Юбилей джазового доктора. В Ярославле отметили 70-летие пианиста Вадима Майнугина

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

фото: Наталья Кравченко

CM

Значительная часть артистов отечественного джаза старших поколений не были музыкантами по основной профессии. Саксофонист Алексей Козлов — архитектор по образованию — оставил работу в НИИ технической эстетики только в 1976 г., уже будучи звездой советского джаза и пионером советского джаз-рока. Саксофонист Алексей Зубов был физиком-теоретиком, руководитель ансамбля «Мелодия» Георгий Гаранян — инженером-станкостроителем, и т. д.

Впрочем, в жизни каждого из них джаз в конце концов победил другую профессию. Буквально по пальцам можно пересчитать примеры, когда человек одновременно живёт как бы двумя жизнями: играет джаз — и продолжает профессиональную деятельность в другой области. Такую жизнь, например, ведёт знаменитый американский пианист Денни Зайтлин: он изрядный новатор в области фортепианной импровизации — и при этом успешный врач-психиатр.

Вадим Майнугин
Вадим Майнугин

В нашей стране тоже есть несколько таких уникальных музыкантов. Один из них — ярославский пианист Вадим Майнугин, концертирующий и гастролирующий джазовый музыкант — и при этом практикующий врач-хирург.

Юбилейный вечер: ведущий Игорь Гаврилов вручает Вадиму Майнугину (справа) ироничный подарок - комплект из серпа и молота
Юбилейный вечер: ведущий Игорь Гаврилов вручает Вадиму Майнугину (справа) ироничный подарок — комплект из серпа и молота

Когда 4 июля 2017 Вадим Майнугин отмечал 70-летие, «Джаз.Ру» писал:

Один из ярких примеров совмещения научной и музыкальной карьеры, Вадим Викторович — доктор медицинских наук, известный детский хирург, заведующий консультативно-диагностическим центром одной из ярославских клиник — также и состоявшийся джазовый музыкант. Ещё в 1963 он окончил музыкальную школу в Рыбинске (Ярославская обл.), участвовал в рыбинском джаз-оркестре «Радуга» п/у Аркадия Шацкого, в 80-е выступал как джазовый пианист дуэтом с ветераном ярославской сцены гитаристом Станиславом Кашириным. В 1991 пианист Вадим Майнугин создал собственный ансамбль «Плюс один», который в 90-е годы стал на российской сцене, пожалуй, самым известным джазовым коллективом из Ярославля…

Концерт в честь 70-летия «джазового доктора» состоялся почти через полгода после собственно юбилея, 22 ноября.

Давид Голощёкин, Юлия Попова, Вадим Майнугин, Алексей Кузнецов
Давид Голощёкин, Юлия Попова, Вадим Майнугин, Алексей Кузнецов

Он проходил в уютном зале Ярославской филармонии. Вечер вели директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов и автор этих строк — главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Зал был полон: Вадима Майнугина хорошо знают в Ярославле — знают и любят. Его ансамбль — в последние годы совместный с сыном, саксофонистом Станиславом Майнугиным (тоже, кстати, практикующим доктором) — много выступает в родном городе и за его пределами. Идея концерта заключалась в том, чтобы показать максимально возможное количество солистов, с которыми Майнугин работал за последние четверть века — может быть, привлечь американского тромбониста Кёртиса Фуллера, певицу Шэнду Рул или нью-йоркскую «русскую звезду американского джаза» трубача Валерия Пономарёва, которые гастролировали с ансамблем Майнугина по российскому Северо-Западу в прошлом, было бы трудновато, но как минимум три народных артиста России с удовольствием приехали в Ярославль и участвовали в программе.
ДАЛЕЕ: продолжение отчёта о юбилейном вечере, много фото 

Юбилейный вечер на сцене Ярославской филармонии
Юбилейный вечер на сцене Ярославской филармонии

Концерт открыл сам Вадим Викторович, исполнивший соло одну из лучших своих авторских пьес, «П.И.Ч.» (что расшифровывается как «Пётр Ильич Чайковский»). Затем на сцене появился дуэт двух гитаристов — народный артист РФ Алексей Кузнецов и ветеран ярославской джазовой сцены Станислав Каширин, которые неторопливо, со вкусом и чувством ввели слушателей в мир добротного джазового мэйнстрима.

Станислав Каширин, Алексей Кузнецов
Станислав Каширин, Алексей Кузнецов

В принципе, мир этот слушатели не покидали до конца концерта: современный мэйнстрим — родной и близкий звуковой мир для Вадима Майнугина. Единственное что — программа концерта состояла не столько из стандартов (хотя, конечно же, прозвучали и общеизвестные стандарты), сколько из авторских пьес Майнугина: он ведь не только пианист, но и интересный композитор.

Вадим Майнугин (фортепиано) и Игорь Бутман (тенор-саксофон)
Вадим Майнугин (фортепиано) и Игорь Бутман (тенор-саксофон)

Вторым из народных артистов, участвовавших в юбилейном вечере, был саксофонист Игорь Бутман. Его сотрудничество с Майнугиным началось ещё в 1990-е гг., когда Игорь, проработав восемь лет в США, поселился в Москве и активно гастролировал по России.

Игорь Бутман, Вадим Майнугин, Алексей Кузнецов, Владимир Переверзев, Михаил Фадеичев
Игорь Бутман, Вадим Майнугин, Алексей Кузнецов, Владимир Переверзев, Михаил Фадеичев

Автор этих строк хорошо помнит выступление Игоря на подобном же вечере 20 лет назад. И в этот раз Бутман вновь приехал в Ярославль, что называется, «одним днём» на машине — благо между столицей и древним волжским городом всего 275 км — и своей мощной игрой буквально захватил аудиторию.

Игорь Бутман, Вадим Майнугин
Игорь Бутман, Вадим Майнугин

Более двух десятилетий назад началось и сотрудничество Майнугина с ещё одним народным артистом — санкт-петербургским мультиинструменталистом Давидом Голощёкиным. Кстати, именно в его ансамбле когда-то, 36 лет назад, дебютировал на ленинградской джазовой сцене молодой Игорь Бутман. На ярославском концерте Давид Семёнович играл на трёх инструментах из своего обширного арсенала — флюгельгорне, вибрафоне и скрипке.

Вокалистка Юлия Попова, Давид Голощёкин, Алексей Кузнецов
Вокалистка Юлия Попова, Давид Голощёкин, Алексей Кузнецов

Конечно, участвовали в вечере и ярославские музыканты. Сергей Кузнецов из Overdrive Jazz Band блеснул блюзовым чувством в игре на губной гармонике. Надёжную опору солистам обеспечивал аж двойной состав ритм-секции — барабанщики Владимир Борисов и Михаил Фадеичев, басисты Владимир Переверзев и Михаил Доброхотов.

Поёт Юлия Попова, на флюгельгорне Давид Голощёкин
Поёт Юлия Попова, на флюгельгорне Давид Голощёкин

Самый любимый публикой элемент джазового концерта — вокал — обеспечивали две молодые ярославские певицы, с которыми в последнее время регулярно работает Вадим Майнугин: Юлия Попова и Юлия Саханова.

Поёт Юлия Саханова, на вибрафоне Давид Голощёкин
Поёт Юлия Саханова, на вибрафоне Давид Голощёкин

К сожалению, не обошлось без обстоятельств, омрачивших этот яркий вечер: на сцене отсутствовал один из заявленных в программе музыкантов. Да что там музыкантов: саксофонист Станислав Майнугин — давно уже и сам признанный джазмен, один из самых известных в городе музыкантов, к тому же активный джазовый продюсер, который устраивает гастроли отечественных и зарубежных музыкантов по всему российскому Северо-Западу, организует музыкальные программы в ряде ярославских клубов и на городских фестивалях не только в Ярославле, но и в целом ряде соседних городов. Стас принимал активное участие в организации юбилея отца, но в самый день концерта внезапно попал в больницу, и теперь ему предстоит долгое лечение. В январе благотворительные концерты с целью сбора средств на его реабилитацию пройдут в Ярославле и Москве, о чём «Джаз.Ру» сообщит дополнительно.

Алексей Кузнецов, Юлия Попова, Давид Голощёкин
Алексей Кузнецов, Юлия Попова, Давид Голощёкин

Но за сценой перед концертом было принято решение: публика придёт на праздник, не стоит омрачать его внезапно возникшими осложнениями. И, надо сказать, джаз укрепил дух музыкантов — были улыбки, была радость, было много яркой и по-особенному эмоциональной музыки.

Михаил Доброхотов, Алексей Кузнецов, Давид Голощёкин
Михаил Доброхотов, Алексей Кузнецов, Давид Голощёкин

Вадим Майнугин потом говорил, что практически не помнит, что именно играл на сцене. Это естественно: он беспокоился за сына. Но мы-то запомнили, что и как было сыграно. Джаз оказался сильнее всех обстоятельств, очищая, укрепляя и поддерживая. Музыка была прекрасна.

Вадим Майнугин
Вадим Майнугин
реклама на джаз.ру
Предыдущая статьяРепортаж «Джаз.Ру». В Тарту и Нарве на востоке Эстонии в седьмой раз прошёл фестиваль IdeeJazz
Следующая статьяIn Memoriam. Перкуссионист Юрий Генбачёв (1941-2017)
Кирилл Мошков
Родился в Москве в 1968. По образованию — журналист (МГУ им. Ломоносова). Работал на телевидении, вёл авторские программы на радио, играл в рок-группе на бас-гитаре, писал и публиковал фантастические романы, преподавал музыкальную журналистику в МГУ и историю джаза в РГГУ, выступает как ведущий джазовых концертов и фестивалей, читает лекции о музыке (джаз, блюз) и музыкальной индустрии. С 1998 г. — главный редактор интернет-портала «Джаз.Ру», с 2006 — главный редактор и издатель журнала «Джаз.Ру» (Москва). С 2011 также член совета АНО «Центр исследования джаза» (Ярославль). С 2019 преподаёт историю стилей музыкальной эстрады в московской Академии джаза. Публикуется как джазовый журналист в ряде российских изданий, а также в американской, японской и европейской джазовой прессе (DownBeat, Jazz Perspective, Jazz Forum, Jazz.Pt, Jazzthetik, Jazz Podium и др.). Научные публикации в сборниках: Россия, Китайская Народная Республика, Япония. Выпустил ряд книг о джазе и смежных жанрах: «Индустрия джаза в Америке» (автор, 2008, расширенное переиздание — 2013), «Великие люди джаза» (редактор-составитель и один из авторов: 2009, второе издание — 2012, третье — 2019), «Блюз. Введение в историю» (автор, 2010, переиздания 2014 и 2018) и «Российский джаз» (2013, редактор-составитель и один из авторов совместно с Анной Филипьевой). Редактор-составитель сборника работ основоположника российского джазоведения Леонида Переверзева («Приношение Эллингтону и другие тексты о джазе», 2011). Автор главы «Джаз в Восточной Европе» в учебнике «Откройте для себя джаз» (издательство Pearson, США, 2011) и раздела о джазе в СССР и России в сборнике «История европейского джаза» (издательство Equinox, Великобритания, 2018). В 2021-22 гг. работал над сценарием полнометражного документального фильма «ДЖАЗ 100», посвящённого истории джаза в России, и над одноимённой книгой, представляющей собой развёрнутое исследование столетней истории отечественной джазовой сцены. Осенью 2022 г. выступил научным консультантом выставки «ДЖАЗ!100! РОССИЯ!» в Российском национальном Музее музыки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя