29 октября в Екатеринбурге в возрасте 70 лет ушёл из жизни руководитель джазового оркестра Уральского государственного Театра эстрады, заслуженный артист РФ Николай Баранов.
Николай Сергеевич родился в Свердловске (название Екатеринбурга в 1924-1991 гг.) 6 апреля 1947 г. Джазом увлёкся в 10-летнем возрасте, когда учился в специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской государственной консерватории, что позволило ему ранее в этом году отметить 60-летие своей джазовой деятельности. В 1967 г. 20-летний пианист дебютировал на свердловской джазовой сцене в квартете с саксофонистом Владимиром Пресняковым, контрабасистом Олегом Рудиным и барабанщиком Валерием Чернавиным.
В 1970 г. Баранов окончил Уральскую консерваторию и уже в 1971 организовал свой первый биг-бэнд, в который вошли студенты консерватории и музыкального училища. В 1980-90 гг. он руководил оркестром со струнной группой во Дворце культуры Уралмаша, а в 1991 возглавил Уральский Государственный оркестр джазовой музыки, на базе которого через четыре года возник Уральский Театр эстрады. Биг-бэнд в 90-е гг. выступал с джазовыми программами на многих отечественных фестивалях (Санкт-Петербург, Анапа, Пермь, Челябинск, Астана), а также в Тунисе. В оркестр всегда входили лучшие музыканты Екатеринбурга: трубач и аранжировщик Сергей Пронь, барабанщик и перкуссионист Юрий Бобрушкин и др.) в качестве гостей-солистов играли Анатолий Кролл, Георгий Гаранян, Даниил Крамер, болгарский флейтист Симеон Штерев.
В 2012 г. оркестр как таковой прекратил существование; значительная часть его участников влилась в состав созданного при Театре эстрады Уральского государственного эстрадно-симфонического оркестра, который в 2014 г. возглавил Илья Коптев. Тем не менее, оркестр иногда давал джазовые концерты составом биг-бэнда, последний раз — на 70-летнем юбилее Николая Сергеевича в апреле 2017 г.
Кроме концертной деятельности, Николай Баранов был педагогом — с 1976 по 2000 гг. работал преподавателем, затем заведующим эстрадно-джазовым отделением в музыкальном училище им. П.И. Чайковского.
ВИДЕО: Джаз-оркестр Театра эстрады под руководством Николая Баранова, 2010
httpv://www.youtube.com/watch?v=5nhVP8Kwc3Y
Горюю и соболезную близким и землякам.
С Николаем Барановым впервые познакомился на концерте самодеятельного биг-бенда Владимира Преснякова в 1967 году, в зале УрГУ (ул. Куйбышева, 48а). Я тогда учился на 2-м курсе журфака и только-только стал соло-гитаристом университетского ВИА «Биос». Потом с В.Чекасиным в составе тургруппы студентов консерватории и университета мы ездили на музфестиваль «Варшавская осень» в Польшу (1969). Помня темы, которые звучали на концерте 1967 года, я аккомпанировал Чекасину в той поездке (для репетиции он закрывался в стенном шкафу номера отеля, засовывал полотенце в раструб сЕксофона, и мы импровизировали…).
Потом с «Биосом» я работал (ещё в студенчестве) в популярном тогда кафе «Серебрянном копытце». В.И.Турченко, услышав наш концерт в музучилище, предлагал мне пойти на новое тогда эстрадное отделение. Но для меня музыка и инструментал были хобби (я понимал, что начал поздно — в 10 лет, тем паче был мой ВУЗ-УрГУ или какое-то ССУЗ-училище). После окончания УрГУ я работал по профессии журналиста, но подрабатывал в «Кедре» с Сашей Рябовым, Славой Четвалинским, Гошей Красильниковым и, иногда, с Геной Фёдоровым и Колей Поповым (профессионалы их знают и помнят). А потом меня призвали в ГК КПСС курировать все творческие союзы и учреждения культуры города 468 организаций (вёл это 8 лет). Горжусь тем, что мы с В.Олюниным (завгоротделом культуры горисполкома) пробили у начальства города и области Свердловские рок-джаз клубы и дали «выдох» Чайфам, Насте, Пантыкину, Нау и прочим ребятам.
Колю Баранова буду помнить, как и Валеру Бириха, Женьку Бурдина (оба играли в моём школьном ансамбле в 1966 году), В.Лукичёва, В.Куцанова и других талантливых ребят в Свердловске. Рад, что ещё живы Турченко, Родыгин и др., кто меня ещё помнят.
С глубоким уважением к землякам, — Влад. Фёд. ЮРИН, Государственный советник Российской Федерации (в отставке), член-корреспондент Академии Российской словесности.
Был 2 раза председателем Государственной комиссии в свердловском училище. Помню, что я был несказанно удивлён тем, что студенты на дипломе показывали фантастический джаз и тогда я настоял чтобы некоторым поставили 5+. Николай потрясающий человек, беззаветно преданный джазу. Помню он мне написал о взрыве вагона динамита недалеко от его дома, который был на железнодорожных путях на станции сортировочная. в 90-х, и как от этого взрыва у него дома взорвался кинескоп телевизора. Увы наш джаз постоянно взрывался от коммунистического динамита, и лишь чудом выживали фанатики этого вида искусства, такие, как Николай — вечная память.
«Увы наш джаз постоянно взрывался от коммунистического динамита, и лишь чудом выживали фанатики этого вида искусства, такие, как Николай — вечная память.» (c) Олег Степурко
Опять Вам «коммунисты» помешали… Не могли бы Вы в таком случае пояснить, что стало с джазом во времена либерально-демократических реформ? (1991-2017) КПРФ не у власти и скорее всего не придёт к ней. Видимо из Ваших слов я должен экстраполировать неочевидный контент.
Я не был лично знаком с Николаем Барановым, но знаком с записями оркестра и с его отдельными музыкантами. Преклоняюсь перед людьми — подвижниками, просветителями в любой области деятельности.
Их немного но они есть, и Николай один из них.
Его вклад в развитие советского-российского-уральского-сибирского джаза велик. Память о нем останется в истории культуры страны.
Светлая памятть.