Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» фото: Наталья Кравченко |
Значительная часть артистов отечественного джаза старших поколений не были музыкантами по основной профессии. Саксофонист Алексей Козлов — архитектор по образованию — оставил работу в НИИ технической эстетики только в 1976 г., уже будучи звездой советского джаза и пионером советского джаз-рока. Саксофонист Алексей Зубов был физиком-теоретиком, руководитель ансамбля «Мелодия» Георгий Гаранян — инженером-станкостроителем, и т. д.
Впрочем, в жизни каждого из них джаз в конце концов победил другую профессию. Буквально по пальцам можно пересчитать примеры, когда человек одновременно живёт как бы двумя жизнями: играет джаз — и продолжает профессиональную деятельность в другой области. Такую жизнь, например, ведёт знаменитый американский пианист Денни Зайтлин: он изрядный новатор в области фортепианной импровизации — и при этом успешный врач-психиатр.
В нашей стране тоже есть несколько таких уникальных музыкантов. Один из них — ярославский пианист Вадим Майнугин, концертирующий и гастролирующий джазовый музыкант — и при этом практикующий врач-хирург.
Когда 4 июля 2017 Вадим Майнугин отмечал 70-летие, «Джаз.Ру» писал:
Один из ярких примеров совмещения научной и музыкальной карьеры, Вадим Викторович — доктор медицинских наук, известный детский хирург, заведующий консультативно-диагностическим центром одной из ярославских клиник — также и состоявшийся джазовый музыкант. Ещё в 1963 он окончил музыкальную школу в Рыбинске (Ярославская обл.), участвовал в рыбинском джаз-оркестре «Радуга» п/у Аркадия Шацкого, в 80-е выступал как джазовый пианист дуэтом с ветераном ярославской сцены гитаристом Станиславом Кашириным. В 1991 пианист Вадим Майнугин создал собственный ансамбль «Плюс один», который в 90-е годы стал на российской сцене, пожалуй, самым известным джазовым коллективом из Ярославля…
Концерт в честь 70-летия «джазового доктора» состоялся почти через полгода после собственно юбилея, 22 ноября.
Он проходил в уютном зале Ярославской филармонии. Вечер вели директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов и автор этих строк — главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Зал был полон: Вадима Майнугина хорошо знают в Ярославле — знают и любят. Его ансамбль — в последние годы совместный с сыном, саксофонистом Станиславом Майнугиным (тоже, кстати, практикующим доктором) — много выступает в родном городе и за его пределами. Идея концерта заключалась в том, чтобы показать максимально возможное количество солистов, с которыми Майнугин работал за последние четверть века — может быть, привлечь американского тромбониста Кёртиса Фуллера, певицу Шэнду Рул или нью-йоркскую «русскую звезду американского джаза» трубача Валерия Пономарёва, которые гастролировали с ансамблем Майнугина по российскому Северо-Западу в прошлом, было бы трудновато, но как минимум три народных артиста России с удовольствием приехали в Ярославль и участвовали в программе.
ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о юбилейном вечере, много фото
Концерт открыл сам Вадим Викторович, исполнивший соло одну из лучших своих авторских пьес, «П.И.Ч.» (что расшифровывается как «Пётр Ильич Чайковский»). Затем на сцене появился дуэт двух гитаристов — народный артист РФ Алексей Кузнецов и ветеран ярославской джазовой сцены Станислав Каширин, которые неторопливо, со вкусом и чувством ввели слушателей в мир добротного джазового мэйнстрима.
В принципе, мир этот слушатели не покидали до конца концерта: современный мэйнстрим — родной и близкий звуковой мир для Вадима Майнугина. Единственное что — программа концерта состояла не столько из стандартов (хотя, конечно же, прозвучали и общеизвестные стандарты), сколько из авторских пьес Майнугина: он ведь не только пианист, но и интересный композитор.
Вторым из народных артистов, участвовавших в юбилейном вечере, был саксофонист Игорь Бутман. Его сотрудничество с Майнугиным началось ещё в 1990-е гг., когда Игорь, проработав восемь лет в США, поселился в Москве и активно гастролировал по России.
Автор этих строк хорошо помнит выступление Игоря на подобном же вечере 20 лет назад. И в этот раз Бутман вновь приехал в Ярославль, что называется, «одним днём» на машине — благо между столицей и древним волжским городом всего 275 км — и своей мощной игрой буквально захватил аудиторию.
Более двух десятилетий назад началось и сотрудничество Майнугина с ещё одним народным артистом — санкт-петербургским мультиинструменталистом Давидом Голощёкиным. Кстати, именно в его ансамбле когда-то, 36 лет назад, дебютировал на ленинградской джазовой сцене молодой Игорь Бутман. На ярославском концерте Давид Семёнович играл на трёх инструментах из своего обширного арсенала — флюгельгорне, вибрафоне и скрипке.
Конечно, участвовали в вечере и ярославские музыканты. Сергей Кузнецов из Overdrive Jazz Band блеснул блюзовым чувством в игре на губной гармонике. Надёжную опору солистам обеспечивал аж двойной состав ритм-секции — барабанщики Владимир Борисов и Михаил Фадеичев, басисты Владимир Переверзев и Михаил Доброхотов.
Самый любимый публикой элемент джазового концерта — вокал — обеспечивали две молодые ярославские певицы, с которыми в последнее время регулярно работает Вадим Майнугин: Юлия Попова и Юлия Саханова.
К сожалению, не обошлось без обстоятельств, омрачивших этот яркий вечер: на сцене отсутствовал один из заявленных в программе музыкантов. Да что там музыкантов: саксофонист Станислав Майнугин — давно уже и сам признанный джазмен, один из самых известных в городе музыкантов, к тому же активный джазовый продюсер, который устраивает гастроли отечественных и зарубежных музыкантов по всему российскому Северо-Западу, организует музыкальные программы в ряде ярославских клубов и на городских фестивалях не только в Ярославле, но и в целом ряде соседних городов. Стас принимал активное участие в организации юбилея отца, но в самый день концерта внезапно попал в больницу, и теперь ему предстоит долгое лечение. В январе благотворительные концерты с целью сбора средств на его реабилитацию пройдут в Ярославле и Москве, о чём «Джаз.Ру» сообщит дополнительно.
Но за сценой перед концертом было принято решение: публика придёт на праздник, не стоит омрачать его внезапно возникшими осложнениями. И, надо сказать, джаз укрепил дух музыкантов — были улыбки, была радость, было много яркой и по-особенному эмоциональной музыки.
Вадим Майнугин потом говорил, что практически не помнит, что именно играл на сцене. Это естественно: он беспокоился за сына. Но мы-то запомнили, что и как было сыграно. Джаз оказался сильнее всех обстоятельств, очищая, укрепляя и поддерживая. Музыка была прекрасна.