От редакции, 2022: великий гитарист Джон Маклафлин отметил 4 января 2022 года своё 80-летие, но в 2018, когда вышла эта публикация, он уже замедлил темп своей гастрольной жизни — в частности, было объявлено, что его тур по Северной Америке в ноябре 2017 станет последними заокеанскими гастролями британского музыканта, которому на тот момент было 75.
Джон много раз посещал Россию — с 1994, когда впервые выступил в Санкт-Петербурге, и до 2014 г. Многие его выступления в нашей страны подробно освещали авторы «Джаз.Ру». Но для этой публикации мы выбрали обстоятельный биографический очерк, который в 2007 г. написал для бумажной версии нашего издания наш постоянный автор Николай Шиенок; к нему приложено небольшое дополнение — рассказ главного редактора «Джаз.Ру» Кирилла Мошкова о выступлении на одном из европейских джазовых фестивалей более позднего проекта Маклафлина.
Для начала — почти лирическое отступление…
Памятуя слова великого и ужасного Фрэнка Заппы о том, что писать о музыке — всё равно что танцевать об архитектуре, я не буду пытаться описывать музыку Джона Маклафлина, а лишь постараюсь рассказать о его удивительном творческом пути в робкой надежде на то, что прочитавший эти строки сам захочет услышать её либо впервые, либо ещё и ещё раз…
Когда вас спрашивают — за что вы любите того или иного музыканта? — зачастую очень трудно ответить что-нибудь вразумительное. Что значит «за что» или «почему», когда большая часть вашей сознательной жизни связана с его музыкой и изменилась в лучшую сторону благодаря ей?
Как это ни странно, но первая моя встреча с музыкой Джона Маклафлина произошла в Минске в самом конце 1970-х на концерте «Арсенала» Алексея Козлова. Именно в их исполнении прозвучали «Корни лотоса», и было впервые произнесено это странное имя — Махавишну. Чуть позже на пластинке «Своими руками» (Мелодия, 1982) Козлов запишет собственную композицию, вдохновленную творчеством Маклафлина — «Посвящение Махавишну».
СЛУШАЕМ: «Арсенал» — «Посвящение Махавишну» (с альбома «Второе дыхание», 1982)
В 1995, когда стал активно развиваться интернет, Андрес Дидрик, математик из Тартуского университета, создал сайт «Pages Of Fire», посвященный творчеству Джона Маклафлина. В рамках сайта заработал форум под названием «One Word». Форум объединяет поклонников Маклафлина со всего мира и успешно существует вот уже более десяти лет — только не так давно он переехал из Эстонии в Кардифф, столицу Уэльса (информация 2007 г. — Ред.). С момента регистрации на форуме все новости стали узнаваться без опозданий. Появились новые друзья по обе стороны океана, которые любят и хорошо знают музыку Джона. Многие знакомы с ним лично. Да и вообще мир здорово изменился; новая музыка стала появляться в России одновременно с Америкой и Европой.
Маклафлин впервые приехал в Россию в 1994 г. Это был концерт с трио Free Spirits в рамках фестиваля «Белые ночи» в Санкт-Петербурге. Я узнал об этом случайно из телевизора, мой приятель записал на видеокассету программу местного телевидения.
И вот, наконец, личная встреча. Джон Маклафлин приезжает в Москву 28 июня 2004 со своей группой Remember Shakti. Зал московского Дворца молодежи на Фрунзенской был набит до отказа. Как хорошо написали в «Полном джазе», когда обсуждали этот концерт — само появление музыкантов на сцене было исполнено такого достоинства и внутренней силы, что, когда они спокойно сели и замерли в молчании, казалось, что им можно даже и не играть, — настолько все находящиеся в зале прониклась особенностью и важностью происходящего. Потом зазвучала музыка, и связь с реальностью для публики была утрачена на ближайшие два часа. Один из лучших концертов в моей жизни… Спустя почти четверть века после первого знакомства с музыкой Мастера сбылась, наконец, «мечта идиота» — я увидел и услышал его на сцене. А после концерта каким-то чудом удалось попасть за кулисы и поговорить с Маклафлином лично. Это один из замечательнейших людей, с которыми мне посчастливилось встретиться в жизни, очень простой и приветливый в общении, от него исходит сильная и добрая энергия человека в высочайшей степени духовного и преисполненного мудрости и спокойствия, накопленными многими годами самозабвенного творческого труда. Это некая антитеза суетности современного мира, но не отрешённая от него, а всматривающаяся в происходящее вокруг с пристальным и благожелательным интересом и не теряющая связи со своими корнями, традициями и идеалами.
Сейчас ему 66, и он снова в пути. Музыка продолжается, а вместе с нею — и жизнь…
Джон Маклафлин родился 4 января 1942 г. на севере Англии, в Йоркшире, в городе Донкастер, но его детство и отрочество прошли ещё севернее, в Нортумберленде, в городе Ньюкасл. В семье, в которой он был младшим из пяти детей, практически постоянно играла музыка. В 11 лет у Джонни появилась собственная гитара, с которой он не расставался ни на минуту. Эта привычка постоянных упражнений сохранилась у него и по сей день. «Это нельзя назвать работой, это вообще едва ли можно с чем-то сравнить. Ты просто любишь свой инструмент и продолжаешь играть». Самыми первыми увлечениями юного гитариста стали американский джазовый гитарист Тэл Фарлоу и чикагский блюзмен Мадди Уотерс, которых впоследствии сменили более прочные привязанности всей его жизни: Майлз Дэйвис, Джон Колтрейн и Билл Эванс.
В одном из интервью на вопрос, какой из периодов в своём творчестве он считает наиболее интересным и важным, Джон Маклафлин, не задумываясь, ответил: «Здесь и сейчас. Мне важнее всего то, что происходит здесь и сейчас». Поэтому для него никогда не имели и не имеют смысла какие-либо этапы или периоды. Когда музыкант находится в постоянном движении и поиске — это самое правильное и естественное его состояние. Последовательность перевоплощений Мастера, речь о которых пойдет ниже, чисто условна, их временные рамки часто пересекаются, накладываются и перепрыгивают с места на место самым причудливым образом. Не судите строго, это всего лишь попытка, причем довольно сумбурная и пристрастная, охватить полвека творческой биографии одного из самых выдающихся гитаристов мира.
ИНКАРНАЦИЯ 1-я. «Начало пути и британская джазовая сцена»
В 1958 г., в возрасте 16 лет, Джон Маклафлин покинул родительский дом и уехал в Манчестер работать в постоянном составе Big Pete Deuchar And His Professors of Ragtime. Группа просуществовала около года, и Джон в поисках работы перебрался в Лондон.
С начала 60-х он работает в качестве студийного гитариста («студийной акулы», как он сам себя называет), записываясь с множеством самых разных исполнителей: от Энгельберта Хампердинка и Петулы Кларк до «Роллинг Стоунз» и Дэвида Боуи. Именно Джон дал первые уроки игры на гитаре юному Джимми Пейджу (впоследствии основателю Led Zeppelin. — Ред.).
Джон играет с Georgie Fame’s Blue Flames, Graham Bond Organization, Brian Auger’s Trinity, Gordon Beck Quartet, Danny Thompson Trio и другими прогрессивными британскими коллективами. Исполняется самая разнообразная музыка, начиная от блюза и заканчивая бескомпромиссным фри-джазом. В начале нового столетия раритетные записи того времени стали мало-помалу переиздаваться на компакт-дисках, и музыка словно получила вторую жизнь. Что-то не издано до сих пор (например, «Windmill Tilter» Кенни Уилера), но мы с вами прекрасно знаем, что всё сразу и не бывает.
В 1968 году Джон Маклафлин записывает свой первый сольный альбом «Extrapolation», который по праву считается одним из лучших альбомов британского джаза вообще.
СЛУШАЕМ: John McLaughlin «Extrapolation»
John McLaughlin, guitars; Tony Oxley, drums; John Surman, baritone sax, soprano sax; Brian Odgers, bass
И ещё до выхода этого альбома он получает звонок из Нью-Йорка от барабанщика Тони Уильямса, который приглашает его присоединиться к собственной группе Lifetime. Тони принял такое решение, как только услышал запись джема Маклафлина с барабанщиком Джеком ДеДжоннеттом и контрабасистом Дэйвом Холландом в знаменитом лондонском клубе Ронни Скотта. Джон не раздумывает ни минуты и отправляется за океан, в Мекку джаза…
ИНКАРНАЦИЯ 2-я. «Нью-Йорк и «дети» Майлза Дэйвиса»
Итак, в феврале 1969 года Маклафлин оказывается в Нью-Йорке в группе Тони Уильямса Lifetime, в состав которой также входит уникальный органист Ларри Янг, а впоследствии к ним присоединяется старый знакомый Джона — басист Джек Брюс. Он понятия не имел, какую музыку ему придется играть, но хорошо знал и боготворил Тони по записям квинтета Майлза Дэйвиса 1965-1968.
Самое невероятное, что всего лишь через 48 часов после прибытия в США Маклафлин оказывается в студии Майлза Дэйвиса, где принимает участие в записи эпохального альбома «In A Silent Way» (Columbia, 1969).
СЛУШАЕМ: Miles Davis «In a Silent Way»
Майлз потом долго вспоминал, как его упрекали за то, что он взял себе в группу белого гитариста. На что он неизменно отвечал: так найдите мне такого чёрного парня, который играет как Джон. Впоследствии Майлз всегда приглашал Маклафлина, когда тот был свободен, принять участие в записи своих альбомов. Среди них — подлинные шедевры: «Bitches Brew» (1969), «Tribute To Jack Johnson» (1970), «Aura» (1985).
Джон Маклафлин записывает с Tony Williams Lifetime два альбома, первый из которых — «Emergency!» (1969) — оказал поистине революционное воздействие на многие поколения музыкантов.
СЛУШАЕМ: Tony Williams Lifetime «Emergency!»
В 2004 г. музыке этого трио был посвящен грандиозный лондонский концерт гитариста Джона Скофилда, барабанщика Джека ДеДжоннетта и органиста Ларри Голдингса, собравшихся под именем The Trio Beyond. Двумя годами позже запись концерта вышла на мюнхенском лейбле ECM.
Параллельно Маклафлин участвует в записи нескольких интересных альбомов своих друзей, которые вышли в самостоятельное плавание из-под крыла Майлза Дэйвиса — например, «Super Nova» и «Moto Grosso Feyo» саксофониста Уэйна Шортера, «Infinite Search» контрабасиста Мирослава Витоуша и «Song Of The Wind» саксофониста Джо Фаррела. Участниками этих проектов были пианисты Чик Кориа и Хэрби Хэнкок, контрабасисты Дэйв Холланд и Рон Картер, барабанщик Джек ДеДжоннетт и саксофонист Джо Хендерсон, а музыка сильно тяготела к фри-джазу.
Джон записывает ещё два сольных альбома, «Devotion» (1970) и «My Goals Beyond» (1971), о которых чуть позже.
Наконец, в начале 1971 Майлз Дэйвис благословляет Маклафлина на создание собственной группы.
ИНКАРНАЦИЯ 3-я. «Оркестр Махавишну»
Имя Махавишну (что означает «великий хранитель») Маклафлин получил от бенгальского проповедника Шри Чинмоя, когда стал учеником в его духовном центре в Коннектикуте. Туда его привел ещё один гитарист раннего джаз-рока, Ларри Кориэлл, который, впрочем, сам учеником стать не захотел, сочтя, что столь строгий образ жизни не для него. Впоследствии всего два человека поддержали Джона в его приверженности восточным учениям, вступив в братство Шри Чинмоя: Карлос Сантана (получивший имя Девадип) и барабанщик и продюсер Майкл Уолден (Нарада). Но сейчас не об этом… Джон занялся поисками музыкантов своего «Оркестра Махавишну».
Вообще-то история «Оркестра Махавишну», растянувшаяся более чем на 15 лет, сама включает в себя четыре инкарнации, в каждой из которых звучала разная музыка, но все их объединяет некий общий дух, заложенный в самом начале.
Многие считают самый первый состав группы, в которую входили Ян Хаммер (клавишные), Джерри Гудман (скрипка), Рик Лэйрд (бас) и Билли Кобэм (ударные), самым уникальным и «правильным». Эта была поистине гремучая смесь сильных индивидуальностей и разительно отличающихся бэкграундов, которая сплавилась в единое целое и стала, по мнению многих, одной из величайших групп в истории современной музыки.
Первое выступление «Оркестра Махавишну» состоялось в июле 1971 года в Нью-Йорке, «на разогреве» перед шоу Джона Ли Хукера. Публика была буквально раздавлена напором, громкостью и энергией непривычной и ни на что не похожей музыки. Потом визитной карточкой выступлений группы стало несколько минут абсолютной тишины (публику специально просили затихнуть и сосредоточиться), а потом — ошеломляющий и оглушающий звуковой шквал первых аккордов «Meeting of the Spirits» или «The Noonward Race».
ВИДЕО: Mahavishnu Orchestra «Meeting Of The Spirits/You Know You Know» (1972)
Первый состав оркестра записал три выдающихся альбома: студийные «The Inner Mounting Flame» (1971) и «Birds Of Fire» (1973), и один концертный, «Between Nothingness and Eternity» (1973). Третий, оставшийся незаконченным, студийный альбом был спустя двадцать пять лет случайно найден в хранилищах Columbia и выпущен в 1999 году под названием «The Lost Trident Sessions». В конце 1973 года музыканты по ряду причин разошлись в разные стороны, но Маклафлин решил продолжать начатое им дело.
Второй состав «Оркестра Махавишну» увеличился более чем в два раз за счёт добавления струнной и духовой групп. На скрипке играл легендарный Жан-Люк Понти, а на ударных — невероятный Майкл Уолден. Этим составом были записаны два диска: «Apocalypse» (1974) и «Visions of The Emerald Beyond» (1975). Концертная версия «Апокалипсиса», исполненная на джазовом фестивале в Монтрё, была недавно выпущена на компакт-диске, а совсем скоро появится и DVD.
СЛУШАЕМ: Mahavishnu Orchestra «Vision Is A Naked Sword» с альбома «Apocalypse» (1974)
Третий состав «Оркестра» уменьшился до квартета. Записан альбом «Inner Worlds» (1976), в который вошла знаменитая композиция «Lotus Feet» (та самая, что вошла потом в репертуар Алексея Козлова).
СЛУШАЕМ: Mahavishnu Orchestra «Lotus Feet» (1976)
Этот состав просуществовал недолго, потому что Маклафлин уже параллельно работал с индийскими музыкантами в своей группе «Шакти».
Четвертый состав под именем Махавишну был собран в 1984 году из совсем молодых и никому не известных музыкантов — за исключением самого Джона, ненадолго вернувшегося Билли Кобэма и саксофониста Билла Эванса, который уже успел до этого в начале 80-х поиграть с Майлзом и записать с ним несколько дисков. Маклафлин увлечен гитарным синтезатором — синклавиром, что во многом определяет общее звучание коллектива. Группа записала два альбома — «Mahavishnu» (1984) и «Adventures in Radioland» (1987), — причем на втором диске слово «оркестр» из названия исчезло. Наиболее яркой молодой звездой этого последнего состава «Махавишну» становится шведский бас-гитарист Йонас Хеллборг.
ИНКАРНАЦИЯ 4-я. «Шакти»
Впервые с индийской музыкой Маклафлина познакомил ещё в 1967 году Джим Салливэн, гитарист эстрадного певца Тома Джонса. С тех пор увлечение ей росло, и когда Джон в 1973 году познакомился с молодым мастером игры на индийских барабанах табла Закиром Хуссейном, он попросил его дать несколько уроков индийской музыки и пения. Совместное музицирование постепенно переросло в замысел нового акустического проекта, которому было дано название «Шакти» (животворящая сила, божественная творческая энергия). Одно из первых концертных выступлений «Шакти» в студенческом кампусе на Лонг-Айленде в 1975 году было записано и выпущено Columbia годом позже под названием «Shakti, with John McLaughlin». Вообще-то руководство Columbia было далеко не в восторге от такой резкой смены направления и резко противилось переходу Маклафлина от успешного электрического фьюжна в непонятную индийско-акустическую ипостась. Поклонники электрического джаз-рока тоже сначала были в недоумении. Но Джон упорно стоял на своем. Ансамбль, в который входил блистательный скрипач Л. Шанкар и виртуозные перкуссионисты Закир Хуссейн и Т. Винайакрам, просуществовал до 1977 года и выпустил два замечательных студийных альбома «A Handful of Beauty» (1977) и «Natural Elements» (1977).
СЛУШАЕМ: Shakti «Mind Ecology» с альбома «Natural Elements»
Потом Джону опять захотелось чего-нибудь нового, и проект в обновленном составе и с обновлённым названием Remember Shakti возродился лишь спустя 20 лет, но существует до сих пор. Джон теперь играет не на акустической, а на электрической гитаре, место скрипки заняла электрическая мандолина вундеркинда У. Шриниваса, а место Т. Винайакрама — его сын В. Сельваганеш. Композиции стали гораздо сложнее и медитативнее. В 2001 году к ансамблю присоединился вокалист Шанкар Махадеван.
В декабре 2006 г. с большим успехом прошли гастроли Remember Shakti в Индии. Вышел DVD под названием «Remember Shakti — The Way Of Beauty» (2006) с записями концертных выступлений ансамбля в Бомбее, Париже и Монтрё. С ансамблем записывался флейтист Хари Прасад Чаурасия, по словам Маклафлина — самый выдающийся музыкант современной Индии.
ВИДЕО: Remember Shakti «Sakhi»
ИНКАРНАЦИЯ 5-я. «Старое и новое электричество»
Спустя месяц своего прибытия в США, в марте 1969, Маклафлин знакомится с Джими Хендриксом, и им удается даже поиграть вместе. Запись их совместного джема в нью-йоркской студии Record Plant 25 марта пытливые меломаны смогут отыскать на нескольких бутлегах Хендрикса. Роль ритм-секции выполняли басист Дэйв Холланд и барабанщик группы Хендрикса — Бадди Майлз.
Год спустя Маклафлин записывает альбом «Devotion» (1970), самый психоделический в его дискографии и явно вдохновленный творчеством Хендрикса. Этот альбом лучше всего звучит на виниле и на большой громкости.
СЛУШАЕМ: John McLaughlin «Devotion» (1970)
После «Шакти» Маклафлин вновь возвращается к электрической гитаре и записывает феноменальный альбом «Johnny McLaughlin, Electric Guitarist» (1978) в компании с бывшими участниками «Оркестра Махавишну» и такими мэтрами, как Карлос Сантана, Джек Брюс, Тони Уильямс, Чик Кориа и другие. Ему вообще хорошо удаются подобные насыщенные участниками проекты, например, другой подобный альбом «Promise» (1995) или совсем недавний компьютерно-электрический «Industrial Zen» (2006).
Практически сразу после «Electric Guitarist» выходит альбом «Electric Dreams» (1978) с новой группой Маклафлина, именующейся The One Truth Band, в которую вошли скрипач Л. Шанкар (экс-Shakti), клавишник Стю Голдберг (четвёртый состав «Оркестра Махавишну»), басист Фернандо Сандерс, саксофонист Дэвид Санборн и барабанщик Тони Смит (гастролирующий состав «единоистинцев» впоследствии существенно изменился). В «Электрических снах» чувствуется сильное влияние Майлза Дэйвиса (одна из композиций прямо названа его именем, словно в ответ на аналогичный жест Майлза на «Bitches Brew»), а визитной карточкой альбома стали темы «Guardian Angels», «The Dark Prince» и «Unknown Dissident».
СЛУШАЕМ: John McLaughlin with The One Truth Band «Miles Davis»
Возвращение Маклафлина в электрический фьюжн в конце 90-х ознаменовалось двумя дисками «The Heart Of Things» (1997) и «The Heart Of Things. Live In Paris» (2000). Маэстро вновь проявил себя как незаурядный композитор, а в его концертных выступлениях того периода проглядывают черты сходства с Майлзом Дэйвисом: он реже солирует, предоставляя больше возможностей для раскрытия своим музыкантам. Но без пиротехники всё же не обходится: кульминацией каждого концерта становится его головокружительная дуэль с барабанщиком Деннисом Чэмберсом. Маклафлин обожает играть дуэтом с барабанщиками ещё со времен первого состава «Оркестра Махавишну». Самый недавний пример — его выступление на гитарном фестивале Эрика Клэптона Crossroads в трио с Закиром Хуссейном и Деннисом Чэмберсом.
ИНКАРНАЦИЯ 6-я. «Франция и фламенко»
Многие считают второй сольный альбом Джона Маклафлина «My Goal’s Beyond» (1970) эталоном акустического гитарного джаза. Кажется, до него никто не записывал сольных гитарных альбомов в джазе. Хотя и этот альбом нельзя считать полностью таковым: вторая сторона занята пространной дилогией, на которой Маклафлину аккомпанируют семь человек, в том числе контрабасист Чарли Хэйден, саксофонист Дэйв Либман и барабанщик Билли Кобэм.
СЛУШАЕМ: John McLaughlin «Peace One» с альбома «My Goal’s Beyond», 1970
С той поры Маклафлин постоянно возвращается к акустической гитаре. В конце 70-х он увлекается музыкой фламенко, а его близким другом становится знаменитый испанский гитарист-виртуоз Пако де Лусия. Концерт трио Маклафлин/де Лусия/Ларри Кориэлл «Meeting of the Spirits» (1979) выпущен на DVD, а записанная двумя годами позже концертная пластинка трио Маклафлин/де Лусия/Эл Ди Меола «Friday Night in San Francisco» (1981) станет одной из самых успешных в истории акустической гитарной музыки вообще. Это последнее трио впоследствии запишет ещё две пластинки: «Passion, Grace and Fire» (1983) и «The Guitar Trio» (1996).
В 1982 г. Маклафлин переезжает из США во Францию, где начинается, пожалуй, самый романтический период его творческого пути. Его близкой подругой становится французская пианистка Катя Лабек (Katia LaBeque), вместе с которой он записывает потрясающие дуэты и которая становится непременной участницей двух его ансамблей The Players и The Translators с французскими музыкантами. Возможно, концерт The Translators на джазовом фестивале в Жуан-ле-Пен — самый вдохновенный у Маклафлина из записанных на видео. Гитарист там словно парит над сценой, его игра невероятно виртуозна и харизматична, между ним и Катей — словно электрическая дуга… Незабываемое зрелище. В то время записаны две самые изысканные пластинки Маклафлина: «Belo Horizonte» (1981) и «Music Spoken Here» (1982).
ВИДЕО: John McLaughlin & Katia Labeque «Brise De Couer», 1988
ИНКАРНАЦИЯ 7-я. «Электроакустическое трио и синтезатор»
На рубеже 90-х Джон Маклафлин создает новое трио, в которое входят индийский перкуссионист Трилок Гурту (экс-Oregon) и бас-гитарист (сначала Джефф Берлин, потом Кай Экхардт и, наконец, Доминик Ди Пьяцца). Первая запись трио — «Live At The Royal Festival Hall» (1989).
ВИДЕО: John Mclaughlin, Kai Eckhardt, Trilok Gurtu «Live at Royal Festival Hall» (1989)
Гастроли 1990 г. пришлось отменить по причине серьёзной травмы: при перестановке мебели на указательный палец левой руки гитариста упал телевизор. Ему пришлось удалить часть раздробленной кости. К счастью, рука зажила настолько, чтобы можно было снова вернуться к игре на гитаре. Джон считает, что ему просто повезло.
В новом трио Маклафлин играет на акустической гитаре с подключенным к ней специальным синтезатором Photon, используется электрическая бас-гитара и экзотический набор разнообразной перкуссии. Трио записало ещё один альбом «Que Alegria» (1992), после чего Маклафлин собирает новое трио, совершенно отличное от предыдущего.
ИНКАРНАЦИЯ 8-я. «Органное трио The Free Spirits»
В этом трио, названном The Free Spirits, решено возродить на новом уровне концепцию 25-летней давности, использованную в Tony Williams Lifetime, но на современном уровне и на новом музыкальном материале. Приглашены: Джои Де Франческо, играющий на органе Hammond, но время от времени берущий в руки ещё и трубу (в прошлом — участник ансамбля Майлза Дэйвиса), и ураганный барабанщик Деннис Чэмберс (Parliament, Funkadelic, ансамбли Боба Берга и Джона Скофилда). Трио объехало с гастролями весь мир, включая Россию. Счастливцы, побывавшие на единственном концерте The Free Spirits в Санкт-Петербурге (1994), вспоминают фантастическую безалаберность организаторов и блистательную игру музыкантов.
В формате органного трио Маклафлин записал два диска: «Tokyo Live» (1993) и «After The Rain» (1996). На втором из них, который посвящен памяти Джона Колтрейна, на ударных вместо Чэмберса играет легендарный Элвин Джонс, участник классического квартета Колтрейна 1961-1965 гг.
ВИДЕО: John Mclaughlin, Elvin Jones, Joey Defrancesco — выступление на фестивале Jazz a Juan, 1996
ИНКАРНАЦИЯ 9-я. «Эксперименты, трибьюты и прочие разности»
Творчество Джона Маклафлина настолько многогранно, что его невозможно уместить в прокрустово ложе даже девяти инкарнаций. Он написал два симфонических произведения для акустической гитары с оркестром: «The Mediterranean» (1985) и «Thieves and Poets» (2003). Когда Майлз Дэйвис послушал запись «The Mediterranean», он с присущим ему грубоватым юмором сказал: «Всё, Джон, после такого тебе уже можно и помирать спокойно». В устах Майлза это прозвучало как высшая оценка Учителя одному из своих учеников.
В 1985 году Маклафлин снялся в эпизодической роли в фильме Бертрана Тавернье «Около полуночи», который считается одним из лучших художественных фильмов о джазе. А в 1993 — написал музыку к французскому документальному фильму о Монголии «Molom».
Благодаря Маклафлину как продюсеру и композитору, сестры Катя и Мариэль Лабек записали несколько успешных дисков с обработками джазовой музыки.
В начале 90-х был реализован давний проект — трибьют кумиру Маклафлина, гениальному джазовому пианисту Биллу Эвансу, в необычной интерпретации с квартетом классических гитаристов The Aighetta Quartet. Диск «Time Remembered — John McLaughlin Plays Bill Evans» (1993) был высоко оценен критиками и слушателями.
Маклафлин как педагог выпустил тройной DVD «This Is The Way I Do It» (2004), где щедро делится своим опытом овладения премудростями игры на гитаре.
Мастер продолжает движение вперед. Это доказывает его новейший альбом «Industrial Zen» (2006), для записи которого был собран интереснейший коллектив маститых и совсем молодых музыкантов и который поднимает электрический фьюжн на совершенно новый уровень.
Музыка Маклафлина всё чаще исполняется другими музыкантами. Только что вышла запись знаменитого HR Big Band Колина Таунса c Билли Кобэмом «Meeting Of The Spirits — A Celebration Of The Mahavishnu Orchestra» (2006). В этом же году выходит альбом с музыкой Маклафлина, который записал пианист и барабанщик Гэри Хазбанд. Вот уже пять с лишним лет с успехом выступает в Америке и Европе Mahavishnu Project, коллектив, который барабанщик Грег Бендиан специально создал для исполнения музыки Махавишну.
Своё 65-летие Джон Маклафлин встретил в Индии, где работал над новыми проектами. Как всегда, неожиданными…
Послесловие 2011. Махавишну продолжает путь
Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото) |
Махавишну, то есть первопроходец джаз-рока гитарист Джон Маклоклин (чью фамилию в США и России охотнее произносят как Маклафлин), не просто жив и здоров: хотя ему сейчас (2011. — Ред.) уже 69, он находится в великолепной творческой форме и до сих пор может дать на сцене такого жару, что более молодым коллегам остаётся только преклонить колена и грустно воскурить бамбук. Именно такого жару он и дал в ходе своего выступления на 50-м джазовом фестивале в норвежском городе Молде летом 2011 г. на сцене битком набитого 900-местного зала Bjørnsonhuset.
Вот уже пять лет Маклафлин гастролирует с различными версиями своего нынешнего коллектива John McLaughlin & The Fourth Dimension, в котором на сегодняшний момент присутствует индийский барабанщик Ранджит Барот (с которым Джон записывался на альбоме 2008 г. «Floating Point»), прославленный французский (родом из Камеруна) электробасист Этьен М’Баппе (он записан на новейшем альбоме Маклафлина, вышедшем в прошлом году «To The One») и универсальный британец Гэри Хазбанд, который играет в «Четвёртом измерении» и на клавишных инструментах, и на второй ударной установке, между которыми он время от времени весьма ловко перебегает (с ним Маклафлин записывался и на самой новой пластинке, и на первом альбоме нового направления — «Industrial Zen», 2006).
Именно на материале этих трёх самых свежих альбомов Джон Маклафлин и построил свою программу — не без исключений (например, вторым номером был сыгран «The Unknown Dissident» из альбома 1979 года «Electric Dreams», эпохи состава The One Truth Band), но стилистически весьма единообразно: с самого начала в программе звучал почти исключительно плотный жёсткий джаз-рок. «Sorry purists, we got to rock!» («Простите, пуристы, нам надо поиграть рок!»), ехидно воскликнул Джон, объявляя тему Гэри Хазбанда, в которой Этьен М’Баппе, уже представленный обильным соло в головоломной пьесе «Recovery» с самого нового альбома, впервые за концерт заиграл не обычной пальцевой техникой, а слэпом (нужно ли мне, как и всем, кто пишет об этом примечательном музыканте, упомянуть, что он играет в чрезвычайно стильно выглядящих чёрных шелковых перчатках — но не просто потому, что он пижон, а потому, что у него сильно потеют ладони и он таким образом защищает струны от быстрой потери звонкости?).
Маклафлин подобрал группу себе под стать. Каждый из них виртуоз, у каждого своя долгая музыкальная история. Так, Хазбанд играл во множестве весьма популярных поп-и рок-групп, от Level 42 до Pet Shop Boys, но прославился благодаря работе с гитаристом Аланом Холдсуортом, легендарным басистом Джеком Брюсом и… звездой блюз-рока Гэри Муром; Ранджит Барот — конечно, славный барабанщик, но в основном известен в Индии как один из лучших кинокомпозиторов (и певцов!) Болливуда; а М’Баппе выступал с такими разными звёздами, как клавишник Джо Завинул, электроскрипач Жан-Люк Понти и гитарист Нгуен Ле. Но, как и в случае со многими другими гигантами джаза, одно только появление на сцене Джона Маклафлина сразу даёт понять, кто тут главный.
И дело не в одной только харизме. Маклафлин не только легенда: он по сей день умеет и может быть сногсшибательно виртуозным, производить колоссальное количество нот на единицу времени, причём извлекая каждую отдельную ноту честным ударом медиатора, без обманных ходов — и всё же не это главное в его игре. Каждая его нота — не продукт техники, а элемент музыки. И эта музыка пригодна для восприятия на самых разных уровнях. Всё, что он играет, наполнено музыкальным смыслом, который можно анализировать, а можно просто поглощать — и радоваться.
На обратном пути из Молде автору этих строк довелось немного пообщаться с великим гитаристом на пересадке в аэропорту Осло: Маклафлин и его группа дальше летели в Милан, я — в Москву, а переходы из терминала в терминал в Осло длинные. Джон порадовался горячему приёму, который ему оказала норвежская публика. «Так приятно возвращаться! — лукаво усмехнулся музыкант. — Я ведь в Молде был не впервые: предыдущий раз я играл тут… тридцать пять лет назад!»
ВИДЕО: John McLaughlin & The 4th Dimension «Senor C.S.» — выступление на фестиваля Heineken JazzAldia, Сан-Себастьян, Испания, 2011