Пианист Агусти Фернандес проведёт в Москве «Резиденцию свободных радикалов»: интервью «Джаз.Ру»

0
реклама на джаз.ру erid: 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА
реклама на джаз.ру erid 2VtzqxFQyTa рекламодатель: ип панкова мария евгеньевна инн 500803407703 АКАДЕМ ДЖАЗ КЛУБ 16 НОЯБРЯ 2024 ОЛЕГ КИРЕЕВ КЛАССИКА ДЖАЗА

5 и 6 ноября в московском Культурном центре «ДОМ» состоятся два концерта, которые получили общее название Free Radicals Residence. Когда в ансамбле импровизационной музыки собираются трое очень известных музыкантов, каждый из которых — виднейшая фигура европейской новоджазовой сцены, нет ничего удивительного в том, что их гастрольный концерт разрастается в мини-фестиваль — или то, что сейчас принято называть «резиденцией». Именно в таком формате и пройдут два концерта в «ДОМе», созданного в прошлом году интернационального трио с говорящим названием Free Radicals — «Свободные радикалы». И вряд ли название нужно понимать в прямом смысле физико-химического термина: «свободные радикалы», как известно — это активные молекулы, имеющие возможность для присоединения еще одного электрона; частицы (как правило, неустойчивые), содержащие один или несколько неспаренных электронов на внешней электронной оболочке. Нет, конечно же, нам предлагается трактовать название в прямом словарном смысле: все три ключевых участника проекта — живущий в Швейцарии британский контрабасист Барри Гай (Barry Guy), пианист из Испании Агусти Фернандес (Agustí Fernández) и нью-йоркский трубач Питер Эванс (Peter Evans) — исповедуют свободную импровизацию в её радикальном воплощении, а значит — они и есть те самые «Свободные радикалы».

Free Radicals (photo © Esther Cidoncha)
Free Radicals (photo © Esther Cidoncha)

Концерты состоятся при поддержке Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция Москва». Информационные партнёры концерта — журнал «Джаз.Ру» и музыкальная энциклопедия «Звуки.ру».

Многие московские любители так называемого «нового джаза» помнят впечатляющий концерт четырёхлетней давности другого ансамбля — Aurora Trio, который, как и трио Free Radicals, был создан выдающимся испанским пианистом из Барселоны Агусти Фернандесом (см. ранее в «Полном Джазе 2.0»: «Пианист Aurora Trio Агусти Фернандес: судьба импровизатора в Испании», 2013). «Свободные радикалы» и «Аврора» — в каком-то смысле почти антиподы: если для «Авроры» характерно, наряду с импровизацией (подчас довольно дерзкой), также и обращение к мелодизму, традиционным гармониям, лиричности, то Free Radicals — это напор, страсть, крушение, парадокс. Правда, контрабасист обоих трио, ветеран европейской новоджазовой сцены Барри Гай, отмечает, что и у «свободных радикалов» возможны прекрасные лирические моменты, но «о них никто не будет знать заранее». Впрочем, Aurora Trio для Фернандеса вообще довольно нетипичный опыт. Пианист прежде всего исповедует принципы того самого свободного радикализма, который и дал название новому ансамблю, первые концерты которого прошли в прошлом году в Испании — неизменно с огромным успехом.

Британец Барри Гай, живущий в Швейцарии уже много лет, играет с Фернандесом, называющим его своим учителем, и в Aurora, и в Free Radicals. Барри, вокруг которого всегда концентрировалось множество важных начинаний, является одной из ключевых фигур в европейском (да и мировом) движении импровизационной музыки, и это не просто характеристика. Он был одним из тех, кто стоял у истоков того, что слушатели всего мира сейчас знают под кодовым названием European free improv. Еще в конце 60-х Гай участвовал в хрестоматийных Spontaneous Music Ensemble и Iskra 1903 (вместе с ныне покойными легендами — гитаристом Дереком Бэйли, барабанщиком Джоном Стивенсом, тромбонистом Полом Резерфордом); в начале 70-х, будучи одной из главных фигур лейбла Emanem, собрал London Jazz Composers’ Orchestra с Ховардом Райли, Тони Оксли, Кенни Уилером и эпизодическим участием Ирен Швайцер и Петера Брётцманна. Позднее Барри записывался с Сесилом Тейлором, а также с Globe Unity Orchestra Александра фон Шлиппенбаха. Для ценителей импров-сцены все эти имена говорят сами за себя.

ДАЛЕЕ: продолжение рассказа об участниках, программа «Резиденции», интервью Агусти Фернандеса, БИЛЕТЫ 

Barry Guy, Maya Homburger
Barry Guy, Maya Homburger

В соединении академической музыки со свободной импровизацией Барри Гаю активно помогает его многолетний партнер, замечательная скрипачка из Швейцарии — Майя Хомбургер (Maya Homburger). Она играла в ансамблях старинной музыки, выступает соло и в камерных составах. В основе их совместного проекта с Гаем Bach Meditation — произведения Баха для скрипки соло. Выступления их нередко превращаются в трёх- или четырёхчасовой марафон, в которых, помимо Баха, звучат произведения австрийского композитора XVII века Генриха Игнаца Франца Бибера, современного венгерского композитора Дьёрдя Куртага, самого Барри Гая и, конечно, импровизация. Что-то в подобном духе мы услышим в Москве 5 ноября — именно выступлением этого дуэта и откроется двухдневная резиденция Free Radicals в «Доме».

Возвращаясь к Агусти Фернандесу: комбинируя в своей игре традиции европейской классики XX века с джазовой импровизацией, он создал собственный яркий и легко узнаваемый стиль игры на фортепиано, отличающийся красотой и богатством тембров, разнообразием техник и вниманием даже к незначительным деталям. Фернандес играл и записывался едва ли не со всеми главными звездами европейской и американской свободной импровизационной музыки, среди которых Эван Паркер, Барри Гай, Матс Густафссон, Кен Вандермарк, Джон Эдвардс, Уильям Паркер, Rova Saxophone Quartet и др. Фернандес также некоторое время обучался композиционному мастерству у одного из важнейших авангардных академических композиторов XX века — Яниса Ксенакиса. Помимо всего названного выше, он участвует во многих других импровизационных ансамблях с разным количеством музыкантов, преподает импровизацию (и таким образом растит себе единомышленников уже среди более молодых поколений), много гастролирует и записывается. Свободная импровизация, по собственному его признанию, занимает девяносто процентов его жизни. В этот раз Фернандеса в Москве можно будет услышать не только в составе трио «свободных радикалов», но и как свободного радикала с сольной программой (5 ноября).

Peter Evans
Peter Evans

Третий «свободный радикал» — представитель более молодого поколения, один из лидеров нью-йоркской авангардной сцены, трубач и композитор Питер Эванс, приезда которого российские меломаны ожидают уже много лет. На сегодняшний день Эванс — может быть, самый значительный, оригинальный и интересный авангардно-джазовый трубач в мире и один из ярчайших мировых исполнителей импровизационной музыки в целом. Какой бы инструментальный состав ни собирался вокруг Эванса, будь это духовое трио Premature Burial, труба с ритм-секцией (Pulverize the Sound) или его собственные Peter Evans Quintet и септет Peter Evans Ensemble, звучание всегда будет нестандартным, музыка всегда будет результатом поиска и нахождения новых возможностей. В ряде организованных им ансамблей важное место занимает электроника. За свою уже довольно внушительную карьеру Эванс, конечно же, переиграл со всеми мировыми звёздами своего и старшего поколения — например, в трио с Фернандесом и Матсом Густафссоном, в квартете с Эваном Паркером, Барри Гаем и Полом Литтоном, сотрудничал с Джоном Зорном, Петером Брётцманном и многими, многими другими.

Возможно, многие помнят название хулиганского ансамбля Mostly Other People Do the Killing, в котором Эванс играл более десяти лет. Три года назад ансамбль позволил себе неслыханную дерзость: переиграл один в один великий альбом Майлза Дэйвиса «Kind of Blue» (их версия, сыгранная буквально нота в ноту, получила название «Blue»).  Этот поступок заставил джазовую общественность в очередной раз вернуться к обсуждению, что такое джаз на самом деле. Партию самого Дэйвиса исполнял, понятное дело, Эванс. Важнейшей частью творчества Питера являются его феноменальные сольные выступления — для трубачей далеко не часто избираемая форма музицирования. К счастью, большой сольный сет Эванса входит в программу первого дня Free Radicals Residence. Ну, а второй день, 6 ноября, будет полностью посвящён выступлению трио Free Radicals.

  • 5 ноября, воскресенье, 19:30
    Дуэт Майя Хомбургер — барочная скрипка (Швейцария) / Барри Гай — пятиструнный контрабас (Великобритания / Швейцария)
    Агусти Фернандес — фортепиано (Испания). Соло
    Питер Эванс — труба (США). Соло
  • 6 ноября, понедельник, 20:00
    Free Radicals Trio: Барри Гай — пятиструнный контрабас (Великобритания / Швейцария) / Агусти Фернандес — фортепиано (Испания) / Питер Эванс — труба (США)

ВИДЕО: Agustí Fernández / Barry Guy / Peter Evans
httpv://www.youtube.com/watch?v=6gEFCTpZFLs

Перед выступлением в Москве пианист Агусти Фернандес дал небольшое интервью обозревателю «Джаз.Ру» Григорию Дурново.

Григорий Дурново,
обозреватель «Джаз.Ру»
GD

Какая идея стояла за созданием Free Radicals Trio? Можете ли вы описать характерные черты этого проекта, отличающие его от других ваших проектов?

— Идея состояла в объединении трёх мощных личностей для создания новой музыки. Мы все знакомы друг с другом уже много лет и играли вместе в разных комбинациях. Мы с Питером — в трио с Матсом Густафссоном несколько лет назад (у нас вышло два диска), в дуэте, в ансамбле The Blue Shroud (основанном Барри Гаем — Г.Д.). С Барри мы сотрудничаем уже почти двадцать лет, играли во многих различных ансамблях (Evan Parker Electro-Acoustic Ensemble, Barry Guy New Orchestra, дуэтах, трио, квартетах и так далее). Так что собраться в виде трио было естественным шагом. Это нечто новое и волнующее для всех нас.

Agustí Fernández
Agustí Fernández

Отличается ли ваше взаимодействие с Барри Гаем в рамках Free Radicals Trio от того, как вы взаимодействуете в Aurora Trio?

— Это нечто совсем иное. В Aurora Trio мы концентрируемся на соединении сочинённой музыки с импровизацией. Музыка Free Radicals Trio — это тотальная импровизация.

Играете ли вы по-прежнему с Рамоном Лопесом (перкуссионист Aurora Trio. — Ред.)?

— Да, иногда. Недавно мы встречались и играли в составе The Blue Shroud.

Какая идея стояла за созданием Celebration Ensemble?

— Очень простая: отпраздновать моё шестидесятилетие с друзьями на сцене. Это была музыкальная вечеринка.

Несколько лет назад вы говорили, что планируете собрать оркестр из молодых музыкантов, которые учились у вас импровизации. Осуществился ли этот план?

— Пока нет, ха-ха. Думаю об этом по-прежнему. Может быть, следующим летом получится.

Какие из ваших нынешних проектов вы считаете самыми важными, не считая Free Radicals Trio?

— У меня их столько, что я не могу выделить какие-то как наиболее важные. Меня радует любая возможность играть, от сольных выступлений до больших ансамблей вроде The NU Ensemble или The Blue Shroud. Один из проектов, который меня очень радует, — The Liquid Trio с двумя моими бывшими студентами. У нас вышло уже три диска.

Есть ли у вас особый подход к сольному музицированию?

— Особого подхода нет. Я просто прислушиваюсь к тому, что от меня требует инструмент, зал, публика и так далее.

Ваш партнёр Барри Гай занимается старинной музыкой. Интересуетесь ли вы этим направлением?

— Не так сильно, как он: он — эксперт. Меня интересует классическая и современная музыка вообще, но также джаз, фолк, танго, индийская музыка, нойз, компьютерная музыка и так далее. Для меня старинная музыка не так уж отличается, скажем, от джаза. Дух тот же, даже если звучит всё по-разному.

5 и 6 ноября, 20:00, культурный центр «ДОМ»: Большой Овчинниковский переулок, 24, строение 4 (м. Новокузнецкая), тел. +7(495)953-7236.
Стоимость входного билета: в предварительной продаже — 1300 ₽, в день концерта — 1700 ₽. Стоимость абонемента на 5 и 6 ноября — 2200 ₽; абонемент можно приобрести только в кассе КЦ «ДОМ», количество ограничено.




реклама на джаз.ру

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, напишите комментарий!
Пожалуйста, укажите своё имя