но любовь Олега к творчеству Маллигана осталась на всю жизнь.
Среди куйбышевских джазовых ветеранов немало тех, кто в разные годы уехал из города и продолжал успешно заниматься музыкой в Москве и в Ленинграде. Саксофонисты Юрий Юренков и Эдуард Серебряков, гитаристы Виталий Туляков и Александр Соколов стали москвичами. В Питере работает пианист и композитор Александр Бердюгин.
В 70-х перебравшийся в Ленинград Олег стал активно приобщаться к джазовой жизни Северной столицы.
Вписаться в ленинградскую джазовую жизнь на первых порах было сложно. Уже в 70-х в Ленинграде было много музыкантов высокого класса. После переезда Олег не бросил техническую специальность и работал доцентом в одном из институтов. Но все вечера с саксофоном в руках переезжал из клуба в клуб. Наиболее удачным стало его участие в знаменитом ансамбле «Мистер Джаз» трубача Марка Альтшуллера. Ансамбль был одним из лучших отечественных диксилендов, участвовал в фестивалях, регулярно выступал в Джазовой филармонии Давида Голощёкина. Но после отъезда Марка в Израиль ансамбль распался. Было еще два ансамбля, с которыми Гребенников выступал в различных джаз- клубах и ресторанах Питера.
Известный самарский джазовый журналист, друг Олега Игорь Вощинин как-то спросил его:
Имея солидный опыт музицирования, скажи: джазу вообще научить можно?
— Можно обучить музыкальному ремеслу как таковому. С джазом сложнее — тут важны природные задатки, и, кроме того, этой музыкой нужно «заболеть». Кто-то из выпускников мореходного училища в принципе может привести корабль из Испании на Кубу, но многие ли из них станут Колумбами?
В зрелые годы у Олега проснулся литературный талант:
Попытки что-то написать были и раньше, но я их не воспринимал серьёзно. Но как-то взял и послал свою «Футбольную новеллу» [известному советскому писателю] Юрию Нагибину. На ответ не рассчитывал, но он пришел и слова мэтра об искренности интонаций, обнаруженных им в рассказе, меня вдохновили. Я что-то написал еще, набралось на сборник, который в 2010 г. в Самаре мне помог издать старый друг Генрих Вайнгартен. Сейчас вынашиваю идею издания мемуаров уже как джазового музыканта.
И он сдержал слово: в 2013 году вышла его автобиографическая книга «Джаз — это праздник, который всегда со мной».
А в 2017 Олег Петрович публикует новую книгу «Прогулки с самим собой», в которой он искренне делится своим отношением к разным проявлениям человеческой культуры. О Наполеоне Бонапарте, о Чехове, Толстом, о кинематографе, о джазе…
Вот что рассказали мне об этой книге ее читатели.
Владимир Фейертаг:
— Не ожидал, что Олег тоже неравнодушен к персоне Бонапарта. Я давно интересуюсь этой темой и с интересом прочитал эссе Олега. А его повествование о путешествии на плоту с Натаном Лейтесом явилось для меня открытием!
Виктор Дубильер:
— Я поражен искренностью и точностью оценок автора многих явлений в культурной жизни, о которых я тоже размышлял. Эта книга очень полезна молодому поколению. Поэтому я решил подарить её своему сыну.
А по мне, очерк «Семь сорок» — просто поэма! Не зря говорится: талантливый человек талантлив во всём.
ВИДЕО: Cool Jazz Quartet Олега Гребенникова — «Night & Day». 2013, санкт-петербургский клуб Street Life
Вадим Басс — фортепиано, Сергей Березовой — бас, Артём Самойлов — ударные
Здоровья, здоровья, здоровья !!!!
Валерий, спасибо за написанное. Олег действительно — ветеран джаза , вполне заслуживший внимания ! Это я утверждаю поскольку мы с ним играли в одном биг-бэнде ! Игорь
Во время своего последнего приезда в Питер на 50-летие Квадрата,придя в номер к своим друзьям Рафу Авакову и Валере Коннову,я к огромной радости увидел и Олега.Общение с этим умным и доброжелательным человеком доставило мне невероятное удовольствие.Дорогой Олег,хочу пожелать тебе крепкого здоровья и, если прислушаться к словам незабвенного Натана о том,что все мы стали «призывниками»,Дай Бог,чтобы твой «военкомат» подольше был закрыт.А Валере большое спасибо за прекрасную статью.