Люди джаза: фотовзгляд. Джазовый фотограф Александр Забрин отмечает 70-летие

3
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Анна Филипьева,
редактор «Джаз.Ру»
Фото: архив «Джаз.Ру»
AF

3 января 2018 отмечает 70-й день рождения выдающийся российский фотохудожник Александр Забрин — один из ведущих джазовых фотографов страны. Он родился в Москве в 1948 г. Фотографией занимается с 1970. С 1980 по 2000 руководил фотолабораторией художественного факультета Московского полиграфического института. С 1981 г. его персональные выставки проходили в рамках джазовых фестивалей в Архангельске, Вене, Вильнюсе, Гренобле, Москве, Мюнстере, Новосибирске, Риге, Самаре, Тбилиси, Таллине, Цюрихе, Ярославле и других городах. В 1986 г. Забрин принимал участие в международной выставке «100 лучших фотографий джаза» в рамках фестиваля в Гааге. Фотографиями Александра проиллюстрирован сборник «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера» под редакцией Александра Медведева (1987). Его работы также использовались при создании слайд-фильма «Советский джаз» (1986, режиссер Ю. Соболев), анимационных и слайд-фильмов.

Александр Забрин. Фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру» (2015)
Александр Забрин. Фото © Кирилл Мошков, «Джаз.Ру» (2015)

Забрин снимает далеко не только джаз, но для этой публикации мы подготовили список (наверняка отнюдь не полный!) его избранных персональных выставок на джазовую тематику:

  • 1996 — «Якутия, Калязин, Джаз» (галерея «Московская палитра», в рамках Фотобиеннале); «Играем джаз» (совместно с Мариной Перфильевой; Варшава, Российский центр культуры и науки)
  • 1999 — Выставка к 100-летию со дня рождения Дюка Эллингтона «Звёзды джаза» (Москва, резиденция посла США Спасо-Хаус)
  • 2000 — «Джаз в книгах и фотографиях» (Москва, Российская государственная библиотека по искусству)
  • 2002 — «Джаз» (Нижний Новгород, в рамках II фестиваля фотографии «PROзрение»)
  • 2008 — «Триумф Джаза» (Нижний Новгород, Государственный русский музей фотографии)
  • 2015 — авторская выставка и мастер-класс для фотографов в рамках фестиваля Jazz May (Пенза)
  • 2016 — «Жанр в джазе», в рамках фестиваля «Джазовая провинция» (Воронеж)

В 2013 г. Александр Забрин выпустил изданный им самим альбом «Триумф джаза» из 247 своих чёрно-белых фотографий, посвящённых джазу. Эти работы были выбраны им из огромного архива кадров, снятых им за 35 лет. Тогда же «Джаз.Ру» выпустил в своём бумажном номере 51 (№5-2013) интервью с Забриным, которое сделала заместитель главного редактора нашего издания Анна Филипьева. Сегодня мы с удовольствием делаем этот текст, в котором мастер джазовой фотографии подробно разбирает некоторые свои работы, достоянием сетевой аудитории.

Обложка альбома
Обложка альбома

— Я, как и многие в Советском Союзе, увлёкся джазом, слушая в 60-е музыку по «Голосу Америки». Позже мы с друзьями стали собирать джазовые пластинки, я делал записи на магнитофон «Комета»… В 70-е годы никаких афиш выступлений наших музыкантов или фестивалей нигде не было. Всё это как-то проходило среди своих, то есть был особый круг музыкантов и любителей джаза. В 1971 году я побывал на концертах Дюка Эллингтона — простоял всю ночь, как и многие любители джаза. Тогда было довольно-таки редким явлением, чтобы приезжали зарубежные «звёзды». В том же в 1971 году я попал на трёхдневный фестиваль в кинотеатре «Ударник», где в первый раз увидел Трио Ганелина и всех наших московских музыкантов. Это были мои первые визуальные знакомства с ними.

В конце 70-х годов я бегал в фотоклуб «Новатор» и там получил первые навыки чтения фотографий. Там было как? Какой-нибудь фотограф приносил на отчёт свои фотографии — штук 25-30 — а члены клуба разбирали каждую из них, оценивая, что хорошо и что плохо. Здесь композиция, здесь надо было на такой-то бумаге напечатать, здесь уголок надо пропечатать… Я ходил туда года два-три. Мне было интересно смотреть на творчество других фотографов, но помимо этого я сам уже активно снимал, собирал фотоматериалы и накапливал опыт.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Александра Забрина: мастер подробно рассказывает о своих работах 

Александр Забрин (фото © Павел Корбут, 2008)
Александр Забрин (фото © Павел Корбут, 2008)

С 1976 по 1978 годы я окончил двухгодичный лекторий по фоторепортажу при Доме Журналистов. Оттуда выходили репортёры, которые работали во всех газетах и журналах. Был еще ВГИК, а другого образования у нас [для фотографов] не было. Но работал я в то время в НИИ текстильной отрасли. Был ведущим конструктором, писал, как собирать оборудование — от ткацкого и прядильного производства до химического волокна, а монтажники по всему Советскому Союзу работали по этим моим картам. Писал я всё очень скрупулёзно, и так же я отношусь к фотографии. Я годами могу собирать разные темы, чтобы потом показать какой-то свой проект.

С нашими музыкантами я близко познакомился только в 1975 году, когда попал в Студию «Москворечье» (первое московское джазовое учебное заведение, ныне — Колледж импровизационной музыки. — Ред.). Одними из первых, кого я там узнал, были Юрий Маркин, Рафаэль Аваков, Виктор Мельников, глава Студии — Юрий Козырев… А так как я начал снимать и потом дарить фотографии, то меня уже стали приглашать, сообщать, какие есть мероприятия. Так и пошло.

Одним из первых больших фестивалей, которые я снимал, был фестиваль в кинотеатре «Варшава» в 1978 году («Джаз-78» — Ред.). Потом были московские фестивали 1980 и 1982 гг. Я снимал все наиболее интересные концерты в Студии «Москворечье». Меня стали приглашать на фестивали в другие города, куда я привозил свои первые выставки.

К книге «Триумф джаза» я шёл давно. Почему не приступил раньше? В первую очередь боялся за качество. Я всегда боялся, что где-то там издадут, а выйдет плохо, и тогда весь мой труд пойдёт насмарку. Поэтому я долго созревал, пока не сделал свой первый альбом о художниках, на котором проверил качество («Люди современного искусства», ABT Group, 2012. — Ред.). А до этого много времени уделял выставочной деятельности и собирал коллекцию своих лучших фотографий. У меня, кстати, много фотографий известных музыкантов, которые в альбом не вошли. Просто не хотелось повторяться. Брал одну, максимум две фотографии, хотя по идее их намного больше.

Вообще архив по советскому джазу у меня колоссальный. До 1994 года я снимал фестивали, ансамбли, почти всех известных отечественных музыкантов. В 1987 году издательство «Советский композитор» выпустило книгу «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», где я участвовал в подборке фотографий. Но выставочных фотографий там почти что нет, в основном хроника. А в альбоме «Триумф джаза» представлено уже моё творчество.

Chick Corea

Чик Кориа. Эта фотография была сделана в Спасо-Хаусе (резиденции посла США. — Ред.) в 1982 г., когда Чик приезжал с [вибрафонистом] Гэри Бёртоном. Концерты вёл автор джазовой программы «Голоса Америки» Уиллис Коновер. Помимо этого, у них была «встреча с советскими музыкантами» в Доме Композиторов. В Спасо-Хаусе никто ничего не запрещал, поэтому я смог подойти чуть сзади и сделать этот снимок, где Чик обращается к залу. Жест похож на тот, с каким у нас Игорь Бриль любит иногда обратиться к слушателям. Может быть, это у него от Чика Кориа и пошло? (смеётся)

Я много лет не печатал эту фотографию. Её тяжело было сделать на [аналоговом фото]увеличителе, поскольку там пёстрый фон, который трудно запечатывать вручную, поэтому я напечатал только маленькие «контрольки», хотя эта фотография мне очень нравилась. Её маленькие отпечатки лежали у меня дома много лет. Интересно, что когда уже в 2000-х годах Чик Кориа приезжал в Россию, одну из напечатанных маленьких фотографий я подарил Рафу Авакову, а вот эту оставил себе, и мы пошли с ним брать автографы. Рафу он сразу подписал, а на эту фотографию долго смотрел, его очень заинтересовало, где она была снята. Видимо, ему понравилась фотография. К моменту подготовки альбома эта фотография уже была у меня оцифрована. Я затемнил на компьютере светлые места, сделал фото менее контрастным, и вот теперь его показываю.

Miles Davis

Фотографию Майлза Дэйвиса я сделал на фестивале в Варшаве (Jazz Jamboree, 1988. — Ред.) Снимать разрешили только первые десять минут. Толпа профессионалов и любителей выстроилась в три ряда; все, кому не лень, кинулись к сцене. А у меня был советский объектив «Таир», трёхсотник (фокусное расстояние 300 мм, позволяющее снимать с достаточно большой дистанции. — Ред.). Я сидел в проходе, навёл его и ждал, когда мне понравится хоть какой-то сюжет. Но помимо того, что снимать мешали, Майлз ещё, по своему обыкновению, минут семь из десяти стоял спиной к зрителям и общался только с оркестром. Я снял несколько банальных кадров вроде тех, что обычно бывают во всех журналах, где он стоит, опустив вниз трубу. Но я такое не признаю. В общем, за эти десять минут я толком ничего не снял. Потом всех начали выгонять, а я пошёл, встал сбоку у стены и фактически ещё минуты две-три подождал в надежде, что, может быть, всё-таки удастся что-то снять. И тут Майлз снял очки. Местные охранники увидели, что я снимаю, и хотели меня вывести, но я сказал, что, мол, всё понял и ухожу. А кадр уже был сделан. Снимок простенький, но для меня всё равно ценный.

Peter Brötzmann

Петер Брётцманн (германский новоджазовый саксофонист. — Ред.) — это музыкант-философ. Мне он просто очень понравился — его выразительное лицо и как он играет. Такой независимый, свободный человек. Вообще в портретах я, глядя на лицо, чувствую самого человека и снимаю, если человек мне интересен. Эту фотографию я сделал на улице возле московского Культурного центра ДОМ. В портрете видно, что Брётцманн — мечтатель, он весь в своей музыке… Я не могу профессионально говорить о его творчестве, потому что я не музыковед, да меня иногда это и не очень волнует. Меня больше интересует то, что я вижу. Снимок называется «Одухотворение».

Классики московской джазовой сцены

«Классики московской джазовой сцены» Алексей Зубов и Виталий Клейнот. Это наши звёзды 1960-70 годов. Сейчас Зубову уже за восемьдесят, Виталию Клейноту чуть поменьше (Виталий Ефимович умер в августе 2013, как раз когда бумажный вариант интервью вышел из печати. — Ред.). В этом году Виталий приезжал в Москву и с удовольствием получил мой альбом (смеётся). Снимок сделан в Доме культуры медиков, где с 1979 г. существовал джаз-клуб. Открывал его ещё саксофонист Виктор Алексеев, а Клейнот курировал, то есть помогал организовывать, поскольку был очень хорошо знаком с директором этого ДК. Это было лучшее время, я тогда сделал очень много художественных снимков. Позже эти фотографии пошли на международный конкурс джазовой фотографии в Варшаве и выставлялись на фестивале Jazz Jamboree. За три года я послал 11 фотографий, и практически все они были выставлены. В 1986 г. главный редактор польского журнала Jazz Forum Павел Бродовски собрал 100 лучших работ за три года и повёз их на европейские фестивали: Гаагский, Монтрё, ещё какие-то… Про Гаагский я знаю точно, потому что он прислал мне письмо, в котором сообщалось, что из 100 работ конкурса десять — мои. Я в то время снимал только отечественных музыкантов, а обычно на таких конкурсах первые места занимали фотографии с известными мировыми звёздами. Поэтому я считаю большим достижением, что мои снимки отечественных музыкантов оказались настолько фотографичны.

Юрий Маркин и «Шаги времени»

Фотография джаз-рок ансамбля «Шаги времени» и его руководителя Юрия Маркина была сделана в 1978 г. Многие из этих ребят были из Студии «Москворечье», где Маркин долгое время преподавал. Сам Маркин известен в разных амплуа: контрабасист, композитор, писал аранжировки для оркестров Лундстрема, Кролла и многих других, автор нескольких опер… Помимо этого, он художник, занимался живописью, карикатурой. У меня сохранились его шаржи на музыкантов. В общем, он очень разносторонний человек, которого я сразу полюбил. Он часто меня приглашал на свои мероприятия. На этом снимке он как раз дирижирует, чуть нагнувшись.

В 1984 г. я делал выставку в Олимпийской деревне. Фирма «Мелодия» поставила для меня стенды, и там висела эта фотография. Перед открытием выставки прошли замминистра культуры с директором Госконцерта. Им не понравились две фотографии: эта — и ещё снимок Владимира Чекасина, где он в плавках сидит в вагоне и играет на кларнете (эта фотография тоже вошла в альбом «Триумф джаза»). В результате они велели мою выставку снять. Вот так получилось, что это была первая моя запрещённая выставка (смеётся).

Раньше все выставки надо было «литовать», то есть согласовывать. При подготовке моих первых выставок в ДК Медиков я ходил в так называемый Дом Творчества со списком музыкантов, которые изображены на фото, и мне ставили печать: «Разрешаю». А здесь список не требовался, потому что фактически эту выставку попросил меня сделать Юрий Саульский для фестиваля. Только и он ничего не смог с этим поделать. Но я не в обиде! Я всегда легко отношусь к таким вещам. Зато есть что вспомнить (смеётся).

Александр Варламов

Александр Варламов, ветеран довоенного советского джаза… Очень редкая фотография. Это 1982 год, дело было в ДК «Москворечье», где проходил вечер в его честь. Когда исполняли его песню «Уходит вечер», ведущий объявил, что сам автор находится в зале. Ему дали микрофон, я успел подскочить и сделать этот снимок. Уже гораздо позже, в конце девяностых, ЦДРИ проводил вечер памяти Варламова; они не могли достать ни одной его фотографии для пригласительного билета, и я предоставил им этот снимок. Удивительно… Он был уже в таком забвении, а ведь он столько сделал! Вот она — наша легенда…

Михаил Альперин

Фото Михаила Альперина сделано в 1989 г. в Цюрихе на фестивале советского авангарда. Мы были в зале, где стоял рояль, и Миша решил просто помузицировать, пока никого нет, а я появился рядом и начал снимать. Он иногда любит немножко поиграть на публику, и, похоже, видя, что я снимаю, завёлся. Так получился очень красивый снимок. Вообще в своих фотографиях я ничего не отнимаю и не прибавляю. Вот как снял, так прямо полный кадр и печатаю, ничего не кадрируя. Это сейчас на мыльницах стало немножко сложнее, а зеркальной камерой я сразу выстраиваю кадр и снимаю то, что мне нужно. Есть же разные объективы. Притом иногда можно подойти и поближе…

«Белый рояль»
«Белый рояль»

Джаз-клуб «Белый рояль», несколько лет существовал в районе Ботанического сада. Клуб отличался тем, что там было очень много зеркал. Музыканты действительно играли на белом рояле, а вокруг них с двух сторон — зеркала. Поэтому там было очень легко снимать такие вот отражения. На этом концерте была презентация джазовой энциклопедии Владимира Борисовича Фейертага. Я не взял зеркальный аппарат и пришёл туда с небольшой «мыльницей», ею и сделан этот кадр. На самом деле мне иногда не важно, чем я снимаю. Самое важное — видеть, что ты хочешь, и уметь это снять. Я делал выставочные снимки и «Сменой», и «Зорким», и более дорогими аппаратами… На этом снимке изображён один из братьев Бриль, ну и себя я решил тоже запечатлеть, приставив в уголок кадра.

Олег Лундстрем

Очень хочу рассказать про фотографию Олега Леонидовича Лундстрема. Она сделана в 1999 го. Был концерт, посвящённый столетию Дюка Эллингтона, и я сфотографировал Лундстрема у рояля, где сверху виден портрет Дюка, который был его кумиром с самого начала его джазового творчества. Лундстрем превозносил этого музыканта, и эта фотография для меня символична.

Олег Лундстрем

А этот снимок сделан у Олега Леонидовича дома. Меня попросили отснять его старые фотографии шанхайского периода. Я приехал к нему, чтобы это сделать и, уже уходя, сказал ему: «Олег Леонидович, давайте я вас сфотографирую хоть как-то… Как я могу уйти, не сфотографировав вас?» И вот я поставил его у рояля и снял так сбоку, чтобы был виден коридор и зеркало. Кажется, этот снимок вошёл в книгу «Советский джаз».

Олег Лундстрем — один из моих любимых людей джаза. Он столько сделал для музыкантов, столько их вырастил… Я обычно не беру у музыкантов автографы. Делал это всего-то, наверное, один-два раза, да и то потом дарил музыкантам, для которых эти автографы были ценны. Но у меня есть снимок, где я с Олегом Лундстремом на Московском фестивале 1988 г. в концертном зале «Россия». По моей просьбе кто-то снял нас моим аппаратом. Одну из этих фотографий я подарил Олегу Леонидовичу, а на второй он мне поставил автограф. И вот эта подпись — самое ценное, что у меня есть от Олега Леонидовича.

Александр Варламов и группа московских джазменов

А вот ещё редкий снимок. Это 1982 год, Дом композиторов. Приехало трио из Канады — «Фрэзер и друзья». На улице собралась небольшая группа музыкантов — Анатолий Кролл, Алексей Кузнецов, Алексей Исплатовский, Александр Брыксин, Игорь Бриль… Я собрался сфотографировать эту группу. Смотрю — идёт старичок с палочкой, и я как фотограф думаю: «Хорошо бы он так в композицию вошёл, чтобы оказаться на переднем плане». Я подождал, пока он выйдет на передний план, и сделал этот кадр. А потом, когда проявил и напечатал — увидел, что это Александр Варламов! Он жил как раз в соседнем доме.

Он не видел моих фотографий. Мы не были знакомы. Я вообще никогда не стремлюсь непременно познакомиться с музыкантами, стараюсь быть незаметным. Меня это не особо волнует. Я их уважаю — и всё. Но если музыканты сами заинтересованы, то обращаются ко мне, и я что-то для них делаю или просто дарю фотографии. А вообще свои фотографии я практически никогда не продавал. В основном работал над выставочными проектами.

Хорошо играют. Алексей Баташёв

Фотография называется «Хорошо играют. Алексей Баташёв». Дело происходит в ДК Медиков, где у нас был джаз-клуб. Снимок очень характерен для нашего музыковеда Алексея Баташёва. Я часто наблюдал за ним, когда он вёл концерты. Он любил выглядывать из-за сцены и смотреть на играющих музыкантов, пританцовывая или что-то напевая. Вообще он всегда был активен в джазе, всегда реагировал на игру музыкантов. На этом снимке характерный момент, когда он выглянул из-за кулис.

Я вообще люблю жанровую фотографию. Когда я только начинал снимать, то старался делать красивые фотографии, классические портреты с хорошим светом… Но мой любимый фотограф, по книгам и выставкам которого я учился и к которому старался как-то приблизиться, был мастер жанровой фотографии Анри Картье-Брессон. Хотя, конечно, у меня всё равно свой почерк и своя тематика…

Алексей Канунников

Фотография старейшего питерского музыканта Алексея Канунникова сделана в 2005 г. Он приехал на фестиваль в Архангельск. [Продюсер фестиваля] Владимир Туров в качестве благотворительной акции организовал концерт в детской исправительной колонии. Мне было интересно, и я тоже увязался за музыкантами. Я наблюдал за ребятами в зале. Видел, кто у них главный, кто кому подчиняется, кто кого побаивается. Не знаю, насколько мне удалось передать это на снимке. Как бы то ни было, для них это был, конечно, праздник — просто послушать музыку и посмотреть на людей.

Яков Окунь

Фотография ведущего московского пианиста Якова Окуня в окружении джазовой публики сделана на «джазовом пароходе» на Москве-реке в 2012 г. Это один из последних моих выставочных снимков, вошедших в альбом. Дело в том, что фотографии более молодого поколения для выставок я уже перестал печатать, но решил, что раз альбом выходит в 2013 году, там должны быть и новые фотографии — по 2012 год. Этот снимок мне нравится тем, что он жанровый. Вокруг Яши много людей, на каждого можно посмотреть и узнать, что из себя человек представляет. И самое главное — это публика, характерная именно для «джазовых пароходов».

Вообще говоря, я снимаю и другие темы. Многое просто лежало лет по 15-20 в архиве, поскольку, кроме джаза, я ничего не показывал. В 1994 г. у меня была выставка в театре «Вернисаж», и сделал я её как раз с тем, чтобы перейти к другим темам, а джаз с этого времени я активно снимать перестал. То есть я, как и прежде, прихожу на концерты, общаюсь с джазовыми друзьями, иногда делаю фотографии для архива, но активно, как раньше, уже не снимаю. Наверное, накушался, и просто стало интересно показать что-то другое. С 1994 г. фактически каждый год я делаю выставки на другие темы — в лучших галереях, последние годы в музеях…

Прошло много лет, и я вернулся к джазу, чтобы показать, что у меня накопилось за эти годы. И вот появился альбом «Триумф джаза», где собраны фотографии за 35 лет, и посвящён он моим друзьям — поклонникам джаза.

Книга «Триумф джаза. 1978-2012. Фотоальбом» Александр Забрин - купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой Книга «Триумф джаза. 1978-2012. Фотоальбом» Александр Забрин — купить на OZON.ru книгу с быстрой доставкой
Так эта публикация выглядела на бумаге
Так эта публикация выглядела на бумаге в 2013 г.




реклама на джаз.ру

3 - НАПИСАНО КОММЕНТАРИЕВ

  1. Саша, ты большой профессионал и очень позитивный человек.
    Рад нашей многолетней дружбе.
    Поздравляю и крепко обнимаю!

  2. Респект мастеру! Энтузиазм, увлечённость любимым делом вызывают глубокое уважение! Преданность избранной теме, ставшей целью жизни, пример настоящего подвижника в фотографии!

  3. УВАЖЕНИЕ МАСТЕРУ И КОЛЛЕГЕ…ЖЕЛАЮ ВАМ ЕЩЕ МНОГО ДЖАЗОВЫХ ТЕМ РАСКРЫТЬ….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя