Часть I: 1 октября 2017: 95-летие отечественного джаза
Советский джаз. Год за годом
1922, 1 октября: вернувшийся в Москву из Парижа после восьми лет эмиграции поэт, переводчик и танцовщик Валентин Парнах устраивает концерт своего «джаз-банда», собранного из московских музыкантов. Как танцовщик Парнах создал под музыку настолько впечатляющие, новаторские пластические образы, что побывавший на концерте театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд вскоре пригласил его вместе с «джаз-бандом» участвовать в своих спектаклях — изображать «механистическую цивилизацию Запада». Писатели-сатирики Илья Ильф и Евгений Петров зло высмеяли участие «банды» Парнаха в мейерхольдовских спектаклях, выведя в романе «Двенадцать стульев» вооружённых «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда.
1926, весна — по СССР впервые гастролируют два «настоящих» джазовых ансамбля. Афроамериканцы из Jazz Kings барабанщика Бенни Пэйтона несколько месяцев дают концерты в Москве, Харькове, Одессе и Киеве; в их составе — такие звёзды раннего джаза, как тромбонист Фрэнк Уитерс и гениальный сопрано-саксофонист (в то время, впрочем, ещё кларнетист) Сидни Беше.
Афроамериканский пианист Сэм Вудинг привёз из Лондона несколько менее «горячее», прилизанно-эстрадное ревю из перебравшихся в Англию темнокожих американцев «Шоколадные ребятки» (The Chocolate Kiddies). Съёмки этого шоу вошли — как образ загнивания буржуазной культуры — в пропагандистскую кинокартину гениального советского документалиста Дзиги Вертова «Шестая часть мира».
1927, март: после четырёх месяцев напряжённых репетиций в московском Артистическом клубе дебютирует первый советский профессиональный джазовый коллектив — «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана. В 1928 г. «АМА-джаз» становится первым джазовым коллективом, живьём выступившим в эфире Московского радио, и первым советским джазовым ансамблем, записавшимся на грампластинку.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: слушаем подкаст №719. Джазу в России — 94 года! Александр Цфасман и другие исторические записи
1928, май: пролетарский писатель Максим Горький из своей уютной виллы на средиземноморском острове Капри обрушивается на эстрадно-танцевальную музыку, опубликовав в газете «Правда» статью «О музыке толстых». Писателя, как выяснили исследователи, мучил не джаз как таковой, а танцевальные фокстроты, которые на первом этаже виллы крутил на патефоне его беспутный сынок — но гнев престарелого Буревестника, излитый, с весьма мрачной образностью, на страницы официального органа правящей партии, на долгие десятилетия стал воплощением официального советского представления именно о джазе: «…весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому, и, послушав эти вопли минуту, две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных, они сошли с ума на сексуальной почве…».
1934: на экраны выходит фильм Григория Александрова «Весёлые ребята», первая советская музыкальная комедия. Оглушительный успех. В главной роли — эстрадный певец Леонид Утёсов, который свой оркестр именовал «Теа-джаз» (сокращение от «театрализованный джаз»). Музыку для фильма написал Исаак Дунаевский, и это стало началом его многолетнего сотрудничества с Утёсовым. Их лёгкая эстрада с одесскими клезмерскими корнями на долгие десятилетия становится синонимом слов «советский джаз» для большинства отечественных слушателей.
ВИДЕО: «Марш весёлых ребят» из фильма «Весёлые ребята», 1934 (оригинальная чёрно-белая версия)
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Леонид Утёсов и джаз: размышления с сомнениями; Человек-эпоха: Леонид Утёсов, звезда «советского джаза»
1937-1938: после продолжительного перерыва советский джаз вновь записывается на грампластинки — ансамбли Александра Цфасмана, Александра Варламова, Виктора Кнушевицкого, Георгия Ландсберга, Леонида Утёсова и др.
1939, сентябрь: гитлеровские войска вторгаются в Польшу, и на советскую территорию бежит множество джазовых музыкантов, в том числе трубач Эдди Рознер — берлинский джазмен, спасавшийся от нацистов в Польше. В Белоруссии собирается множество лучших польских артистов, и минское руководство одобряет создание Государственного джаз-оркестра БССР, в который входят музыканты из Польши. Во главе оркестра становится Рознер. Начинается сумасшедшая популярность его оркестра в СССР, продолжавшаяся шесть лет.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Книга об Эдди Рознере «Шмаляем джаз, холера ясна»
1946, март: речь премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в Фултоне даёт старт «холодной войне». Идеологическая машина СССР начинает «закручивать гайки» в адрес композиторов, писателей, критиков, музыкантов, которые ориентируются на западную культуру. Зародившийся в США джаз оказался удобной мишенью. Одной из первых жертв антиджазовой кампании становится Эдди Рознер: в ноябре 1946 он был арестован и осуждён по 58 статье («измена Родине»), номинально — за попытку вернуться в Польшу без разрешения советских властей, квалифицированную как «попытка незаконного перехода границы».
В 30-40-е г. репрессиям подверглось множество джазовых музыкантов, в том числе руководители популярных оркестров: Александр Варламов, Леопольд Теплицкий, Генрих Терпиловский и др. Практически всех сажали не «за джаз»: так, Варламов был в 1943 осуждён за то, что не донёс на дезертировавшего из армии племянника жены.
1947: в рамках кампании по репатриации в СССР из Шанхая переселяется работавший в этом космополитичном китайском городе с 1936 г. джазовый оркестр под руководством Олега Лундстрема. Оркестр создали двумя годами ранее на севере Китая, в Харбине, выросшие там молодые советские граждане — члены семей сотрудников Китайской Восточной железной дороги. Тем временем в СССР крепнет антиджазовая кампания. В Москву «шанхайцев» не пустили. Оркестр поселяется в Казани. Играть джаз в «период разгибания саксофонов» удаётся нечасто — разве что в ресторанах.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Синкопы джазовой судьбы. Очерк творческого пути Олега Лундстрема и его оркестра (к 100-летию) — часть I, часть II, часть III, часть IV
1948, 10 февраля: Политбюро ЦК ВКП(б) выпускает постановление «Об опере «Великая дружба» Вано Мурадели», в котором заклеймено «формалистическое направление, чуждое советскому народу». По результатам постановления вместе с композиторами Дмитрием Шостаковичем и Сергеем Прокофьевым под раздачу, как буржуазное искусство, попадает и джаз, хотя в тексте постановления он не фигурирует. Зато джазу достаётся в последовавших на «совещании деятелей советской музыки» разъяснениях главного идеолога партии, Андрея Жданова, который определил джаз как «нервозную, судорожную, припадочную музыку». Само упоминание слова «джаз» в положительном смысле в официальном контексте становится невозможным на долгие семь лет. Под запрет попали даже некоторые музыкальные инструменты, связанные с западной музыкой — шестиструнная («испанская») гитара (в музыкальных училищах преподают только семиструнную, «русскую») и все виды саксофонов. Тем не менее, множество энтузиастов в стране пытается играть джаз, пытаясь освоить его «на слух».
1954: трубач Эдди Рознер освобождён из лагерей — где, впрочем, не рубил лес, а руководил оркестром из заключённых, в том числе и своих бывших оркестрантов. Вернувшись в Москву, он вскоре формирует новый оркестр, который (правда, без своего лидера) снялся в дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956), где барабанщик оркестра Борис Матвеев впервые в советском кино сыграл джазовое соло на барабанах.
ВИДЕО: фрагмент из «Карнавальной ночи» — «Ансамбль пенсии и пляски»
Также на «Джаз.Ру»: Фильмография советского джаза. «Карнавальная ночь» (1956)
1956, 1 октября — казанский оркестр Олега Лундстрема, пересидевший «эпоху разгибания саксофонов» в консерватории и в работе по кинотеатрам, принят на работу Всесоюзной государственной концертной организацией (Союзконцерт) как «Концертный эстрадный оркестр п/у О.Лундстрема». Начинается работа на советской эстраде — и, наряду с аккомпанементом певцам, сопровождением чечёточников и исполнением эстрадных шлягеров, почти в каждой концертной программе звучит и джаз.
1957, лето: в Москве проходит VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Впервые на памяти целого поколения приподнятый «железный занавес» первым делом впустил в страну джаз, вызвав огромный всплеск формирования нового поколения советских джазменов. В джаз приходит так называемое «поколение физиков» — студенты технических специальностей, ринувшиеся осваивать новую музыку: саксофонист Алексей Зубов, изучавший теоретическую физику, его коллега Георгий Гаранян, учившийся на инженера, и др. Тон в московском джазе задают коллективы, базирующиеся в Центральном Доме работников искусств. На Фестивале молодёжи и студентов с успехом выступает Молодёжный оркестр ЦДРИ п/у Юрия Саульского, завоевав серебряную медаль фестиваля. Вскоре оркестр был распущен, но его солисты стали костяком нового поколения джазовых музыкантов, получивших джазовое образование «на слух» — в том числе путём еженощного прослушивания джазовой программы «Голоса Америки», которую с 1955 г. вёл легендарный Уиллис Коновер.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Джазовый радиоведущий Уиллис Коновер (1920-1996)
1961, осень: в Москве под эгидой комсомола открываются первые джазовые клубы — «Кафе Молодёжное» и «Аэлита». В течение следующих десяти лет «джазовые кафе» («Романтики», «Синяя птица», затем «Печора», «Ангара» и «Времена года») становятся основной средой формирования московской джазовой сцены. В эти годы в Ленинграде, Воронеже, Риге, Новосибирске, Ростове-на-Дону и множестве других городов создаются и «городские джаз-клубы» — не заведения общепита, а, фактически, любительские объединения энтузиастов.
1962, лето — СССР с двухмесячными гастролями посещает оркестр легендарного американского кларнетиста Бенни Гудмана; молодые участники его оркестра умудряются, несмотря на бдительный пригляд советских «компетентных органов», общаться и даже играть «джемы» со своими советскими коллегами.
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Контрабасист Билл Кроу о гастролях оркестра Бенни Гудмана по СССР — впервые по-русски! Часть I, часть II, часть III, часть IV, часть V, часть VI
1962, осень — советские джазмены впервые выезжают на зарубежный джазовый фестиваль, Jazz Jamboree в Варшаве. Молодые звёзды советского джаза — трубач Андрей Товмасян, саксофонист Алексей Козлов, гитарист Николай Громин и др. — объединённые для поездки в Польшу в ансамбль под названием «Секстет Вадима Сакуна», вызывают удивление своих европейских и американских коллег, не подозревавших, что в СССР кто-то играет современный джаз, причём не только копируя американские образцы, но и создавая собственную музыку с опорой на национальные традиции. Записанная на фестивальном концерте в Варшаве пьеса 19-летнего Андрея Товмасяна «Господин Великий Новгород» стала первой выпущенной на пластинке записью нового поколения советских джазменов.
СЛУШАЕМ: Секстет Вадима Сакуна — «Господин Великий Новгород»
фрагмент выступления на фестивале «Джаз Джембори» в Варшаве, 1962; из англоязычной видеолекции автора этого текста «Andrei Tovmasyan: American Jazz, Russian Way»
РАНЕЕ НА «ДЖАЗ.РУ»: Трубач Андрей Товмасян (1942-2014)
1965: после первой камерной клубной попытки 1962 г. впервые на большой сцене проходит II Московский фестиваль джазовых ансамблей, вошедший в историю, как и фестивали 1966-68 гг., благодаря выпущенным Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» сборникам лучших фестивальных номеров. Гремят имена пианиста Игоря Бриля, трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова…
СЛУШАЕМ: сборник лучших номеров фестиваля «Джаз 65», ч. 1
Двойной виниловый альбом был записан в студии «Мелодия» после фестиваля, по его результатам. На диске 1 звучат квартет вибрафониста Леонида Гарина, квартет саксофониста Алексея Козлова, трио пианиста Виктора Мисаилова, квартет гитариста Николая Громина.
1967, май: на Таллинский джазовый фестиваль приезжает ансамбль американского саксофониста Чарлза Ллойда с молодыми Китом Джарреттом на фортепиано и Джеком ДеДжоннетом на ударных, а также коллективы из Польши, Швеции, Финляндии и два десятка ансамблей буквально со всего СССР. Таллинский фестиваль стал первым большим международным джаз-фестивалем в стране. Превосходный репортаж с фестиваля опубликовал в журнале «Юность» писатель Василий Аксёнов. Для советских джазменов многое значило присутствие на шедших подряд в мае и июне фестивалях в Таллине, Ленинграде и Москве джазового ведущего «Голоса Америки» Уиллиса Коновера, который с интересом знакомился с джазовой жизнью СССР.
ЧИТАЕМ: Василий Аксёнов «Простак в мире джаза, или Баллада о тридцати бегемотах
1968, осень — после августовских событий в Чехословакии в советской идеологической машине начинается «завинчивание гаек», в том числе и в культурной жизни. Накал джазовой жизни надолго снижается, Московские джаз-фестивали после лета 1968 не проводятся девять лет.
1971, сентябрь-октябрь: Советский Союз с двухнедельными гастролями посещает оркестр самого Дюка Эллингтона. Сотни фэнов со всей страны колесят вслед за Дюком по всему его гастрольному маршруту. В Ленинграде группа местных музыкантов умудряется прорваться на лётное поле аэродрома и сыграть выходящему из самолёта Дюку классическую пьесу раннего новоорлеанского джаза «Когда святые маршируют», невзирая на неудовольствие «органов».
1972: московские джазмены в клубе «Времена года» играют джем с оркестрантами гастролирующего по СССР лучшего джазового оркестра 1970-х — Thad Jones / Mel Lewis Big Band.
1973: под давлением Запада власти СССР впервые разрешают массовую еврейскую эмиграцию; воспользовавшись этой лазейкой, из страны с 1973 г. и на протяжении всех 1970-80-х гг. эмигрирует множество джазовых музыкантов, стремящихся играть любимую музыку на её родине, в США. Трубач Валерий Пономарёв, например, через несколько лет окажется в составе легендарных Art Blakey Jazz Messengers, а саксофонист Анатолий Герасимов — в оркестре Дюка Эллингтона.
1974: в нескольких музыкальных училищах (средних специальных учебных заведениях) впервые вводятся официальные программы изучения джазового исполнительства (так называемые «эстрадно-джазовые отделения»). Госконцерт впервые официально принимает на работу джазового музыканта как солиста-инструменталиста (пианист Леонид Чижик), но в то же время по недосмотру засовывает приехавшего выступить в Москве великого пианиста Оскара Питерсона в окраинную гостиницу низкого класса, и концерт со скандалом отменяется.
Вторая половина 70-х — первая половина 80-х: «малый ледниковый период» в советском джазе. Правда, в 1978 г. возобновлены Московские джаз-фестивали, а на «Мелодии» время от времени выходят виниловые альбомы советских джазменов — пианиста Игоря Бриля, джаз-рок-группы «Арсенал» саксофониста Алексея Козлова, ансамблей «Каданс» Германа Лукьянова и «Аллегро» Николая Левиновского, даже записи авангардного вильнюсского Трио Ганелина, но многие музыканты (например, трубач Константин Носов, саксофонист Алексей Зубов) эмигрируют, так и не дождавшись своей авторской пластинки.
ВИДЕО: группа Николая Левиновского «Аллегро» на джаз-фестивале в Тбилиси — «Песнь увядающих цветов»
фрагмент музыкального фильма «Играем джаз!», режиссёр Святослав Чекин
1982: московские джазмены скромно отмечают 60-летие советского джаза.
1983: выходит на экраны фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза» с музыкой пианиста Анатолия Кролла, впервые в популярной форме красивой сказки представляющий широкому советскому зрителю основы истории джаза в СССР.
Также на «Джаз.Ру»: Фильмография советского джаза. «Мы из джаза» (1983)
1990: Юрий Саульский проводит в Москве эпохальный Первый международный московский джаз-фестиваль, на котором рядом с советскими звёздами играют такие титаны мирового джаза, как Сан Ра, Фредди Хаббард, Бенни Голсон, Лестер Боуи, Брэнфорд Марсалис… Среди американских звёзд на фестивале играет и нью-йоркский трубач Валерий Пономарёв, приехавший в родной город впервые за 17 лет.
1991: с концом Советского Союза заканчивается и эпоха «советского джаза», которому отныне предстоит не борьба с государственной идеологией, а повседневная битва за экономическое выживание. Джаз в России погружается в кризис; эмигрирует множество музыкантов, не уехавших даже в самые трудные советские годы; количество выпускаемых джазовых записей падает почти до нуля. Выйти из кризиса и начать создавать для себя новую среду обитания импровизационной музыке в России удастся только ко второй половине 90-х.
на основе текста, подготовленного для приложения к журналу Time Out Moscow в 2007 г.
Джаз в современной России
Бурное развитие российской джазовой сцены началось в конце 1990-х гг.. Новые поколения джазовых музыкантов воспитывает обширная система специализированного джазового образования, в которую входят эстрадно-джазовые отделения детских музыкальных школ и детских школ искусств, несколько десятков средних специальных учебных заведений (музыкальных училищ и училищ искусств) по всей стране, а также несколько джазовых кафедр в высших учебных заведениях — прежде всего в Российской Академии музыки им. Гнесиных (Москва) и Ростовской государственной консерватории им. Рахманинова (Ростов-на-Дону). За последние два десятилетия множество российских музыкантов также получили специализированное джазовое образование в США и странах Европы — и, что немаловажно, многие вернулись в Россию, чтобы работать для российской аудитории.
Первопроходцем развития постсоветской джазовой сцены стал саксофонист Игорь Бутман. Дебютировав в Ленинграде в ансамбле Давида Голощёкина в начале 1980-х, он позднее играл в оркестре Олега Лундстрема и в ансамбле Николая Левиновского «Аллегро», а в 1987 г. уехал в США, чтобы учиться в прославленном бостонском колледже Бёркли. Несколько лет проработав в Нью-Йорке и став уважаемым членом джазового сообщества столицы мирового джаза, он во второй половине 1990-х возвратился в Россию, где создал собственный джазовый биг-бэнд (ныне — Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана), один из лучших в стране джазовых клубов (ныне — Клуб Игоря Бутмана на Таганке), мощный международный джаз-фестиваль («Триумф джаза», в 2017 г. состоялся в 17-й раз), собственную фирму грамзаписи, выпускающую только российский джаз, а в 2010-е гг. добился впечатляющих успехов на ниве продвижения отечественного джаза на мировой сцене. В настоящее время продюсерская компания Игоря Бутмана проводит 11 фестивалей ежегодно — не только в Москве, Сочи, Ростове-на-Дону и ряде других городов России, но и Риге (Латвия).
В настоящее время в России каждый год проходит несколько десятков джазовых фестивалей, среди которых только два — «Джаз над Волгой» в Ярославле и «Джаз у старой крепости» в Новокузнецке — непрерывно проводятся с советских времён. Многие фестивали стартовали в 1997-99 гг., после окончания трудного для российского джаза периода: так, в этом году отметил 20-летие первый московский джазовый «опен-эйр» — фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж». Лучшие российские музыканты выступают в фестивальных проектах народного артиста России композитора Анатолия Кролла в Доме Музыки. Значительное число фестивалей имеет международный статус и представляют широкий спектр мирового джаза наряду с достижениями отечественных артистов. Передвижной фестиваль с ироничным названием «Джазовая провинция» с центром в Курске уже более двух десятилетий охватывает 10-12 городов центральной России (Воронеж, Орёл, Липецк, Белгород и др.), а стартовавшее в 2004 г. в подмосковном Архангельском семейство фестивалей под открытым небом «Усадьба Jazz» к 2017 г. проводится в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Воронеже и Сочи. Длительную историю и собственное лицо имеют также фестивале в Санкт-Петербурге, Архангельске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске, Екатеринбурге, Челябинске и других городах. Активно развивается фестивальная сцена и в Тихоокеанском регионе (Владивосток, Хабаровск).
Среди ведущих клубных джазовых площадок страны — московские клубы «Эссе», Клуб Игоря Бутмана, Клуб Алексея Козлова; в северной столице — Санкт-петербургская филармония джазовой музыки и джаз-клуб JFC, в Екатеринбурге — клуб EverJazz. В Казани уже девять лет работает клуб «Старый рояль», в Уфе — Уфимский джаз-клуб.
Несомненно важное для отечественной сцены событие грядёт 30 апреля 2018 г.: официальное празднование Международного дня джаза, введённого ЮНЕСКО в 2012., состоится в Санкт-Петербурге, который принимает эту эстафету у Парижа, Осаки, Стамбула, Вашингтона и Гаваны.
ВИДЕО: Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр играют Рахманинова в аранжировке Николая Левиновского на 17-м фестивале «Джаз над Волгой» в Ярославле, 25.03.2017
Соло: Олег Аккуратов — ф-но, Игорь Бутман — тенор-саксофон, Александр Сипягин — труба, Эдуард Зизак — ударные
С удовольствием и радостью прочитал статью К.Мошкова о нашем советском,российском джазе.Многие имена мне знакомы,со многими я общался и играл:А,Кузнецов,Г.Лукьянов,А.Козлов,Андрюша Товмасян,И Высоцкий,О.Лундстрем,Ю.Саульский и многие другие.Всех джазменов и сочувствующих поздравляю с Юбилеем ДЖАЗА!
Маленькая поправка. Ландсберг не Генналий, а Георгий.
Кирилл, замечательно. Коротко и ясно!
Хороший, подробный обзор. Уточняю — оркестр Теда Джонса-Мэла Луиса выступал в СССР в 1972 году. Джем сейшн состоялся в кафе Времена года, которое находилось в ЦПКиО им. Горького.