23 октября в Культурном центре «ДОМ» завершается VII фестиваль Гёте-Института «Джаз осенью». Заключительный концерт фестиваля станет мировой премьерой: давно и хорошо знакомые друг с другом немецкая саксофонистка Ингрид Лауброк и нидерландский бас-гитарист Люк Экс впервые выступят дуэтом, который так и называется — Ingrid Laubrock & Luc Ex. В свободной импровизации и композициях Ингрид Лауброк стремится к максимальному разнообразию. Её соло на теноре и альте одновременно лаконичны и наполнены смыслом, а богатое мелодическое измерение, заставляющее вспомнить Ли Коница, помещается в абстрактный контекст европейской интеллектуальной музыки. Нидерландский басист Люк Экс практикует подход «компровизации», заключающийся в сочетании тщательно прописанного материала со свободной импровизацией каждого голоса ансамбля. Экспрессивная манера игры Экса — отголосок панковского бэкграунда музыканта, получившего известность по игре в анархо-панк-группе The Ex.
Перед премьерным выступлением дуэта в Москве обозреватель «Джаз.Ру» Григорий Дурново взял интервью у Ингрид Лауброк.
Григорий Дурново, обозреватель «Джаз.Ру» |
Отличается ли ваше взаимодействие с Люком Эксом в дуэте от того, как вы взаимодействуете друг с другом в его группе Assemblée?
— Это будет наше первое выступление дуэтом, вот мы и узнаем! Уверена, что взаимодействовать мы будем по-другому. Во-первых, поскольку инструментальный состав будет другой, во-вторых, потому что концерт будет полностью импровизационным. В Assemblée мы играем пьесы Люка.
Вы часто играете с другими саксофонистами. Ваше взаимодействие с ними отличается от взаимодействия с другими музыкантами?
— Когда играешь с другими саксофонистами, знание особенностей инструмента может быть одновременно источником как удовольствия, так и трудностей. Нужно быть уверенным в собственных идеях, чтобы тебя не сбили с пути. Но благодаря совместной игре и тому, что мы хорошо знаем свои инструменты, происходит и что-то магическое. И, конечно, мы всякий раз чему-то учимся друг у друга.
Вы часто собираете ансамбли с необычным инструментальным составом. Вы изначально сознательно планируете, что у вас будет ансамбль с такими-то и такими-то инструментами, или всё в большей степени зависит самих музыкантов, с которыми вы хотите играть?
— Справедливо и то, и другое. Личности музыкантов для меня очень важны, но и оркестровка тоже. Иногда всё зависит исключительно от личностей, и я экспериментирую, не учитывая конкретные инструменты. В других случаях имеет место специфическая инструментовка, потому что таков был мой замысел. Я как композитор люблю, когда выполняются оба условия. К счастью, в Нью-Йорке, где вокруг столько талантливых музыкантов, так обычно и происходит.
ДАЛЕЕ: продолжение интервью Ингрид Лауброк, билеты, ВИДЕО
Как вы сочиняете для оркестров?
— Ха-ха, мне бы самой это понять. В этом году я сочиняла второе произведение для камерного оркестра. В декабре предстоит запись. Это невероятный процесс, в ходе которого многому учишься, я наслаждалась каждой минутой. Так же было и с предыдущим сочинением. В этот раз я сначала размышляла над общим планом произведения, над тем, каким оно должно быть, и записала это словами, прежде чем записывать какие-либо звуки. Для сочинения предыдущего произведения, «Vogelfrei», я использовала собственные фотографии геометрических фигур, которые получаются из проводов на железной дороге. Таким образом у меня получается словесный или визуальный план произведения. Я часто слышу музыку и передаю её контуры или структуры с помощью слов. Так получается быстрее, и я так лучше могу ухватить идею.
Влияет ли на ваши занятия импровизацией ваш интерес к этнической музыке — африканской или бразильской?
— Раньше определённо влиял, но в тех музыкальных контекстах, в которых я нахожусь сейчас, — не очень.
Среди тех проектов, в которых вы участвуете в последнее время, есть ли такие, в которых музыканты имеют дело с предварительно сочинёнными произведениями?
— Да, и таких много! Я сама много сочиняю, и мои ансамбли Serpentines, Anti-House, Ubatuba, а теперь и оркестр работают с сочинённой музыкой, некоторые — в значительной степени. Кроме того, я участвую в ансамблях, которые возглавляют Энтони Брэкстон, Мэри Хэлворсон, Крис Дэйвис, Нэйт Вули, Эндрю Друри, Люк Экс и многие другие, и часть музыки у этих ансамблей написана заранее. Мне всегда нравились как импровизация, так и композиция!
Какие из проектов, в которых вы участвуете сейчас, вас особенно вдохновляют?
— В этом году самым важным для меня был оркестр, эта музыка очень занимала меня. Но я только что сыграла несколько концертов со своим септетом Serpentines, и мне нравится, как он развивается музыкально. Все музыканты, которых я упомянула до этого, чрезвычайно важны для меня как исполнители, композиторы и друзья. Конечно, многие из этих союзов стали возможны благодаря их музыкальным связям с моим мужем Томом Рейни. Мне нравится его группа Obbligato (они исполняют джазовые стандарты, но по-своему), его импровизирующее трио с Мэри Хэлворсон. Из ансамблей, занимающихся импровизацией, мне прежде всего приходят на ум Perch, Hen, Brock & Rain с Абом Баарсом, Иг Хеннеман и Томом Рейни, работа с контрабасистом Стефаном Крампом и пианистом Кори Смайтом.
Кто из музыкантов, с которыми вы играли, более всех на вас повлиял?
— Энтони Брэкстон!
ВИДЕО: Luc Ex’ Assemblée (квартет с участием Экса и Лауброк)
23 октября, 20:00, КЦ «ДОМ», Б. Овчинниковский пер 24/4, м. Новокузнецкая, тел. +7(495)953-7236. Билеты: в день концерта 1300 ₽.