Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру» |
1 октября 2017 г. джазовому искусству в России исполняется 95 лет: в этот день в 1922 г. в Москве состоялся первый исторически документированный джазовый концерт — и это было выступление отечественных музыкантов, а не зарубежных гастролёров: на сцену вышел «Джаз-банд Валентина Парнаха». Впереди и другие даты, в том числе предстоящее через год 90-летие первой грампластинки с записями отечественных джазменов (ансамбль «АМА-джаз» пианиста Александра Цфасмана, 1928).
Девять с половиной десятилетий продолжается история джазового искусства в нашей стране. В джазовое движение за эти десятилетия были вовлечены десятки тысяч людей, а дискографии советского и российского джаза насчитывают сотни наименований. При этом джаз как вид музыки на протяжении долгих лет находился в нашей стране в странном положении. Его бурное развитие в 1920-30-е гг. сопровождали не менее бурные дискуссии с политическим подтекстом. С началом «холодной войны» во второй половине 40-х все государственные джаз-оркестры, кроме двух, были распущены, а два уцелевших — Госджаз РСФСР п/у Леонида Утёсова и Госджаз Армении п/у Артемия Айвазяна — были переименованы в «эстрадные». Само публичное упоминание слова «джаз» в положительном смысле стало невозможным почти на целое десятилетие.
Проблема была в том, что джаз — молодая ветвь музыкального искусства: само слово jazz как название вида музыки впервые фиксируется в 1914 г. — и при этом родилась эта музыка в Соединённых Штатах Америки, которые во второй половине прошлого столетия были главным геополитическим антиподом Советского Союза. С «иностранными» явлениями, освоенными российской музыкальной культурой до революции 1917 года — оперой, симфонической классикой, даже «лёгкой» музыкой в лице, скажем, оперетты — советская власть в целом готова была мириться: они укладывались в схему «обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», которую сформулировал вождь большевистской революции Владимир Ульянов (Ленин) в 1920 году. А вот более новые явления с Запада автоматически встречались в штыки, как порождения буржуазной культуры.
Тем не менее, утверждение, что «джаз был запрещён в СССР» — в общем-то, миф. Даже в период 1946-1955 гг., который Леонид Утёсов позднее сатирически называл «эпохой разгибания саксофонов», джаз не был запрещён — но его яростно критиковали, его порицали, исполнять его «не рекомендовали». Сильнее всего «не рекомендовали» джаз в системе государственного музыкального образования: не только не преподавали, но и, если студента ловили за исполнением джаза — могли и отчислить. После 1957 хрущёвская «оттепель» принесла бурное развитие отечественного джаза.
Только в 1974 г., благодаря усилиям влиятельного члена Союза советских композиторов Юрия Саульского и ряда джазовых энтузиастов, в ряде музыкальных училищ СССР были открыты программы подготовки джазовых музыкантов, а в системе государственных концертных организаций появились ставки солистов для джазовых музыкантов. До этого джазмены-импровизаторы, если не работали в государственных «эстрадных» оркестрах, считались, строго говоря, самодеятельностью. Так что только с первой половины 70-х можно говорить о том, что джаз в нашей стране окончательно признан как вид музыкального искусства.
ДАЛЕЕ: продолжение первой части исторического очерка к 95-летию отечественного джаза
Начало. «Джаз-банд Валентина Парнаха»
1 октября 1922 года в Москве впервые состоялся джазовый концерт: поэт, переводчик, танцовщик и теоретик «эксцентрического искусства» Валентин Парнах (1891-1951) представил на сцене Большого зала Государственного института театрального искусства (ГИТИС) свой коллектив под названием «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр — джаз-банд Валентина Парнаха». Эту дату по сохранившимся афишам и отчётам участников и зрителей установил исследователь истории советского джаза Алексей Баташёв в своей эпохальной монографии «Советский джаз» (1972), что дало возможность объявить именно эту дату днём рождения отечественного джаза. С 1982 года отечественные музыканты регулярно отмечали День советского джаза. Теперь это День российского джаза, что больше соответствует и исторической правде: первые два концерта «Джаз-банда Валентина Парнаха», 1 октября в ГИТИСе и в начале декабря в Доме печати (ныне Дом Журналистов), проходили ещё до официального создания СССР (29 декабря 1922), в тогдашней Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР).
Уроженец Таганрога, поэт «серебряного века» русской поэзии Валентин Яковлевич Парнах не был профессиональным музыкантом, но, увидев в Париже летом 1921 г. афроамериканский джазовый ансамбль Louis Mitchell Jazz Kings, был так очарован новыми, неслыханными ритмами и звучаниями, что привёз в Россию целый набор инструментов для «джаз-банда», джазовые грампластинки и огромное желание создать в родной стране джазовый ансамбль — что и было исполнено. Правда, в своём ансамбле Парнах не играл, а танцевал — выражаясь современно, исполнял «сольную пластическую импровизацию» на авансцене.
Мало того, именно Парнах придумал даже само написание слова «джаз» на русском языке — фонетическое, не повторяющее графику английского оригинала, но передающее его звучание. И именно его перу принадлежат первые скромные теоретические работы о джазе, написанные на русском языке — в том числе статья «Джаз-банд — не шумовой оркестр» (журнал «Зрелища», Москва, №15-1922).
Записей или съёмок «Джаз-банда Валентина Парнаха» не сохранилось. Есть только несколько фотографий танцующего Парнаха.
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ХРОНОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ДЖАЗА
текст был подготовлен для буклета концерта к 95-летию отечественного джаза, состоявшегося в ночь на 30.09.2017 в цикле «Джаз в метро»
Как ни крути, джаз в СССР всё-таки был. Мне, как честному коммунисту, очень приятно это читать. А вот у «народников» (преимущественно — домристов, балалаечников, гусляров) в СССР — джаза не было. По крайней мере в первой половине XX — го века. Лишь во второй половине XX — го века появились отдельные энтузиасты-экспериментаторы (преимущественно — баянисты/аккордеонисты). Но связано это не с оттепелью, а с исторической судьбой «народных» инструментов в России и СССР. Надеюсь, что в СНГ джаз у «народников» всё-таки будет. Imho.