Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» (текст, фото, видео) Наталья Кравченко (фото, видео) |
6 октября в Санкт-Петербурге состоялся концерт «Звёзды петербургского джаза», который был призван заявить широкой публике об открытии новой джазовой площадки в северной столице России. Джазовый ресторан White Night Music Joint работает с весны 2017 г., но заявить о себе «граду и миру» его команда решила только в начале октября, когда устоялось расписание, принципы работы, круг постоянно выступающих музыкантов, определилась артистическая политика и направление, а заодно появилось и неформальное русифицированное название заведения — джаз-клуб «Белая ночь».
White Night Music Joint находится в левом крыле бывшего Лениздата — советского индустриального здания, встроенного в историческую застройку петербургского центра на набережной Фонтанки, прямо рядом с легендарным БДТ, Большим драматическим театром, одним из центров ленинградской и санкт-петербургской культурной жизни. В общем, это отличное место для джазовой площадки.
Вечер открыл арт-директор «Белой ночи» — гитарист Гасан Багиров (см. ранее в «Полном Джазе 2.0» от 19 июня 2017: Петербургский гитарист Гасан Багиров: юбилейное интервью для «Джаз.Ру»). В обращении к собравшейся аудитории, плотно заполнившей оба зала, Гасан пожелал всем хорошей музыки на новом месте.
И это было не единственное его обращение в тот вечер: у Гасана нашлось что рассказать и читателям/ слушателям/ зрителям «Джаз.Ру» — он дал главному редактору нашего издания Кириллу Мошкову небольшое видеоинтервью.
ВИДЕО: интервью арт-директора White Night Music Joint Гасана Багирова
httpv://www.youtube.com/watch?v=c2jIKJEsEWc
Собственно концерт «Звёзды петербургского джаза» состоял из четырёх сетов, которые отыграли коллективы, так или иначе связанные с Санкт-петербургской филармонией джазовой музыки. Впрочем, это не удивительно: Гасан Багиров и сам — солист Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки. А лидер первого ансамбля, выступавшего в тот вечер, буквально вырос в Филармонии. Публика привыкла думать о нём как о кларнетисте; именно на кларнете Константин Хазанович блистал ещё совсем юным музыкантом в джаз-бэнде тромбониста Алексея Канунникова (1932-2014) и в «Ленинградском диксиленде», именно по кларнету окончил школу-лицей при Санкт-Петербургской консерватории и Ростокскую консерваторию в Германии. Но теперь 30-летний музыкант — не кларнетист, а пианист, и в своём новом ансамбле играет только на фортепиано. И преимущественно — авторскую музыку.
Хазанович — артист, что называется, с позицией: изменения в его творческом лице происходят не спонтанно, они отражают его личную и художественную эволюцию, которую он не стесняется не только представлять в авторском музыкальном материале, но и вполне внятно вербализовать в общении с публикой. Он не просто намекает на свои взгляды — он их декларирует. Запомнилось его представление пьесы «Питерский ноктюрн», в музыкальном материале которой во весь рост встало классическое музыкальное наследие русской культуры во главе с самим П.И. Чайковским. Константин считает, что «Петербург из культурной превратился в алкогольную столицу», что потребление алкоголя, в частности, стало чрезмерно важной частью петербургской джазовой жизни (видимо, это нужно расценивать как критику в адрес одного чрезвычайно известного бара, сделавшегося в последние годы средоточием мэйнстримовых джемов северной столицы). Ему хочется противопоставить алкогольному угару высокую музыкальную культуру. Рассматривая его выступление в целом, нельзя не признать, что это стремление прочитывается вполне отчётливо. Авторские пьесы Хазановича — «Бибоп одной ноты», «Looking For You» и др. — отражают рост молодого автора, выдвижение его в ряды музыкантов-лидеров, а не только сильных инструменталистов-исполнителей. Да, в Петербурге, судя по всему, не так легко продвигать собственное творчество: доминирование джемовой сцены закономерно ведёт к доминированию и возведению в культ исполнения стандартного репертуара, причём, по ленинградской ещё традиции, в наиболее консервативном «изводе», когда буквальное воспроизведение канонов исполнительства, сложившихся в США 60-70 лет назад, оказывается важнее и собственного лица, и собственного слова в джазовом искусстве. Но, хотя из четырёх сетов «Звёзд петербургского джаза» только в одном — первом, у Константина Хазановича — была представлена исключительно авторская музыка, нельзя не отметить, что она всё же была представлена, и произошло это именно в White Night Music Joint, он же джаз-клуб «Белая ночь».
ВИДЕО: ансамбль пианиста Константина Хазановича играет его авторскую пьесу «Montenegro» на концерте «Звёзды петербургского джаза» в White Night Music Joint. Дмитрий Попов (саксофон), Михаил Фоминых (бас), Андрей Иванов (ударные).
httpv://www.youtube.com/watch?v=nxkGcetiw-U
Когда-то (да что там, совсем недавно — года три назад) Хазанович выступал и в том ансамбле, которому доверили в концерте «Звёзды петербургского джаза» второе отделение. Но с тех пор джаз-бэнд Фёдора Кувайцева значительно изменил состав — оставшись, впрочем, всё тем же по-молодёжному задорным диксилендом, как будто выпрыгнувшим прямиком из 1960-х, когда советские джазисты-любители массово открывали для себя несложную, яркую и задорную музыку раннего джаза — на самом деле переживавшего к тому времени уже третью, после оригинальных записей 1920-х и «ривайвла» («возрождения») 1940-х, волну популярности на мировой сцене. Оно, впрочем, и неудивительно. Лидер ансамбля, кларнетист Фёдор Кувайцев — джазмен во втором поколении: его отец, саксофонист Олег Кувайцев — заслуженный артист РФ, нынешний руководитель «Ленинградского диксиленда», в который пришёл играть в 1981 г., через 33 года после основания старейшего джаз-ансамбля ленинградской сцены. Фёдор и сам участвует в нынешнем составе «ЛД», а в собственном бэнде продолжает ту же традицию: классический репертуар, корнями уходящий в ранний, нью-орлеанский период истории джаза и исполняемый в весьма строгих стилистических рамках. «St. Louis Blues», «Royal Garden Blues» и т. п. звучат, тем не менее, не музейно, не «аутентично», а через призму восприятия если уж не двадцать первого столетия, то, во всяком случае, 1960-70-х — эпохи, когда по всей стране в осовремененном, приспособленном к восприятию нынешнего слушателя стиле задорно играли буквально сотни диксилендов с практически одинаковым традиционным репертуаром.
Интересно, что в составе джаз-бэнда Фёдора Кувайцева на сцене был пианист Дмитрий Братухин, который общероссийской аудитории известен скорее как музыкант авангардного джаза. Перемолвившись с Дмитрием парой слов после выступления, ваш корреспондент услышал от музыканта, что он воспринимает участие в ансамбле традиционного джаза как определённый артистический вызов. Ведь импровизация в узких стилистических рамках, свойственных раннему джазу, требует от пианиста весьма глубокого знания гармонии, исторических импровизационных техник (прежде всего диатонической импровизации) и понимания стиля. Успешно сочетать эти три требования, считает Дмитрий Братухин, зачастую оказывается едва ли не более сложно, чем играть свободную или ладовую импровизацию в современных стилях — и музыкант может найти тут для себя значительный творческий интерес.
Современный джазовый мэйнстрим в программе «Звёзд петербургского джаза» представил квартет, во главе которого стоит один из сильнейших петербургских саксофонистов нового поколения — 34-летний тенорист Кирилл Бубякин, который также возглавляет в Филармонии джазовой музыки её биг-бэнд, существующий уже почти восемь лет — Jazz Philharmonic Orchestra.
За клавишными инструментами в этот вечер был многообещающий молодой пианист Михаил Марышев. Родом из крымской Керчи, джаз этот юноша играет только четыре года (хотя окончил музыкальную десятилетку при Санкт-Петербургской консерватории — но по академической специализации). Впрочем, он уже успел стать лауреатом джазового конкурса «Осенний марафон» и дебютировать в Филармонии джазовой музыки под патронажем её главы, прославленного питерского джазмена Давида Голощёкина. В ансамбле Бубякина он показал себя компетентным и перспективным ансамблистом и небезынтересным импровизатором. Надёжная ритм-секция (басист Вадим Михайлов и барабанщик Андрей Иванов) создала подвижное, живое основание виртуозным соло лидера квартета на хрестоматийные джемовые темы джазового студенческого «фейкбука» (то есть тетрадки с темами джазовых стандартов, какую имеет практически каждый джазовый профессионал, которому часто приходится играть много стандартов в условиях отсутствия времени на репетиции).
Прозвучали «On Green Dolphin Street», «Moment’s Notice» — то есть заведомо узнаваемые темы, которые в то же время предоставляют солисту значительный простор в импровизации. Импровизационный язык Бубякина-солиста достаточно консервативен — что, как кажется со стороны, вообще норма в Питере, где к расширению импровизационного словаря и палитры выразительных средств многие относятся с недоверием; но в рамках этой «неоконсервативной» стилистики его язык развит блестяще.
А завершал вечер петербургский суперстар — человек, который для широкой публики олицетворяет само понятие о питерской джазовой сцене. Народный артист России Давид Голощёкин — не только солист-мультиинструменталист (флюгельгорн, скрипка, а в других случаях также и вибрафон, и фортепиано, и электроорган, и тенор-саксофон, и даже контрабас и ударные). Он также и идеолог, и лидер, и, что немаловажно — уже более четверти века возглавляет Санкт-Петербургскую филармонию джазовой музыки, эту цитадель здорового, как бык, петербургского джазового консерватизма. И не просто возглавляет, но и постоянно выступает на её сценах — то как руководитель собственного ансамбля, то как специальный гость тех или иных коллективов — минимум раз в неделю, а то и чаще.
В общем, мнение Давида Семёновича по поводу открытия новой джазовой точки в Санкт-Петербурге нам обязательно нужно было узнать — и, как обычно, мнение Голощёкина было выражено в афористически точной, лаконически сжатой (вернее, полусжатой!) и стратегически выстроенной форме, так что мы с удовольствием представляем его читателям «Джаз.Ру» в формате небольшого видеоинтервью.
ВИДЕО: Давид Голощёкин о White Night Music Joint
httpv://www.youtube.com/watch?v=soAnmU2v0wc
В своём выступлении Давид Семёнович сосредоточился на любимых стандартах, хотя в начале выступления сыграл собственную авторскую пьесу — «Взгляд пантеры» с вышедшего ранее в текущем году на виниле альбома «Сиреневый час» (не путать с выпущенным ещё в 1994 г. на компакт-диске практически одноимённым «Lilac Hour» — там совсем другие треки и состав).
В части стандартного репертуара («So Many Stars», «Fly Me To The Moon», «Caravan») к ансамблю Голощёкина (Гасан Багиров — гитара, Николай Сизов — клавишные, Вадим Михайлов — контрабас, Виктор Щербин — барабаны) присоединилась молодая вокалистка Юлия Касьян. Публика любит вокал, и выступления вокалисток традиционно украшают выступления многих проектов Голощёкина. Можно надеяться, что через какое-то время исполнительский уровень молодой певицы окончательно подтянется до тех эстетических задач, которые ставит перед ней именитый бэндлидер.
И, конечно, Давид Семёнович не мог не сыграть свою пьесу-талисман, которую играет, кажется, практически на любом своём выступлении уже почти полстолетия — «Stardust», написанную Хоуги Кармайклом ровно 90 лет назад, в 1927 г., и с тех пор записанную самыми разными артистами более 1500 раз. Страшно даже подумать, сколько раз в жизни её играл Голощёкин — но всё равно каждый раз он находит для неё новые эмоции и играет её так проникновенно и живо, как будто после бесконечно долгого перерыва возвращается к давно забытой мелодии из детства.
ВИДЕО: Давид Голощёкин «Stardust»
httpv://www.youtube.com/watch?v=aqv4shln4_M
А днём 7 октября в «Белой ночи» состоялось открытие музыкального проекта «Детский джем-сейшн», который совместно с этой площадкой представляет Детская школа искусств Санкт-Петербургского государственного института культуры.
Юных музыкантов приветствовали известный певец и актёр Максим Леонидов и продюсер Национального оперного центра Ринат Дулмаганов. На открытии выступили ученики ДШИ СПбГИК, педагоги и студенты кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства института. Автор этого проекта, директор ДШИ СПбГИК пианистка Марина Рыбакова, пояснила нам, что «Детский джем-сейшн» даёт возможность детям — будущим вокалистам и инструменталистам — «почувствовать себя настоящими музыкантами и после прохождения отборочного тура выступать с профессиональными музыкантами».
Отборочные туры проекта будут идти по воскресеньям с октября 2017 по май 2018, и лучшие юные музыканты получат возможность выступить на международном детском фестивале, который состоится в Санкт-Петербурге будущим летом. Заявки на участие детей-музыкантов в «Детском джем-сейшне» принимаются в течение всего сезона (см. подробности в более раннем материале «Джаз.Ру»).
«Джаз.Ру» безусловно одобряет выход на оперативный простор ещё одной джазовой площадки на второй по объёму (после Москвы) джазовой сцене в России — сцене Санкт-Петербурга. Регулярная джазовая жизнь в Ленинграде началась ровно 90 лет назад, в 1927 г., и не прекращалась даже в страшные месяцы гитлеровской блокады — только сменила вектор: джазовые музыканты играли тогда для сражающихся войск. Ленинград во многом был впереди Москвы в области джаза и до войны, и после окончания печального «периода разгибания саксофонов» рубежа 1940-50-х гг.; и если в последние три десятилетия экономические условия заставили множество питерских джазменов покинуть город — кто в поисках более широкой аудитории и более приемлемых условий работы уехал в столицу, а кто и за границу — то оставшиеся сделали всё для того, чтобы джазовая сцена Петербурга продолжала развиваться и пополняться музыкантами новых поколений. Джаз исторически находится на перекрёстках культур и разных сфер бытования; это музыка клубная настолько же, насколько и концертная, джаз звучит и в филармонических залах, и на клубной сцене. Обе этих составляющих необходимы для гармоничного развития региональной джазовой сцены — и тот факт, что в Санкт-Петербурге теперь функционирует ещё одна крупная, хорошо устроенная клубная джазовая площадка и у музыкантов есть ещё одно место для выступлений перед заинтересованной и неравнодушной публикой, мы, как старейшее российское джазовое издание, приветствуем от всей души.
Great article Cyril, wonderful to see you and David looking good ! Brought back tons of memories of beautiful «Peter» and the cats there. Big hug to you and best of luck to the new «Joint» :)