Валерий Коннов |
19 октября отметил 80-летие Владимир Тихонович Садковкин.
Когда один из наших общих друзей сообщил мне недавно о предстоящем столь солидном юбилее Володи, я поверил в это с трудом! Мы познакомились в 1984 году на фестивале в Витебске и с тех пор общались на разных московских мероприятиях и в джаз-клубах. Честно говоря, я как-то не задумывался о его возрасте, хотя знал, что он свидетель джазовой истории и один из летописцев отечественного джаза. Выглядит он, по-моему, младше своих лет, а в общении прост и всегда доброжелателен.
Мне захотелось поподробнее узнать об этом замечательном, талантливом и очень скромном человеке.
Владимир Садковкин — москвич, уроженец Арбата: родился в знакомом каждому москвичу старше 40 роддоме №7 им. Грауэрмана (в то время на Большой Молчановке). После средней школы окончил техническое училище, работал токарем на режимном заводе. Затем окончил Московское художественно-промышленное училище им. М.И. Калинина (1958-1963). До ухода на пенсию работал ведущим дизайнером Специального художественно-конструкторского бюро. Член Союза дизайнеров СССР. До 1968 года проживал в подвале «Дома с рыцарями», что на Арбате, 35, напротив Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.
Арбатская комната Володи была увешана его картинами. Цвет одной стены был разграничен по диагонали, поверх которой тон был светло-голубым, а под ней — синим. Здесь красовалась пространственная композиция: диагональ стены делила участок, ограниченный огромной пустой рамой из широкого деревянного багетника; на синем был пришпилен маленький жёлтый бумажный кораблик с чёрными парусами. Эта инсталляция приводила в восторг фланирующую по Арбату многочисленную джазовую и околоджазовую богему — сюда забредали друзья, знакомые, знакомые знакомых с пластинками, подругами, горячительным, преодолевая мощный заслон бабки Соловьихи, комната которой была первой от входной двери в коммунальную квартиру.
Бацилла джаза попала во Владимира Садковкина, когда другой фотограф и музыкант — Юрий Нижниченко — привел его в кафе «Молодёжное» [один из первых московских джаз-клубов 60-х. — Ред.]. Это было решающее событие в жизни юного выпускника художественно-промышленного училища, оно определило смысл его творческих исканий и устремлений. В то время Володя был обладателем радиолы «Кама», позже — «Ригонда», магнитофона «Днепр-10», около 800 патефонных пластинок и кучи магнитофонных катушек с джазовой музыкой различных стилей. Он много слушал джаз, много фотографировал и создавал художественные образы музыкантов, представляя их живописные портреты и композиции.
В 1959 году, начав осваивать фотографию с фотоаппаратом ФЭД-2, Володя появляется в первом московском джаз-клубе в ДК «Энергетик» на Раушской набережной, 5. В 1960 г. на открытии сезона в клубе выступал Нью-йоркский джаз-квартет трубача Идриса Сулеймана. Память об этом событии — Володины любительские снимки.
К этому же событию Володя подготовил свой первый джазовый плакат. В дальнейшем он занимается художественным оформлением (плакаты, заставки, эмблемы, программки, значки) первых московских джаз-фестивалей — «Джаз-62, -65, -67, -68», а также проводимых в 70-80-х г.г. в московской Студии музыкальной импровизации в ДК «Москворечье» (ныне Московский колледж импровизационной музыки).
ДАЛЕЕ: продолжение рассказа о юбиляре
Первая фотовыставка Володи экспонировалась на фестивале «Джаз-65» в кафе гостиницы «Юность». Позже он выставлял свои фотографические работы в московском джазовом кафе «Синяя птица» и на международном джазовом фестивале «Таллин-67». Гость фестиваля Уиллис Коновер заинтересовался Володиными фотоработами. А узнав, что Владимир занимается и джазовой живописью, выразил желание сделать выставку на ближайшем джазовом фестивале в США. Но фортуна распорядилась иначе. Фотовыставка Володи была представлена на фестивале «Джаз-67» — самом ближайшем, но не американском, а московском, куда из Таллина переехал и Коновер.
Тема значительной части живописных работ Владимира — джаз. Это колоритные портреты мировых и отечественных мастеров или жанровые сцены джаза. Заслушиваясь музыкой, которая отвечает его настроению, Владимир представляет большую часть своих работ как сочетание звука и фантазии, выраженное в красках. Его картины содержат в себе всё, что содержит джаз. В них есть многообразие ритмов, гармоний, портреты музыкантов точно отражают характер и внутренний мир каждой личности. Впечатление от живописи Володи аналогично реакции слушателя на живое джазовое исполнение, возникающее при непосредственном отклике чувств и воображения.
Картины разнообразны по технике исполнения — темпера, гуашь, пастель, акварель, цветной карандаш, коллаж. Поражает красочность, орнаментальность работ, на холстах проявилась полученная Владимиром профессия художника-дизайнера по коврам.
Думаю, многие джазфэны читали книгу Харуки Мураками «Джазовые портреты» с иллюстрациями Макото Вада. На мой взгляд, работы Садковкина также могли бы украсить подобную книгу.
Свои живописные работы джазовой тематики Володя выставлял на мероприятиях московского джаз-клуба Центрального Дома медицинских работников (Дом Медика), московского «Джаз Арт клуба», ленинградского джаз-клуба «Квадрат», на фестивалях в Витебске, Апатитах, московской Студии музыкальной импровизации (ДК «Москворечье»), в Ярославском джазовом центре.
В московском Доме Медика, на выставке, подготовленной к Летним Олимпийским играм 1980, и в «Джаз Арт клубе» (1995) были представлены как живописные, так и фотографические работы художника. С работами Садковкина, посвящёнными джазу, можно познакомиться на сайте московского «Джаз Арт» Клуба в рубрике «Арт-галерея».
В начале 90-х фирма грамзаписи «Мелодия» выпускала пластинки Всесоюзного клуба филофонистов с портретами джазменов на конвертах, написанными Владимиром специально для этого проекта.
Садковкин также автор многих картин, выполненных с натуры, и полотен исторического содержания.
Домашний фото-архив Владимира, созданный с помощью плёночных фотоаппаратов «ФЭД», «Кристалл», «Зенит» и «Любитель», огромен: в нём можно найти фотографии юных и молодых музыкантов, которые сегодня почитаются как мэтры. В архиве сокрыта незабываемая атмосфера первых джазовых площадок Москвы — Джаз-клуба на Раушской набережной, кафе «Аэлита», «Синяя птица», «Молодёжное», «Темп» и др. Без него не обходилось ни одно значимое событие, он со своим фотоаппаратом тихой, незаметной тенью, никому не мешая, работал — создавал фотопись советского джаза.
См. ранее в «Полном Джазе 2.0»: Малоизвестная страница истории. Джерри Маллиган в Москве
Как джазфэн Садковкин — сторонник мэйнстрима. С годами он собрал довольно много «фирменных» пластинок с записями своих кумиров, включая, конечно, и все лицензионные выпуски фирмы «Мелодия».
В настоящее время Владимир Тихонович — пенсионер. Живёт в Москве. Регулярно посещает фестивали в Саду «Эрмитаж».
Следуя веянию времени, Владимир занимается модернизацией домашнего архива — освоив компьютер, он сканирует бесчисленные фотоплёнки и снимки, оцифровывает километры магнитофонных записей, перенося их на CD, записывает на CD и DVD джазовые концерты, приумножая тем самым джазовую фото-, аудио- и видео-коллекцию, но теперь уже на современных носителях.
Историю Владимира Садковкина мне помогли узнать Георгий Искендеров (Москва), Александр Эйдельман (Москва), Гдалий Левин (Израиль) и Михаил Кулль (Израиль), за что я им очень благодарен.
Мы сердечно поздравляем Володю с замечательным юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, благополучия и творческого вдохновения!
Володя,дорогой ! От всего сердца поздравляю с этим прекрасным юбилеем.Прежде всего хочу пожелать тебе здоровья.И как говаривал незабвенный Натанчик,дай Бог тебе еще 100, а мы за тебя по 200 !
KEEP SWINGING !!!
Рома
Еще и еще раз поздравляю Володю с замечательным юбилеем! Да не затуманится твой объективный взгляд и твой темперамент художника, радуй нас своими новыми фотографиями и неисчерпающими залежами твоих бесценных фотоархивов!
И спасибо Валере за замечательный — достойный Юбиляра — очерк.
Здравствуйте Михаил! Прочитал небольшую часть вашей книги «Этот мой джаз». Обещаю достать и прочитать всю. Пишу воспоминания о своих промелькнувших годах, о любви к джазу. Я профессиональный художник-дизайнер (возможно встречаемый вами пример — автор логотипа нефтяной компании «Лукойл»). К своему потрясению, из вашей книги узнал, что вам интересен и до сих пор неизвестен «автор» логотипа к московскому фестивалю «ДЖАЗ-65». Это моя скромная работа, выполненная прямо в кафе «Молодёжное» на бумажной салфетке шариковой ручкой по просьбе флейтиста Стекольникова (Фамилия может быть не совсем правильная, но близкая). Он позже эмигрировал в Америку. В кафе пришёл с другом, фанатом джаза и его там все музыканты знали. Просьба была сделать как можно быстрее, пока разрешили. Но не думали, что я сделаю это так быстро, прямо в кафе в течении одного джема. А у меня других возможностей и не было. Я тогда болтался в Москве нелегально, без прописки. И фактически бомжевал. Вы немного старше меня и я беспокоюсь за ваше здоровье, особенно сейчас всвязи с Covid-19, потому что хотелось бы пообщаться.
С уважением, Ясинский Анатолий Матвеевич.
Володя, уважаемый друг юности нашей — времен знакомств-встреч в «КМ» — сердечно поздравляю тебя с юбилеем! Будь здоров, бодр, активен. Обнимаю тебя. Игорь Абраменков.
Дорогой Володя. Поздравляю.
80 — это лишь рубеж, за которым только начинается зрелая юность с её новыми ракурсами и красками. .
Желаю тебе новых творческих достижений. Мы все тебя любим. До 120-ти.
Миша, спасибо за похвалу, но я был лишь локомотивом, а вагоны информации мне были любезно предоставлены Гариком и Аликом.
Володе наилучшие пожелания! Надеюсь, в клубе обнимем и поздравим.
Очень интересный материал. Спасибо.
Дорогой Владимир Тихонович!
Приходя в гости к Юрию Верменичу, всегда видел его портрет Вашей работы.
С благодарностью вспоминаю наши встречи в Воронеже. Желаю Вам крепчайшего здоровья, бодрости и неиссякаемого оптимизма! Пересматривая слайды с репродукциями Ваших работ, поражаюсь широте Ваших интересов. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!